Величественный Нижний парк Петергофа, раскинувшийся на побережье Финского залива, представляет собой впечатляющее зрелище, архитектурный замысел которого воплощён в форме вытянутого треугольника. Его внушительная площадь составляет около 102 гектаров, что позволяет ощутить масштаб и величие этого ансамбля.
Парк простирается вдоль береговой линии на 2,5 километра с запада на восток, словно прижимаясь к волнам залива, в то время как его глубина, с юга на север, намного скромнее – всего 500 метров. Такая вытянутая форма создаёт ощущение бесконечного пространства, которое открывается перед посетителем по мере его прогулки по парковым аллеям. Однако, несмотря на свои внушительные размеры, Нижний парк организован не хаотично, а представляет собой продуманную композицию, разделённую на три гармонично связанные части: центральную, западную и восточную.
Центральная часть, которую можно назвать парадной, является, безусловно, сердцем всего ансамбля, от неё расходятся основные аллеи, формируя впечатляющую перспективу. Веерное расположение дорожек, расходящихся от Большого дворца и дворца Марли, придаёт парку особое очарование, позволяя любоваться окружающими красотами с самых разных точек обзора. Каждая аллея, словно живая линия, ведет к новым открытиям, к новым архитектурным шедеврам и живописным уголкам. Западная часть парка получила название Марлинской, и это имя напрямую связано с прекрасным дворцом Марли, который служит её центром и несомненной жемчужиной.
Вокруг дворца Марли, погружённого в зелень одноимённого сада, расположились другие архитектурные и ландшафтные изюминки этой части парка: впечатляющий каскад "Золотая гора", изящный павильон Эрмитаж, завораживающий сад Венеры, и, наконец, наполненный буйством растительности, сад Бахуса. Каждое из этих мест – уникально и неповторимо, представляя собой отдельный мир, полный собственных тайн и очарования.
Вся композиция Нижнего парка Петергофа – это искусно созданная симфония архитектуры и природы, где каждый элемент, от величественного дворца до скромного кустика, играет свою незаменимую роль, создавая поистине незабываемое впечатление и оставляя в памяти яркий след. Прогулка по этому парку – это путешествие в мир красоты, гармонии и величественности, путешествие, которое оставит неизгладимое впечатление на каждого посетителя.
Сегодня, друзья, начинаем знакомиться с Западной (Марлинской) частью Нижнего парка. Мы находимся у западного цветочного партера, расположенного у подножия величественного дворца. Именно здесь, на границе аллеи, которая изящно обрамляет Большой цветник, и на одной оси с величественными Воронихинскими колоннадами, мы обнаруживаем фонтан "Нимфа". Он представляет собой изящную полукруглую скамью, высеченную из ослепительно белого каррарского мрамора – камня, известного своей безупречной белизной и шелковистой текстурой. Эта скамья, элегантная и лаконичная по форме, является не просто местом для отдыха, а частью тщательно продуманной композиции.
За изящной спинкой скамьи расположена мраморная чаша, на которой установлена позолоченная статуя, сияющая на солнце. Исторические источники указывают на то, что эти скамьи были установлены одновременно с Воронихинскими колоннадами, и что их дизайн был разработан великим архитектором А.Н. Воронихиным. Скамейки изготовлены мастерами Петергофской гранильной фабрики по рисункам А. Штакеншнейдера в 1854 году. Статуи установлены спустя два года. Это были последние фонтаны, построенные в центральной части Нижнего парка.
Это подчеркивает гармоничное единство архитектурного ансамбля парка. Фонтан "Нимфа" – не единственный в своем роде; его точная копия, с таким же изяществом выполненная из белого мрамора, установлена на восточной части цветочного партера, создавая симметрию и визуальное равновесие. Над западной мраморной скамьей возвышается изящная фигура Нимфы – речной богини, воплощающей красоту и грацию природы. Эта статуя – воскрешенная копия античной римской скульптуры, датируемой III веком до нашей эры, хранящейся в богатейшей коллекции Государственного Эрмитажа. Внимательное изучение деталей позволяет оценить мастерство древних скульпторов, передавших в мраморе плавные линии тела, изящество движений и выразительность лица богини. Ее присутствие здесь, в окружении зелени и цветов, создает ощущение волшебства и погружает в атмосферу античности.
Восточная же скамья украшена статуей Данаиды – одной из пятидесяти дочерей ливийского царя Даная, обреченных на вечные муки – бесконечное наполнение бездонной бочки водой, согласно древнегреческому мифу, как наказание за убийство мужей. Эта скульптура – результат кропотливой работы, копия с мраморного оригинала, созданного немецким скульптором XIX века Х. Раухом. Модель для копии была выполнена известным скульптором И. Витали, который с исключительной точностью передал стиль и мастерство оригинала. Сравнение этих двух статуй – Нимфы и Данаиды – позволяет оценить разницу в стилях и эпохах, демонстрируя богатство художественных традиций.
Белоснежный мрамор скамеек, контрастирующий с золотым блеском статуй, создает особую игру света и тени, придавая пейзажу парка неповторимое очарование. Этот уголок парка, с его изысканной архитектурой и скульптурами, представляет собой истинное произведение искусства, гармонично сочетающее в себе красоту природы и мастерство человеческих рук. Во время войны, как и весь Петергоф, мраморные скамейки были разрушены, а вот статуи сохранились - их успели вывезти из Петергофа в безопасное место. В 1948 году оба фонтана были восстановлены.
Далее, за живой изгородью находится еще один из многочисленных фонтанов Петергофа. Это "Китовый" фонтан – удивительное творение, история которого насчитывает столетия и хранит в себе множество интересных подробностей. Это фонтан уникальной, одноструйной конструкции, управляемый специальным механизмом. Его восьмиметровый водяной столб взмывает ввысь, образуя завораживающую фигуру перевернутого конуса. Симметрично, на одинаковом расстоянии от центрального столба, расположились четыре изысканные золочёные фигурки дельфинов. Из их пастей изящно вырываются струи воды, описывая плавные дуги, которые гармонично дополняют величественный центральный поток. Вся эта композиция расположена в центре живописного пруда, история которого не менее интересна, чем самого фонтана. Этот пруд был вырыт ещё в далёком 1724 году. Изначально он предназначался для более масштабного проекта – гранитного каскада, задуманного как важный элемент паркового ансамбля.
Однако, планы изменились. По каким-то причинам, строительство каскада было приостановлено, и пруд на долгие шестнадцать лет остался без какого-либо декоративного оформления, представляя собой простое, необработанное водное пространство. Лишь в 1738 году началось его облагораживание, а в 1740 году в центре пруда появилось замечательное декоративное украшение – огромная, красочно расписанная деревянная скульптура, похожая на кита. Эта скульптура, несмотря на то, что впоследствии фонтан неоднократно перестраивался и украшался другими скульптурными элементами, определила название фонтана, сохранившееся до наших дней – "Китовый". Современный облик фонтана, который мы можем наблюдать сейчас, это результат работы талантливого фонтанного мастера Фёдора Алексеевича Стрельникова (1754–1815). Именно он создал его в 1800 году.
К сожалению, в середине XIX века фонтан был разобран, потеряв свою первоначальную красоту и великолепие. Однако, история "Китового" фонтана не закончилась. В 1963 году, благодаря тщательной реставрации, проведённой по сохранившимся чертежам XIX века, фонтан был воссоздан, возвращая нам его былую красу и напоминая о богатом историческом наследии этого замечательного места. В результате мы имеем возможность любоваться восстановленным историческим памятником, виртуозно сочетающим в себе изысканность художественного замысла и инженерное мастерство мастеров прошлых веков. Каждый элемент фонтана, от мощного центрального потока до изящных фигурок дельфинов, несёт в себе отпечаток времени и исторических событий, делая "Китовый" фонтан не просто красивым украшением, а настоящим музеем под открытым небом.
В нескольких минутах неспешной прогулки от знаменитого Китового фонтана, жемчужины Петродворца, расположено тихое, наполненное меланхолией место – мемориал, посвященный великой княгине Александре Николаевне, принцессе Гессен-Кассельской. Эта светлая и красивая девушка, третья младшая дочь императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, ушла из жизни слишком рано, оставив глубокую скорбь в сердцах родных и близких. Ее безвременная кончина от чахотки в возрасте всего 19 лет стала невосполнимой трагедией для императорской семьи. Княжна Александра запомнилась современникам своей исключительной красотой, невероятным обаянием и удивительно легким, открытым характером. Она была любимицей всей семьи, и ее светлая память до сих пор хранится в сердцах потомков. В память о своей любимой дочери, император Николай I, не в силах смириться с потерей, повелел создать мемориал – изящную мраморную скамью с скульптурным портретом Александры.
Изначально эта трогательная композиция, воплощающая безутешную родительскую скорбь, украшала парк Александрия, расположенный недалеко от императорского "Коттеджа". Однако, в 1930-е годы, в период значительных преобразований в архитектурном облике Петродворца, мемориал был перенесен в Нижний парк, где он находится и по сей день. Проект скамьи, восхищающий своей элегантностью и сдержанной торжественностью, принадлежит перу знаменитого русского архитектора, Андрея Ивановича Штакеншнейдера (1802-1865), представителя первого поколения архитекторов-эклектиков в России. Мастерски воплощенный в камне в 1847 году, памятник стал не только отражением глубокого горя императорской семьи, но и образцом архитектурного искусства того времени. Бюст Великой княгини, поражающий своей реалистичностью и передачей внутренней красоты модели, создан талантливым скульптором Иваном Петровичем Витали (1794-1855). Его мастерство позволило запечатлеть не только внешние черты Александры Николаевны, но и ее душевную красоту, свежесть и молодость.
В 2000 году памятник претерпел реставрацию, ставшую для него своего рода вторым рождением. После тщательных работ по восстановлению он предстал перед посетителями во всей своей первозданной красе, вновь заслужив звание одной из "жемчужин" Петродворца. Розовый мрамор, из которого изготовлена скамья, благородно отражает солнечный свет, подчеркивая изящество кованой ограды, небольших декоративных колонн и вазонов, которые обычно украшены живыми цветами, придавая мемориалу ощущение хрупкой, но вечной красоты. Вся композиция сочетает в себе печаль утраты и неизбывную прелесть юности, воплощая вечную память о великой княгине Александре Николаевне. Мемориал до сих пор притягивает к себе посетителей, заставляя задуматься о скоротечности времени и ценности каждого прожитого мгновения.
Надеюсь, вам было интересно и познавательно. Продолжение следует! С вами был Михаил. Смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации. Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось, ставьте лайки и не судите строго.
Другие публикации о Государственном музее-заповедника "Петергоф"