Найти в Дзене
Посидим в тишине

В письмах Чехов так же неудержимо талантлив, как и в прозе

"Познавательное значение чеховских писем шире, чем их биографическая ценность: в них бьется пульс всей культурной и общественной жизни России конца XIX — первых лет XX века" - так звучит редакционная оценка эпистолярного наследия писателя. Почти четыре с половиной тысячи писем осталось нам в наследие от Антона Павловича Чехова. Читать их - истинное наслаждение. Хочу поделиться с вами, уважаемые подписчики, тем, что особенно запомнилось. 1886, брату Николаю: ..."чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди нее чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным... Талант занес тебя в эту среду, ты принадлежишь ей, но... тебя тянет от нее, и тебе приходится балансировать между культурной публикой и жильцами vis-à-vis. Сказывается плоть мещанская, выросшая на розгах, у рейнскового погреба, на подачках. Победить ее трудно, ужасно трудно Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять след<ующим> условиям: 1) Они уважают ч

"Познавательное значение чеховских писем шире, чем их

биографическая ценность: в них бьется пульс всей культурной и

общественной жизни России конца XIX — первых лет XX века" - так звучит редакционная оценка эпистолярного наследия писателя.

Почти четыре с половиной тысячи писем осталось нам в наследие от Антона Павловича Чехова. Читать их - истинное наслаждение.

Хочу поделиться с вами, уважаемые подписчики, тем, что особенно запомнилось.

1886, брату Николаю:

..."чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди нее чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным... Талант занес тебя в эту среду, ты принадлежишь ей, но... тебя тянет от нее, и тебе приходится балансировать между культурной публикой

и жильцами vis-à-vis. Сказывается плоть мещанская, выросшая на розгах, у рейнскового погреба, на подачках. Победить ее трудно, ужасно трудно

Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять след<ующим> условиям:
1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы...
Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки;
живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних...
2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. Так, например, если Петр знает, что отец и мать седеют от тоски и ночей не спят, благодаря тому что они редко видят Петра (а если видят,. то пьяным), то он поспешит к ним и наплюет на водку.
Они ночей не спят, чтобы помогать Полежаевым, платить за братьев-студентов, одевать мать...
3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.
4) Они чистосердечны и боятся лжи, как огня.
Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего.
Они не рисуются, держат себя на улице также, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим ушам, они чаще молчат.
5) Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!» или:
«истина дороже дружбы (л а т .)
«Я разменялся на мелкую монету! Я б<. . . >!!.», потому что всё это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво...
6) Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства с знаменитостями, рукопожатие пьяного Плевако, восторг встречного в Salon’e, известность по портерным... Они смеются над фразой: «Я представитель печати!!», которая к лицу только Родзевичам и Левенбергам. Делая на грош, они не носятся со своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили... Истинные таланты всегда сидят в потёмках, в толпе, подальше от выставки... Даже Крылов сказал, что пустую бочку слышнее, чем полную...
7) Если они имеют в себе талант, то уважают его.
Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой... Они горды своим талантом. Так, они не пьянствуют с надзирателями мещанского училища и с гостями Скворцова, сознавая, что они призваны не жить с ними, а воспитывающе влиять на них. К тому же они брезгливы...
8) Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт... Спать с бабой, дышать ей в рот <...> выносить ее логику, не отходить от нее ни на шаг — и всё это из-за чего! Воспитанные же в этом отношении не так кухонны. Им нужны от женщины не постель, не лошадиный пот, <...> не ум, выражающийся в уменье надуть фальшивой беременностью и лгать без устали... Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность, способность быть не <...>, а матерью... Они не трескают походя водку, не нюхают шкафов, ибо они знают, что они не свиньи.
Пьют они только, когда свободны, при случае... Ибо им нужна mens sana in corpore sano *.
*здоровый дух в здоровом теле ( л а т . )
И т. д. Таковы воспитанные... Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пикквика и вызубрить монолог из «Фауста». Недостаточно сесть на извозчика и поехать на Якиманку, чтобы через неделю удрать оттуда...
Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля... Тут дорог каждый час...
Поездки на Якиманку и обратно не помогут. Надо смело плюнуть и резко рвануть... Иди к нам, разбей графин с водкой и ложись читать... хотя бы Тургенева, которого ты не читал...

<...> самолюбие надо бросить, ибо ты не маленький...

30 лет скоро! Пора!

Ж ду... Все мы ждем...

Твой А. Чехов.

-2

А вот некоторые афоризмы Антона Павловича , из переписки.:

Есть люди, любезность которых действует хуже наглости
( Лейкину, 1888)
Он симпатичен настолько, что трудно, вероятно, не работать на него даром.
(Шехтелю, 1886)
Житье в городе летом — это хуже педерастии и безнравственнее скотоложства
( Францу Иосифовичу Шехтелю, 8 июня 1886)

Здоровье мое лучше, карман же по-прежнему в чахотке...
(Лейкину, 1886)
Прежде, когда я не знал, что меня читают и судят, я писал безмятежно, словно блины ел; теперь же пишу и боюсь...
(Билибину, 1886)
Снисходительно-презрительный тон по отношению к маленьким людям за то только, что они маленькие, не делает чести человеческому сердцу. В литературе маленькие чины так же необходимы, как и в армии,— так говорит голова, а сердце должно говорить еще больше...
(М.В. Киселевой, 1887)