Многие автолюбители всё чаще обращаются к компаниям-посредникам, которые помогают приобрести авто из-за рубежа. Сибирь и Дальний Восток предпочитает японский автопром с правым рулём. Центральная часть России чаще заказывает корейские и китайские бренды. Мы поговорили с экспертами и автовладельцами, чтобы выяснить основные мотивы покупки таких авто.
Статистика
По данным агентства «АВТОСТАТ», ввоз иномарок с пробегом в 2025 году растёт четвёртый месяц подряд (начиная с февраля), превышая импорт новых автомобилей. Увеличивается доля Южной Кореи (например, в мае – 25%) и Китая (13%). Также большая часть рынка у японских брендов (пользуются спросом у автовладельцев с Сибири и Дальнего Востока).
Мнения
Роман Золкин, частный автовладелец, самостоятельно приобретает авто с пробегом
Почему вы не взяли новый авто?
— Сейчас с автосалона брать не хочется. Есть несколько причин. Очень высокая стоимость машин, большие проценты по кредитам. Также меня не привлекают представленные бренды – отечественные и китайские. Нет японских и корейских марок.
При покупке авто с пробегом есть очевидная выгода. Автомобиль выходит на 20% дешевле рынка. Также иномарку с пробегом можно подобрать под нужные критерии, есть вариативность комплектаций.
Как покупать с аукциона самостоятельно
Заниматься покупкой самому – рискованное занятие. Можно купить не тот авто, который был нужен по техническому состоянию или комплектации. Ещё один риск – потеря денег, от этого никто не застрахован. Компания-посредник в среднем берёт за свои услуги около 30 тысяч рублей. Именитые и рекламируемые могут брать больше.
Считаю, это не очень высокая цена за уверенность в результате. Иногда привезти б/у иномарку с компанией-посредником бывает выгоднее, чем заниматься покупкой самостоятельно. Есть множество «подводных камней» при оформлении документов, по разнице курса валют, оплате услуг по перевозке и прочему. Для самостоятельной покупки авто нужно погрузиться в тему, быть подкованным с разных сторон.
Игорь Давыдов, директор по продажам Haval Автосалон - 2000, город Оренбург
Чувствуют ли дилеры конкуренцию по рынку?
— Дилеры отмечают просадку по рынку автомобилей. Мы понимаем, что машины по параллельному импорту привозятся. Их всё чаще видно на дорогах. Люди покупают иномарки с пробегом и забирают часть трафика у официальных дилеров.
Почему новая в России – лучше
— У дилера есть гарантийное обслуживание на постоянной основе. Запчасти практически всегда в наличии, технический персонал обучен на специфику конкретного бренда.
[Заводы-изготовители нередко присылают в дилерские центры обновления для мультимедиа, проводят отзывные компании и устраняют недочёты, выявленные в ходе эксплуатации, у некоторых моделей прим. ред.].
Что касается иномарок с пробегом. Всегда есть риск в сложности обслуживания. Особенно для авто из Китая и Кореи, запчасти для ТО не всегда подходят. Человеку, который приобрёл такую машину, нужно искать специализированный сервис, где есть диагностическое оборудование.
Часть машин нужно русифицировать, что для многих неудобно. Также основные агрегаты авто могут выйти из строя. Дилер может сделать замену по гарантии, с б/у машиной придётся тратить деньги. И иногда немалые, например, за двигатель или КПП.
«Подводные камни»
— Покупателю нужно быть осторожным, есть недобросовестные продавцы. На рынке перенасыщение объявлений от компаний-посредников. Нужно тщательно подходить к выбору, прежде чем отдавать деньги за услуги. Сфера не до конца оформлена со стороны закона, и существуют риски.
Основная причина роста популярности б/у авто – укрепление рубля. Наблюдаем это с апреля, когда доллар сильно подешевел. По нашим ощущениям, сейчас везут иномарки от 1.6 млн. рублей и выше. Часто люди берут достаточно свежие модели и не меняют их через год владения.
Илья Поплевин, директор компании «ПодберуАвто», занимается покупкой авто с аукционов Японии, Кореи и Китая, город Владивосток
Почему выбирают авто из-за рубежа?
— Автомобили везут из-за стоимости, одни и те же машины выходят дешевле. Зачастую можно приобрести авто в более лучшем состоянии. Почему? Эксплуатация в Японии или Корее бережная, лучше дороги и меньше загрязнённость. Даже пробег 100-150 тысяч – не приговор. Машины приходят в очень хорошем состоянии.
Пример по ценам. Сравним популярную Toyota RAV4. Сейчас такие машины из Китая стали официально продавать в РФ. Предмаксимальная комплектация у дилера будет стоить больше 6 млн. рублей. Мы же можем привезти такой же автомобиль для физического лица за 3 млн. рублей.
[Для юр. лиц действуют другие таможенные пошлины и утилизационный сбор. Коэффициент для расчёта утилизационного сбора зависит от нескольких параметров: возраст машины; объём двигателя; для каких целей ввозят автомобиль (для личных или для перепродажи). прим. ред.].
Самые популярные автомобили по странам
— Чаще всего клиенты заказывают минивэны. Аналогов таких авто в РФ практически нет. Из примеров – Honda Freed и Stepwgn. Цена за хороший Stepwgn, 7 местный автобус, около 1,5 млн. рублей. Наш рынок не может предложить альтернативу. Из Китая заказывают чаще японские авто с левым рулём – Toyota RAV4 и Honda Vezel. У них понятные и привычные для нашего рынка агрегаты – моторы и коробки.
Если говорить про рынок корейских авто, то стоимость не такая привлекательная. Около 3-4 лет назад можно было дешёво привезти машину, но сейчас цена значительно увеличилась. Не помогают даже льготные таможенные пошлины на машины не старше 3-5 лет. Похожая ситуация и в Китае.
Пример. В Китае Toyota RAV4 на полном приводе 2022 года с пробегом 50 тысяч км будет стоить около 2.7 млн рублей. Новую можно купить за 3 млн. рублей. Люди мыслят рационально и покупают новый авто.
Могут ли возникнуть проблемы с покупкой?
— Людей могут пугать сроки ожидания. По нашему опыту, с Китая авто идёт около 30 дней. С Кореи – 20 дней, с Японии – 20-30 дней. Ещё один страх – неоправданные ожидания по состоянию, пугают скрытые дефекты. Но даже в России неподготовленный человек для покупки хорошего авто пользуется услугами автоподбора. Мы, например, в Корее или Китае работаем с профессиональными подборщиками. Они выезжают и дают оценку автомобилю, присылают фотографии и видео.
Про утилизационный сбор. Для физического лица он подъёмный – 5200 рублей для проходного авто, 3200 рублей для нового. Главное условие – не продавать авто в течение года после постановки на учёт. Иначе придётся оплачивать полный утильсбор. [для авто от 1 до 2 литров – 667 400 рублей прим. ред.].
Вывод
Рынок автомобилей с пробегом, завозимых из-за рубежа, продолжает активно развиваться в России. Росту интереса способствует более выгодная цена по сравнению с новыми авто у дилеров, широкий выбор моделей, а также возможность подобрать комплектацию под личные предпочтения. Вместе с тем сохраняются и риски: скрытые дефекты, сложности с обслуживанием, а также необходимость тщательного выбора посредника.
С другой стороны, приобретение нового автомобиля у официального дилера обеспечивает гарантийное обслуживание, доступность запчастей и техническую поддержку, что важно для части покупателей, ценящих надёжность и предсказуемость.
В конечном счёте, каждый человек имеет право выбора — купить новый автомобиль в России с гарантией от дилера или заказать проверенную иномарку с пробегом через аукционы других стран. Главное — осознанно подойти к принятию решения, оценивая как финансовую сторону, так и эксплуатационные нюансы каждого варианта.