Найти в Дзене

Из чего сделан мюзикл? 7 главных типовых музыкальных номеров.

Многие знают, что в мюзикле есть “песни”, но не все понимают, что это не просто музыкальные вставки. Это драматургические единицы — со своими функциями, законами и даже названиями. Сегодня разберём основные типы музыкальных номеров мюзикла — от экспозиции до финала. И заодно сравним их с аналогами в опере. Ни для кого не секрет, что главными кирпичиками в устройстве мюзикла являются музыкальные номера — так принято их называть, хотя я бы их назвал разделами, так как само слово “Номер” больше актуально для нумерной структуры, что не является типичной чертой мюзикла. Номера в мюзиклах, тем временем, также типизированы и стандартизированы по своим функциям, характеру, настроению. 1. Opening Number (Экспозиционные номера). Вводят зрителя в атмосферу, знакомят с основными темами и персонажами. Примеры: “Oh, What a Beautiful Mornin’” из мюзикла “Oklahoma!” Роджерса и Хаммерстайна. “Alexander Hamilton” Из мюзикла “Hamilton” Лин-Мануэля Миранды. “Merano” из мюзикла “Chess” Бенни Андерсена. “Th

Многие знают, что в мюзикле есть “песни”, но не все понимают, что это не просто музыкальные вставки. Это драматургические единицы — со своими функциями, законами и даже названиями.

Сегодня разберём основные типы музыкальных номеров мюзикла — от экспозиции до финала. И заодно сравним их с аналогами в опере.

Ни для кого не секрет, что главными кирпичиками в устройстве мюзикла являются музыкальные номера — так принято их называть, хотя я бы их назвал разделами, так как само слово “Номер” больше актуально для нумерной структуры, что не является типичной чертой мюзикла. Номера в мюзиклах, тем временем, также типизированы и стандартизированы по своим функциям, характеру, настроению.

1. Opening Number (Экспозиционные номера).

Вводят зрителя в атмосферу, знакомят с основными темами и персонажами.

Примеры:

“Oh, What a Beautiful Mornin’” из мюзикла “Oklahoma!” Роджерса и Хаммерстайна.

“Alexander Hamilton” Из мюзикла “Hamilton” Лин-Мануэля Миранды.

“Merano” из мюзикла “Chess” Бенни Андерсена.

“The Ballad” Из мюзикла “Sweeney Todd” Стивена Сондхайма.

Оперный аналог: многие вступительные хоры к операм, таким как “Набукко” Верди, “Иван Грозный” Прокофьева, “Самсон и Далила” Сен-Санса. Однако, в отличие от мюзикла, в опере экспозиция чаще всего не объясняет сюжет напрямую, а создаёт музыкальную атмосферу, или, реже, включена непосредственно в само действие, как хор “Zitti, zitti, piano, piano” из “Севильского цирюльника”.

2. I Want Song (Песня желания).

Показывает мечту главного героя и его внутреннюю мотивацию.

“The Wizard and I” Из мюзикла “Wicked” Стивена Шварца.

“Out There” из мюзикла “The Hunchback of Notre Dame” Алана Менкена.

В опере часто нет чёткой формулы I Want Song — мотивация может быть размыта или выражена через множество арий. Но примеры таких номеров всё же есть. Например, рондо Фарлафа из “Руслана и Людмилы” Глинки, где Фарлав мотивирован победить своих соперников и получить Людмилу.

3. The Villain Song (Песня антагониста)

Раскрывает характер и мотивацию антагониста.

“Be Prepared” Из мюзикла “The Lion King” Элтона Джона,

“Stars” Из мюзикла “Les Misérables” Клода-Мишеля Шонберга

В опере злодеи не всегда поют о своей злодейской сути напрямую, в отличие от мюзикла, где злодейская песня часто эксплицитна и театрализована. Известный пример — ария Скарпиа «Già, mi dicon venal» из “Тоски” Пучинни.

4. The Charm Song” (песня обаяния)

Лёгкий, развлекательный номер, часто юмористический или с элементами гротеска.

Исполняется обычно в середине первого акта как разгрузка после напряжённой сцены.

Например,

“Hakuna Matata” из “The Lion King” Элтона Джона.

В отличие от мюзикла, в опере такие номера не всегда строго функциональны — часто они просто характеризуют персонажа, а не поддерживают сюжет. Например, известный “Largo al factotum” из Севильского цирюльника Россини.

5. The Love Song” (любовный дуэт)

раскрывает романтическую линию.

“All I Ask of You” из “The Phantom of the Opera” Ллойда-Уэббера,

“A Whole New World” Из “Aladdin” Алана Менкена.

Здесь между мюзиклом и оперой наблюдается почти полное совпадение функций и даже формата. Это практически универсальный элемент почти любой оперы.

Известные примеры:

“O soave fanciulla” из Богемы Пуччини, или “Parigi, o cara” Из Травиаты Верди.

6. “The Eleven OClock Number” (Кульминационный номер)

Сильная эмоциональная кульминация перед финалом

“Mob’s song” из мюзикла “Beauty and the Beast” Алана Менкена.

“Rose’s Turn” из мюзикла “Gypsy” Джулиуса Стайна.

В опере кульминационные номера не привязаны к времени действия, как в мюзикле, но выполняют аналогичную функцию — концентрат эмоции.

Например, сцена “Госпиди, Боже мой!” из второй картины IV действия оперы “Хованщина” Модеста Мусоргского.

7. “Finale” (Финальный номер)

закрепляет главный посыл мюзикла, завершает действие.

“Do You Hear the People Sing?” из “Les Misérables” Клода-Мишеля Шёнберга.

“You Can’t Stop the Beat” из “Hairspray” Марка Шейнмана

И в опере, и в мюзикле финал чаще всего ансамблевый или хоровой и выполняет функцию смыслового и эмоционального замыкания — полное соответствие.

Примеры финальных хоров в Операх:

“Славься” из “Жизнь за Царя” Глинки.

Всё это — устоявшиеся музыкально-драматургические термины, которые используются в музыкальном театре, особенно в англоязычной театральной критике и исследованиях. Основные, самые распространённые, но далеко не единственные.


***


А какой тип номера вам ближе всего? Напишите в комментариях!

Мюзиклы
8721 интересуется