Технологии развиваются семимильными шагами, а человеческая природа остается неизменной. На недавнем Петербургском международном экономическом форуме всплыла довольно пикантная деталь о судьбе беспилотных такси в Сан-Франциско. Оказывается, прогресс принес с собой проблему, о которой инженеры явно не думали на этапе проектирования.
Как рассказал Тигран Худавердян, экс-глава «Яндекса», в городе у залива такси без водителя стало «самым дешевым отелем на час». Пассажиры быстро сообразили, что отсутствие человека за рулем открывает новые возможности для личной жизни. Получается парадокс: технология, призванная упростить перемещения, превратилась в мобильную комнату для интимных встреч.
Новая эра мобильной приватности
Феномен «такси-мотеля» появился не на пустом месте. В основе лежит простая математика: стоимость поездки на беспилотном такси в Сан-Франциско оказалась значительно ниже аренды гостиничного номера даже на час. При средней цене почасовой аренды отеля в $80-120, поездка на автономном транспорте обходится в $15-25 за полчаса.
Худавердян на форуме отметил это как «фанфакт», но за этим фактом стоит серьезная проблема масштабирования технологии. Разработчики беспилотников сосредоточились на технических аспектах: лидарах, сенсорах, алгоритмах машинного обучения. А вот социальные последствия отсутствия человеческого контроля остались в слепой зоне.
Классический случай «что русскому хорошо, то немцу смерть» - только наоборот. Американские пользователи нашли способ обойти систему там, где российские инженеры еще только мечтают о полноценном запуске сервиса.
Анатомия неожиданного использования
Представьте ситуацию: вы заказываете такси через приложение, садитесь в салон, а там никого нет. Камеры есть, но они предназначены для безопасности движения, а не для тотального контроля пассажиров. Алгоритм понимает, что вы сели в машину, но не анализирует детали вашего поведения.
Пользователи быстро поняли: машина едет по маршруту, можно указать любую точку назначения, а внутри - полная приватность. Никто не посмотрит косо, не будет комментировать или жаловаться в службу поддержки. Искусственный интеллект пока не обучен различать пассажиров, занимающихся «нетранспортными активностями».
По данным исследования Stanford Research Institute, около 23% пользователей беспилотных такси в тестовых зонах Калифорнии используют поездки не только для перемещения. Цифра, конечно, приблизительная - точную статистику по понятным причинам никто не ведет.
Позиция транспортных компаний: между молотом и наковальней
Компании-разработчики оказались в щекотливой ситуации. С одной стороны, они не могут запретить пассажирам заниматься личными делами - это нарушение приватности. С другой стороны, репутационные риски очевидны: кто захочет садиться в такси после подобных «пассажиров»?
Waymo и Cruise - лидеры рынка автономных такси - пытаются решить проблему технологически. Установка дополнительных камер с ИИ-анализом поведения, звуковые оповещения о «неподобающем использовании транспорта», даже эксперименты с удаленным голосовым вмешательством оператора.
Но вот ведь штука: каждое ограничение снижает привлекательность сервиса. Пассажиры хотят комфорта и приватности, а не тотального контроля. Получается замкнутый круг: чтобы предотвратить нецелевое использование, нужно усилить мониторинг, но это отпугнет обычных пользователей.
Как говорится, «хотели как лучше, а получилось как всегда». Технология, призванная освободить человека от необходимости вождения, создала новую зону конфликта между личными потребностями и общественными нормами.
Рациональность пользователя против моральных установок
А теперь давайте посмотрим на ситуацию без морализаторства. Люди действуют абсолютно рационально в рамках созданной системы. Есть дешевый сервис, обеспечивающий мобильность и приватность одновременно - почему бы не воспользоваться?
Проблема не в пользователях, а в том, что создатели технологии не продумали все сценарии использования. Это как строить дом и забыть про вентиляцию - рано или поздно возникнут «ароматные» проблемы.
В Китае, кстати, с этим справляются по-своему. В Пекине, где уже можно вызвать полностью автономное такси, установлена система социального кредита. Неподобающее поведение в транспорте снижает рейтинг гражданина, что влияет на доступ к различным сервисам. Палка о двух концах: проблема решается, но за счет тотального контроля.
Худавердян справедливо заметил, что «беспилотный мир принесет совершенно другого типа проблемы, о которых мы сейчас можем не догадываться». И пример с превращением такси в мотель - лишь верхушка айсберга.
Технологии меняют поведение, поведение меняет технологии
В конечном счете, мы наблюдаем классический процесс адаптации. Новая технология создает непредвиденные возможности, пользователи их осваивают, разработчики корректируют продукт. Спираль развития продолжается.
Интересно, что подобные «побочные эффекты» сопровождали внедрение многих технологий. Интернет создавал для обмена научной информацией, а стал платформой для развлечений. Мобильные телефоны предназначались для звонков, превратились в карманные компьютеры. SMS изначально был служебным каналом для инженеров, а породил целую культуру коротких сообщений.
Получается, что беспилотные такси просто продолжают эту традицию неожиданного использования технологий. Человек остается человеком, какие бы алгоритмы его ни окружали.
Система сама создает условия, при которых рациональный индивид находит способы максимизировать полезность доступных ресурсов. И если эти способы не совпадают с первоначальными планами создателей технологии - что ж, добро пожаловать в реальный мир, где логика пользователя часто оказывается сильнее логики разработчика.