Найти в Дзене
Ольга Шадрина

Алтай. А был ли он им нужен?

В это утро все произошло у нас двоих не так, как должно было быть.

У Светы сорвалась запланированная экскурсия.

У меня отменилось ожидание возможных экскурсий.

В результате этих отмен у нас состоялось то, что, по всей вероятности, и должно было состояться. Этим тем была поездка в Каракольскую долину.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Погода была отличной: то гроза, то солнце, то дождь, то июньский зной. Все эти погодные изменения происходили динамично и не надоедали своим постоянством.

Хочу заметить, что именно такая погода благоприятна в автомобильном путешествии: теплый ветерок сменялся прохладой после дождя.

Каждая из нас ехала в Каракольскую долину со своей целью. Раскрывать свою - я не буду. Цель Светланы я не знала и не узнавала.

В конечном итоге поездка удалась для нас двоих.

Нам понравилось все. Мы осмотрели давно знакомые места и достопримечательности Каракольской долины.

Замечу, что у меня было одно сожаление, попытаюсь его объяснить.

Новым для меня объектом Каракольской долины была установленная в селе Боочи памятная экспозиция «Бай Эне».

Фото при открытии из открытых источников
Фото при открытии из открытых источников

Бай Эне (священная мать) – памятный комплекс, посвященный основателям села Боочи.

Памятник был открыт 30 сентября 2023 года. Проект был реализован по инициативе Владимира Амургушева, идею воплотил в жизнь скульптор Арчын Баданов. В информационных источниках написано, что идею поддержали все жители села Боочи.

«… Комплекс содержит фигуру каменного воина (Кезер-таш), коновязь (столб для привязывания лошадей), аил (жилище), очаг и скульптуру Бай Эне (священная мать). Бай Эне смотрит в сторону Белухи и окропляет Алтай белым молоком.

Фото Ольга Шадрина.
Фото Ольга Шадрина.

Каждый из элементов комплекса несет свою смысловую нагрузку и имеет важное значение в жизни алтайского народа. Кезер-таш (каменный воин) – это древнетюркский памятный знак, который устанавливали на местах упокоения сородичей. Эти изваяния пережили тысячелетия, войны, набеги, погодные катаклизмы и варварское отношение.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Коновязь (сэргэ) – означает то, что у местности, где оно установлено, есть хозяин. Коновязь ставится в виде столба у аила, у ворот дома («пока стоит сэргэ – семья жива»). Нельзя разрушать сэргэ.

Аил – конусообразное подобие шалаша, которое считается самым древним видом жилища на Алтае. Подобные конструкции встречаются и у других народов Сибири.

Очаг – самое священное место в аиле, по пламени костра люди определяли свою судьбу.

Бай Эне одета в алтайскую народную одежду «чегедек». Чегедек представляет собой безрукавное, распашное одеяние, выполняющее функции верхней одежды. Обычные ежедневные платья, которые носят алтайки, не представляют собой ничего примечательного. Однако, особой формой отличаются манжеты: они полностью закрывают кисти рук. Оголять эту часть тела у алтайцев считается неприличным, поэтому отогнуть манжеты девушка может лишь во время работы по дому и только в отсутствии рядом мужчин. Важным элементом чегедека считается украшение «бельдууш». Это металлическая подвеска, которую женщины носят на левом боку и на которую навешивается кисет, огниво, игольница и мешочки с пуповинами детей. Волосы женщины заплетены в две косы. Во время свадебной церемонии алтайке расплетают девичью косу и заплетают две новые.

Волосы женщины в скульптуре украшены накосным аксессуаром, который называется «шанкы». Он сделан из раковин каури, которые вплетаются в косы специальными шнурами, продетыми через металлическую петельку круглой выпуклой пуговицы.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Земля посыпана скальным грунтом.

Позади памятника посажены деревья…»

Мы со Светланой, осматривая памятник, были очарованы красотой женской скульптуры.

Но огорчение у меня вызвало то, что вся огороженная площадь памятника заросла травой, высотой в пояс. Света тоже это заметила, она видела эту композицию еще в первозданном виде.

Как так получилось, что памятник создан и установленный по просьбе местных жителей, но самим жителям нет никакого дела до его состояния и поддержания его в надлежащем виде.

Не хочется думать о том, что этот памятник всего лишь самореализация его авторов.

В композиции чувствуется местная привязка. Взгляд женщины направлен в сторону вершины горы Уч-Энмек. Она проводит обряд поклонения именно этой горе. Обувь у алтайской женщины с загнутыми носками, так как и рассказывают экскурсоводы музея в селе Кулада.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Кезер-таш ориентирован ликом к востоку, именно так, как и положено.

Бросилось в глаза, что во внутреннюю часть комплекса, куда ведет калитка, давно не ступала нога человека.

Создается понимание того, что жители села разобщены, а сельский совет, школа, и другие функциональные организации села заняты более важным делами.

За последнее время на территории Республики Алтай установлено много памятников, посвященным местным жителям. В долине Каракола их тоже не мало. Есть деревянные скульптуры при въезде в село Кулада, есть памятник суслику на вершине Межелика, есть ступа Боора, правда дважды разрушенная…

Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина. Фото автора.