В фильме «Любовь и голуби» актриса согласилась сниматься только по просьбе мужа.
В возрасте 80 лет умерла Наталья Тенякова — жена и верный творческий партнер Сергея Юрского, исполнившая главные роли в таких знаковых советских фильмах, как «Старшая сестра» и «Любовь и голуби», долгое время остававшаяся одной из ведущих актрис МХТ имени А. П. Чехова. Она была непубличным человеком, редко давала интервью и предпочитала кинематографу театральную сцену. Однако Тенякова была эпохой в истории советского, а затем и российского театра, и на ее игре учились профессии поколения молодых актрис.
Скромница, красавица
Наталья Тенякова родилась в Ленинграде 3 июля 1944 года. Об актерской карьере она мечтала с ранних лет и, окончив школу, поступила в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК), на курс театрального режиссера и педагога Бориса Зона. Вместе с ней на курсе учились такие известные в дальнейшем советские актеры, как Ольга Антонова, Лев Додин, Виктор Костецкий, Леонид Мозговой. Уже в институте коллеги называли ее первой красавицей ленинградского театрального мира. Впрочем, сама Тенякова всегда была скромной и позднее в интервью описывала себя в юности как «толстую девку с косичками».
После окончания института ее карьера развивалась быстро и успешно. Тенякову приняли в труппу Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, где она в 1966 году исполнила главную роль Полли Пичем в спектакле «Трехгрошовая опера». В том же году она снялась в роли Лиды Рязаевой в фильме Александра Володина «Старшая сестра». Год спустя Тенякова перешла в Большой драматический театр имени Товстоногова, где очень скоро стала одной из ведущих актрис труппы. Как вспоминали коллеги, долгие годы ее манеру игры, чрезвычайно глубокую и реалистичную, долгие годы пытались копировать практически все молодые актрисы театра.
Творческий тандем
В 1960-х одним из ведущих актеров БДТ был Сергей Юрский. Однако познакомились они с Натальей Теняковой не на сцене, а на съемках телеспектакля «Большая кошачья сказка». По признанию Теняковой, она влюбилась в Юрского с первой встречи. Чувства оказались взаимными: после первой встречи актеры практически не расставались. Тенякова тут же объявила о разводе своему первому мужу, однокурснику Льву Додину, а Юрский ушел от своей коллеги, актрисы Зинаиды Шарко, с которой жил в гражданском браке.
Актеры не спешили официально создавать семью и несколько лет жили не расписываясь. По легенде, поставить в паспорта штампы их заставила производственная необходимость: актеры часто ездили на гастроли, а неженатые пары в то время не селили в один гостиничный номер. Впрочем, есть и другая версия. В 1970-х у чрезвычайно популярного в те годы Юрского, сыгравшего звездные роли в «Республике ШКИД» и «Золотом теленке», возник конфликт с партийными властями Ленинграда. Причиной стала дружба Юрского с высланным из СССР поэтом Иосифом Бродским, из-за которой актера обвиняли в симпатиях к диссидентам. Карьера Юрского была под угрозой, под удар попали и его близкие: Наталье Теняковой настоятельно рекомендовали расстаться с актером. Но Тенякова не только не согласилась, но и помимо заключения брака официально взяла фамилию мужа. После этого Тенякова и Юрский переехали в Москву, что, по свидетельствам коллег, разрушило ленинградский театральный пейзаж, который после их отъезда стал гораздо беднее.
Прима
В столице Наталья Тенякова устроилась в театр имени Моссовета, а в 1988 году по приглашению Олега Ефремова перешла в МХТ имени Чехова, в котором служила до последних дней жизни. Благодаря своему профессиональному мастерству она быстро стала одной из ведущих актрис труппы, сыграв десятки ролей на сцене, в том числе Раневскую в «Вишневом саде», Мадлену Бежар в «Кабале святош», Гурмыжскую в «Лесе». По словам коллег, она всегда держалась скромно, редко соглашалась общаться с прессой и чуждалась театральных интриг, однако ее авторитет признавали все, поскольку основывался он на высоком профессионализме.
Тенякова-актриса была настоящим универсалом, ей удавались любые роли — лирические и героические, комические и трагические. «Наталья Максимовна была столпом труппы Художественного театра, актрисой — природным явлением (научить играть «как Тенякова» и даже описать ее обаяние невозможно) и человеком предельно честным, настоящим во всем. Она задавала планку и в профессии, и в жизни, планку почти недостижимую, но необходимую как ориентир», — отмечено в некрологе на сайте театра.
Тенякова принимала участие во многих творческих проектах Сергея Юрского. Когда актера пригласили сниматься в картину «Любовь и голуби», только Юрскому по просьбе режиссера удалось уговорить ее принять участие в съемках. По признанию самой Теняковой, она не хотела соглашаться на роль, поскольку не чувствовала ничего общего со своей героиней. К тому же баба Шура была на десятки лет старше 40-летней актрисы, и для перевоплощения Теняковой требовался чрезвычайно сложный грим. Тем не менее впоследствии Тенякова говорила о роли бабы Шуры как об одной из самых любимых. Но после съемок Тенякова предпочла не оставаться в кинематографе, сосредоточившись на театральных ролях.
Смерть Сергея Юрского в 2019 году стала для актрисы настоящим потрясением. Не в силах оставаться одной в их общей квартире, она переехала к дочери. Спасением для нее стала работа: она играла на сцене, создала проект «Мхатовские пятницы». В последние годы она страдала от заболеваний, связанных с возрастом. Причиной смерти Натальи Теняковой стала острая сердечная недостаточность.
Подписывайтесь на наш Телеграм: Ссылка