Найти в Дзене
Кинопоиск

«Левша»: что известно о шпионском триллере с Юрием Колокольниковым

22 января 2026 года в прокат выйдет «Левша» — переосмысление повести Николая Лескова о подковавшем блоху русском умельце (в его роли предстанет Юрий Колокольников). Рассказываем, что известно о грядущей картине, а также что происходило на съемках в Санкт-Петербурге. К первоисточнику «Левша» имеет мало отношения. Хрестоматийный текст Лескова из школьный программы превращен в шпионский триллер с множеством трюков, драк, огня и различных эффектов — как снятых, так и нарисованных. От оригинала остался лишь заглавный герой — гений-самородок (Колокольников), символизирующий русский народ. Его напарником становится Пётр Огарёв (Фёдор Федотов) — дворянин и аристократ, олицетворяющий русскую интеллигенцию. Чтобы разоблачить и победить врага, интеллигенции с народом предстоит объединиться, ведь порознь у них ничего не выйдет. История «Левши» начинается во дворце императора Александра III, где обнаруживают странных механических блох. Те оказываются британской шпионской прослушкой. Слухи об этом н
Оглавление

22 января 2026 года в прокат выйдет «Левша» — переосмысление повести Николая Лескова о подковавшем блоху русском умельце (в его роли предстанет Юрий Колокольников). Рассказываем, что известно о грядущей картине, а также что происходило на съемках в Санкт-Петербурге.

О чем это

   Юрий Колокольников и Фёдор Федотов
Юрий Колокольников и Фёдор Федотов

К первоисточнику «Левша» имеет мало отношения. Хрестоматийный текст Лескова из школьный программы превращен в шпионский триллер с множеством трюков, драк, огня и различных эффектов — как снятых, так и нарисованных. От оригинала остался лишь заглавный герой — гений-самородок (Колокольников), символизирующий русский народ. Его напарником становится Пётр Огарёв (Фёдор Федотов) — дворянин и аристократ, олицетворяющий русскую интеллигенцию. Чтобы разоблачить и победить врага, интеллигенции с народом предстоит объединиться, ведь порознь у них ничего не выйдет.

История «Левши» начинается во дворце императора Александра III, где обнаруживают странных механических блох. Те оказываются британской шпионской прослушкой. Слухи об этом наводняют Петербург. Чтобы изловить блох и раскрыть секрет британских технологий, нужен особый специалист. По поручению императора Пётр Огарёв находит Левшу — бедняка в затяжном кризисе и запое, но одаренного и смекалистого. Его самобытные разработки, помноженные на талант, помогут вернуть спокойствие в столицу.

Кто работает над фильмом

   Владимир Беседин
Владимир Беседин

Производством занимается студия Legio Felix («Полицейский с Рублевки», «Блиндаж»). Сценаристы — Илья Куликов («Полицейский с Рублевки», «Перевал Дятлова») и Валерия Подорожнова («Отмороженные»). Режиссер — Владимир Беседин, когда-то открывший франшизу «Майор Гром» одноименной короткометражкой, а после один из сценаристов и креативный продюсер «Майор Гром: Чумной Доктор». «Левша» — его режиссерский дебют в полном метре.

Основные герои

Николай Сурин, он же Левша (Юрий Колокольников)

-4

Собственно, он и Огарёв — главные герои фильма. Дуэту предстоит стать кем-то вроде Холмса и Ватсона, раскрывая шпионский заговор.

Для роли Юрию Колокольникову сделали лохматый длинноволосый парик, а усы пришлось отрастить собственные. Из рукава левой руки торчит что-то похожее на протез. По сценарию Левша изобрел его сам и хранит внутри разные инструменты: отвертки, молотки и прочее.

-5

Владимир Беседин

режиссер

Я хотел бы, чтобы наш фильм мог породить образы, которые выйдут далеко за его рамки и полюбятся зрителям, станут поп-культурным явлением, как, например, DeLorean в «Назад в будущее». У нас запоминающиеся персонажи с яркими персонифицирующими деталями. Отдельный визуальный аттракцион — то, как выглядят устройства Левши и технологии англичан.

Пётр Огарёв (Фёдор Федотов)

-6

В мундире с иголочки и с уложенными волнистыми волосами — таким предстанет перед зрителями герой Фёдора Федотова. За плечами актера — главная роль в «Серебряных коньках», но здешние масштабы ему все равно в новинку.

-7

Фёдор Федотов

актер

В моей карьере не было такого насыщенного экшен-сценами проекта. Теперь пришло время стать Индианой Джонсом! Мне кажется, это случается с нами буквально каждую смену. Те дни, когда у нас по сценарию просто диалоги, нам уже не понятны.

У нас был большой блок съемок в «Москино», там все гремело, взрывалось, мы висели на небывалой высоте. Но, пожалуй, самые захватывающие для меня съемки случились именно в Петербурге, на крыше Екатерининской церкви, где мы дрались с персонажем-шпионом. Мне пришлось пробираться по высокой балке на уровне колокольни. Я смотрел вниз, видел Васильевский остров, был привязан, но все равно было предчувствие полета.

Ноздрин (Ян Цапник) и дядя Огарёва (Алексей Гуськов)

Про роль Цапника на площадке шутят: последний министр дослужился до министра финансов при Александре III. Герой Алексея Гуськова — технократ-педант, который верит в искусственный интеллект больше, чем в человеческий разум. Гуськов на площадке постоянно находится в роли — насупленный, брови сдвинуты, смотрит на всех строго.

Где разворачивается действие

События происходят в столице времен Александра III, но Санкт-Петербург здесь немного альтернативный. На постпродакшене Северная столица будет сильно доработана, и среди узнаваемых локаций типа Казанского собора или Зимнего дворца встретятся придуманные, параллельные. Проще всего было бы сравнить визуальное решение «Левши» с «Шерлоком» Гая Ричи, но режиссер настаивает, что сходств в сеттинге и тональности нет. У «Левши» оригинальная, детально продуманная вселенная.

Юрий Колокольников

актер

У Лескова-то этого не было, это уже миры, придуманные нашими сценаристами. И мы с Федей Федотовым как-то пытались эти миры дополнить и вместе шли через разные приключения. Я вообще такое очень люблю. Потому что из таких дуэтов всегда можно высечь классный острый юмор.

Под дворец, где проходит ключевое для сюжета экстренное заседание, переделали питерский Дом архитектора на Большой Морской (там же снимали «Пророка»). Это бывший особняк Половцова — роскошное здание, построенное в 1857 году. Интерьеры здания украшены флорентийским дубом, золотом и гобеленами. Смотрители дома внимательно следили за ценностями и строго гоняли съемочную группу, не давая присесть на антикварную мебель и даже на пол. Именно сюда по сюжету Левша приезжает с рюкзаком, наполненным его handmade-гаджетами.

Режиссер подчеркивает, что кино не историческое, а просто играющее с историческим контекстом. Оно позволяет зрителю получить яркий аттракцион в сеттинге конца XIX века.

Как снимали экшен с ретроавтомобилем

   Фёдор Федотов и Юрий Колокольников
Фёдор Федотов и Юрий Колокольников

Для фильма придумано и сделано множество девайсов, среди которых то, что позже станет феном, мультиваркой, кухонным комбайном и так далее. Все эти модели с нуля были придуманы и разработаны режиссером-визионером вместе с художниками. Это аналоговые устройства, которые в самом деле работают. Аниматроника, практические эффекты — фирменный почерк Беседина.

Для эпизода погони Левши и Огарёва, например, сконструировали и построили с нуля ретроавтомобиль. В финале сцены герои на нем застревают в электрических проводах. «Такой экшен-сцены не было нигде — ни в русском кино, ни в западном. Это большой, классный аттракцион, который в первую очередь будет удивлять именно выдумкой, а не масштабом зрелища», — считает Владимир Беседин.

«Мы с Федей просто ежедневно участвуем в драках, погонях, висим, падаем, горим. Очень много всего, — добавляет Юрий Колокольников. — Огромная команда каскадеров работает во главе с Александром Стеценко. Они не просто придумывали драки, а еще внедряли в них разные гаджеты, автомобиль, мотоцикл. Все это сделано их руками и стилизовано под ретро. Вообще, изначально проект делался как стимпанк. Но потом мы его немного переработали в такой как бы исторический экшен на улицах условного Петербурга».

С чего начинался «Левша»

   Фёдор Федотов
Фёдор Федотов

«Идея механической блохи навела на мысль об альтернативном прошлом, где наука была больше развита, но в соответствии с открытыми технологиями того времени, — рассказывает сценарист Илья Куликов. — Поэтому здесь все гораздо более технологично, чем было в реальности. И, конечно, присутствует механическая блоха — подслушивающее устройство, обнаруженное во дворце. Именно отсюда начинает крутиться вся наша история». Продюсер Владимир Пермяков считает, что «Левша» задаст новый технический уровень в индустрии. «В век развития технологий, роботизации и искусственного интеллекта мы показываем, что во главе угла все равно стоит человек с его умом, смекалкой и сообразительностью. А помимо экшена и всяких изобретений, в фильме есть интересная романтическая линия, — добавляет продюсер. — Мы стараемся никого не копировать и максимально выдержать кино в русском культурном коде. Чтобы оно было близко российской аудитории и не только. Как показывают первые зарубежные продажи, интерес к картине есть на множестве территорий».

Когда премьера

В кинотеатрах «Левша» выйдет 22 января 2026 года.

По этой ссылке можно автоматически добавить фильм в ваш список «Буду смотреть».