Найти в Дзене

"Остров сокровищ": книжку про пиратов написал когда-то Роберт Льюис Стивенсон

Советский мультик "Остров сокровищ" 1989 года — замечательный пример того, как выдающееся произведение рождается вопреки обстоятельствам. И становится от этого только лучше. Главное, чем выделяется двухсерийный мульт, — это его формат. Создан он был по заказу Гостелерадио СССР на студии "Киевнаучфильм" режиссером Давидом Черкасским по, соответственно, одноименной книжке. Заказ же оказался, мягко говоря, непростым. Главным образом потому, что авторам поставили очень жесткие временные рамки. Чтобы уложиться в них, пришлось экспериментировать. Так и родилась идея чередования мультипликации с музыкальными номерами в исполнении живых актеров. Черкасский, до этого блистательно зарекомендовавший себя "Приключениями капитана Врунгеля" и "Доктором Айболитом", сам был не восторге от такой структуры, но другого варианта не придумал. По словам режиссера, подход к производству заключался в совмещении двух вроде бы противоположных по смыслу вещей. С одной стороны — следовать классическому сюжету. С

Советский мультик "Остров сокровищ" 1989 года — замечательный пример того, как выдающееся произведение рождается вопреки обстоятельствам. И становится от этого только лучше.

Главное, чем выделяется двухсерийный мульт, — это его формат. Создан он был по заказу Гостелерадио СССР на студии "Киевнаучфильм" режиссером Давидом Черкасским по, соответственно, одноименной книжке. Заказ же оказался, мягко говоря, непростым. Главным образом потому, что авторам поставили очень жесткие временные рамки. Чтобы уложиться в них, пришлось экспериментировать. Так и родилась идея чередования мультипликации с музыкальными номерами в исполнении живых актеров. Черкасский, до этого блистательно зарекомендовавший себя "Приключениями капитана Врунгеля" и "Доктором Айболитом", сам был не восторге от такой структуры, но другого варианта не придумал.

-2

По словам режиссера, подход к производству заключался в совмещении двух вроде бы противоположных по смыслу вещей. С одной стороны — следовать классическому сюжету. С другой — "переворачивать все с ног на голову". Под этим самым "переворачиванием" понимались отсылки к современной кинокультуре, в частности — к боевикам. Естественно, с юмористическим окрасом.

Вообще, когда я говорю про жесткие временные рамки, я не преувеличиваю. Дедлайн обозначили суровый — два года на два часа мультфильма. Нормой тогда считались восемь-девять месяцев на 10 минут. И вот те самые киновставки с песнями и плясками нужны были, как раз чтобы растянуть хронометраж. Так как нарисовать это все, успев в срок, не представлялось возможным.

Давид Черкасский скончался в октябре 2018-го в возрасте 87 лет
Давид Черкасский скончался в октябре 2018-го в возрасте 87 лет

Тут надо четко понимать: "Остров сокровищ" — мультик смешной и добрый, но вот совсем не детский. Он до краев наполнен сатирой, иронией. Ухмылками умных, хорошо понимающих действительность людей. Ни один ребенок, будь он хоть трижды вундеркинд, такое без подсказок не считает. Но это и не беда. Детям, решил Черкасский, достаточно пестрой картинки и приключенческого сюжета. Зато для взрослых здесь найдется немало занимательного, помимо очевидных акцентов.

-4

Вот, допустим, характеристики главных действующих лиц даются в стиле "Семнадцати мгновений весны", мальчик Джим разваливает пиратов аля Брюс Ли и Джеки Чан в одном флаконе, ну а палящий из пушки от бедра бугай — это же буквально реинкарнация Джона Рэмбо. И все это специально, это так и задумано, чтобы вы, знающие и Рэмбо, и Брюса Ли, оценили и посмеялись. А уж если вы еще и американские вестерны смотрели, то написанный Владимиром Быстряковым саундтрек тоже моментально откликнется в сердечке. Хорошо, что на пороге распада СССР никто особо и не пытался ничего цензурировать.

-5

Вышло так задорно, свежо и от души, что раскусили даже на перманентно загнивающем Западе. Говорят, видеокассета с "Островом сокровищ" до сих пор хранится в доме-музее Стивенсона в Эдинбурге. А еще мультфильм продали для показа в США. Правда, американцы из своей версии пресловутые киновставки с живыми актерами вырезали. Хотя там буквально техническая революция творилась. Чтобы люди на экране взаимодействовали с нарисованными персонажами — это как вообще для 1989 года? Да, годом ранее вышел мегахит "Кто подставил кролика Роджера", но, будем откровенны, сравнение возможностей Touchstone Pictures и "Киевнаучфильма" явно будет не в пользу последних, а тем не менее результат выдали весьма близкий по качеству.

Подписывайтесь на наш ностальгический Telegram-канал! Там еще больше памятного и интересного.