Найти в Дзене
Международная панорама

Сегодня историю социализма пишет Китай

С Законом о содействии частному предпринимательству Китай юридически защитил частную собственность на средства производства. Является ли это окончательным доказательством того, что Народная Республика не является социалистической? Предала ли Коммунистическая партия Китая социализм? Германский левый журналист и писатель Рюдигер Раульс, который ведёт блог «Политический анализ — материалистическая интерпретация мировых процессов и событий», считает, что Си Цзиньпин и его предшественники привели КПК к новому этапу своей истории. Для критиков капитализма капитал — это как святая вода для дьявола. Они ошибаются. Капитал — это не то же самое, что капитализм. Это действительно существенная и очевидная экономическая характеристика, которая дала буржуазному обществу его название. Но даже в феодальном обществе капиталистическое производство и капитал уже существовали в городах. После победы над дворянством новое буржуазное общество и его способ производства были названы капитализмом. Это породило
Оглавление

Впервые крупная восточноазиатская страна создала форму социализма, которую Западу нелегко победить.

С Законом о содействии частному предпринимательству Китай юридически защитил частную собственность на средства производства. Является ли это окончательным доказательством того, что Народная Республика не является социалистической? Предала ли Коммунистическая партия Китая социализм? Германский левый журналист и писатель Рюдигер Раульс, который ведёт блог «Политический анализ — материалистическая интерпретация мировых процессов и событий», считает, что Си Цзиньпин и его предшественники привели КПК к новому этапу своей истории.

Новости социализма

Для критиков капитализма капитал — это как святая вода для дьявола. Они ошибаются. Капитал — это не то же самое, что капитализм. Это действительно существенная и очевидная экономическая характеристика, которая дала буржуазному обществу его название. Но даже в феодальном обществе капиталистическое производство и капитал уже существовали в городах. После победы над дворянством новое буржуазное общество и его способ производства были названы капитализмом. Это породило путаницу вокруг термина капитализм, который иногда относится к экономической системе, но также часто используется для обозначения социальной системы, основанной на этом способе производства.

Теперь в Китае произошло развитие, похожее на переход от феодализма к капитализму, — по сути, его историческое продолжение. Впервые капитал как правящий класс буржуазного общества был окончательно побежден победой социализма. Это устойчиво не только потому, что политическая власть была вырвана у буржуазии. Это уже произошло в Советском Союзе и других социалистических государствах.

Устойчивость, скорее, заключается в экономической мощи, которая превзошла Запад по производительности. Это обеспечивает стабильность социалистического общества Китая. Народная Республика является крупнейшим в мире производителем товаров, что делает её труднопоколебимой, а, возможно, даже непобедимой.

Это принципиальное отличие от других социалистических государств, таких как Советский Союз и бывший социалистический лагерь. Там также старые политические структуры власти были перевернуты в пользу правительств, возглавляемых коммунистическими партиями. Однако, как показала история, эти события не были необратимыми. Не удалось построить более эффективную экономику и, таким образом, избежать удушающей хватки Запада и его капитализма. Советский Союз распался. Коммунистические партии утратили свое решающее влияние на развитие своих обществ.

Старые учения

Люди не живут воздухом и любовью, так же как идеализм не удовлетворяет их в долгосрочной перспективе. Энтузиазм и готовность идти на жертвы должны в конечном итоге привести к жизни, достойной жертвы, иначе приверженность даже самой справедливой социальной системе ослабеет. В какой-то момент ее превосходство должно быть доказано лучшей жизнью. Люди хотят жить жизнью, достойной человека. Это включает в себя процветание. Это истинная цель социализма, а не жизнь под каблуком чистой доктрины. Теория не является самоцелью; это средство для нахождения и следования правильному пути. Но она также должна доказать свою правильность в реальности.

Классики марксизма подчеркивали важность капитала для общественного развития. Поэтому они подчеркивали необходимость для пролетариата, как хребта нового общества, получить контроль над средствами производства. Они видели в этом основу и существенную характеристику социализма. Ибо только этот контроль мог обеспечить основы жизни для общества, подавляющее большинство которого составляет пролетариат.

Только экономика создаёт все необходимое для жизни людей и общества.

Китай также действовал в соответствии с этими принципами и учениями марксизма вплоть до 1970-х годов. Поскольку международные финансовые рынки были в значительной степени закрыты для социалистических государств, у них не было иного выбора, кроме как содействовать экономическому развитию за счет собственных ресурсов. Это изменилось после сближения Китая и США. Разрядка между ними привела к экономическому открытию, которое привлекло международный капитал в КНР.

Но приток капитала требовал иного подхода к средствам производства; в противном случае ни одна западная компания не инвестировала бы в Китай. Были введены смягченные правила, которые защищали инвестиции инвесторов, а также позволяли репатриировать прибыль, полученную в Китае. Капиталистические компании были озабочены получением прибыли, а не содействием развитию Китая или даже преследованием политической цели уничтожения социализма.

Прямые иностранные инвестиции были разрешены через компании с китайским контрольным пакетом акций, так называемые совместные предприятия. Подход к частной собственности на средства производства, который считался необходимым в марксистской литературе, был впервые адаптирован в более широком масштабе к потребностям развития страны и её общества. Тогдашний лидер Китая Дэн Сяопин придумал фразу: «Неважно, черная кошка или белая, главное, чтобы она ловила мышей».

Новая политика

Осознание того, что общественный порядок приобретает легитимность и поддержку только в той степени, в которой он позволяет людям жить достойной жизнью, независимо от того, социализм это или буржуазный капитализм. В последующий период условия для инвестиций в КНР всё больше смягчались, но выгоды для китайского общества всегда оставались в центре внимания. Таким образом, развитие страны шло семимильными шагами. Сегодня Китай является второй по величине экономикой и крупнейшим производителем товаров в мире.

В 2018 году Tesla Gigafactory Илона Маска в Шанхае стала первой компанией без китайского контрольного пакета акций, получившей лицензию. С момента своего создания в качестве публичной компании она на 100 процентов находилась в частной собственности. Таким образом, частная собственность на средства производства, которую марксистская литература установила как основу капиталистической экономической системы, переживает возрождение в стране, которая называет себя социалистической.

В мае этого года был принят Закон о содействии частному предпринимательству, который прямо гарантирует частную собственность на средства производства. Если раньше это молчаливо допускалось, то теперь это регулируется и кодифицировано в виде закона. Это включает предоставление частным предприятиям равного статуса с государственными предприятиями и реализацию «мер по сокращению барьеров для доступа на рынок». Более того, китайское руководство прямо придает большое значение частному сектору для развития страны.

В конце концов, эта часть экономики теперь включает «более 57 миллионов частных предприятий и более 100 миллионов самозанятых лиц». Согласно официальной статистике, на их долю приходится «более 50 процентов налоговых поступлений, более 60 процентов ВВП, около 70 процентов внутреннего инновационного производства, 80 процентов городских рабочих мест и более 90 процентов всех предприятий по всей стране».

Китайская Народная Республика рассматривает это решение как модернизацию, «новый этап в экономической политике Китая», и видит себя в переходе к новой фазе экономического развития. Теперь она чувствует себя способной «двигать прорывы в основных технологиях и возглавлять новые отрасли». Китай больше не видит себя мастерской по производству дешёвой массовой продукции, а работает над своей претензией на технологическое лидерство под лозунгом «высококачественное развитие».

Новые условия

Неужели критики Китая все-таки правы, утверждая, что его социализм — это всего лишь замаскированный капитализм, в котором партийные элиты пускают пыль в глаза людям? На первый взгляд, так и есть.

Китайские коммунисты выбросили за борт один из важнейших постулатов и принципов марксистской классики: социализацию средств производства. Но были ли эти теории рассчитаны на вечное существование или на тот период времени, который был управляем в то время, исходя из имеющихся в то время знаний?

Это были прозрения в природу капитализма, его преодоление и первые необходимые меры для достижения этой цели, но все они исходили из капитализма, основываясь на знаниях, доступных в то время. Не было никаких знаний о самом социализме, не говоря уже о практическом опыте. В этом отношении китайцы сегодня открывают новые горизонты. Они создают социалистическое общество и должны столкнуться с проблемами повседневной жизни и управления государственными задачами, с которыми классики марксизма никогда не сталкивались.

Вопреки тому, что они могли предсказать и изобразить, Китай проложил себе путь к мировому лидерству по производству и, прежде всего, производительности. Будучи крупнейшим производителем товаров, страна незаменима даже для капиталистических государств, а её производительность труда превосходит западные экономики. Ни санкции, ни возобновленные тарифы Дональда Трампа, ни другие препятствия не могут остановить подъём КНР.

Социализм Советского Союза ещё можно было победить экономически, но китайский социализм уже нет.

Легитимация частной собственности на средства производства не является выражением слабости или подчинения капиталу, а скорее выражением силы. Народная Республика может позволить частному капиталу вернуться, потому что он больше не является классом, который может организоваться политически. У него больше нет политической власти; он просто финансист, как он был финансистом дворянства во времена феодализма — без власти. В Китае Коммунистическая партия и органы социалистического общества определяют условия, при которых частный капитал может действовать в стране и как он может использоваться. Китайский социализм может позволить частной собственности вернуться, потому что важно, кто ею управляет, а не кто ею владеет.

Когда дворянство утратило свою политическую власть, ему все еще было позволено сохранить большую часть своей земельной собственности, которая фактически была экономической основой его власти. Но как класс оно утратило свою власть. С тех пор победившая буржуазия гарантировала, что дворянство не сможет использовать свою земельную собственность для восстановления политической власти. В Китае Коммунистическая партия и органы социалистического общества гарантируют, что капиталисты не смогут снова подняться и стать правящим классом.

В своей практике Китай продвинулся дальше уровня знания марксистской теории. Его основатели в первую очередь посвятили себя двум задачам, которые были значимы для своего времени. Они исследовали функционирование капитализма и перевернули мир с ног на голову. Они переосмыслили мировые события с точки зрения материалистического мировоззрения и переосмыслили предыдущую историю как историю классовой борьбы, а не как историю героических саг. В то время они еще не были способны написать историю социализма. Сегодня эту историю пишет Китай.

© Перевод с немецкого Александра Жабского.

Оригинал.

Приходите на мой канал ещё — к нашему общему удовольствию! Комментируйте публикации, лайкайте, воспроизводите на своих страницах в соцсетях!