В это утро все произошло у нас двоих не так, как должно было быть.
У Светы сорвалась запланированная экскурсия.
У меня отменилось ожидание возможных экскурсий.
В результате этих отмен у нас состоялось то, что, по всей вероятности, и должно было состояться. Этим тем была поездка в Каракольскую долину.
Погода была отличной: то гроза, то солнце, то дождь, то июньский зной. Все эти погодные изменения происходили динамично и не надоедали своим постоянством.
Хочу заметить, что именно такая погода благоприятна в автомобильном путешествии: теплый ветерок сменялся прохладой после дождя.
Каждая из нас ехала в Каракольскую долину со своей целью. Раскрывать свою - я не буду. Цель Светланы я не знала и не узнавала.
В конечном итоге поездка удалась для нас двоих.
Нам понравилось все. Мы осмотрели давно знакомые места и достопримечательности Каракольской долины.
Замечу, что у меня было одно сожаление, попытаюсь его объяснить.
Новым для меня объектом Каракольской долины была установленная в селе Боочи памятная экспозиция «Бай Эне».
Бай Эне (священная мать) – памятный комплекс, посвященный основателям села Боочи.
Памятник был открыт 30 сентября 2023 года. Проект был реализован по инициативе Владимира Амургушева, идею воплотил в жизнь скульптор Арчын Баданов. В информационных источниках написано, что идею поддержали все жители села Боочи.
«… Комплекс содержит фигуру каменного воина (Кезер-таш), коновязь (столб для привязывания лошадей), аил (жилище), очаг и скульптуру Бай Эне (священная мать). Бай Эне смотрит в сторону Белухи и окропляет Алтай белым молоком.
Каждый из элементов комплекса несет свою смысловую нагрузку и имеет важное значение в жизни алтайского народа. Кезер-таш (каменный воин) – это древнетюркский памятный знак, который устанавливали на местах упокоения сородичей. Эти изваяния пережили тысячелетия, войны, набеги, погодные катаклизмы и варварское отношение.
Коновязь (сэргэ) – означает то, что у местности, где оно установлено, есть хозяин. Коновязь ставится в виде столба у аила, у ворот дома («пока стоит сэргэ – семья жива»). Нельзя разрушать сэргэ.
Аил – конусообразное подобие шалаша, которое считается самым древним видом жилища на Алтае. Подобные конструкции встречаются и у других народов Сибири.
Очаг – самое священное место в аиле, по пламени костра люди определяли свою судьбу.
Бай Эне одета в алтайскую народную одежду «чегедек». Чегедек представляет собой безрукавное, распашное одеяние, выполняющее функции верхней одежды. Обычные ежедневные платья, которые носят алтайки, не представляют собой ничего примечательного. Однако, особой формой отличаются манжеты: они полностью закрывают кисти рук. Оголять эту часть тела у алтайцев считается неприличным, поэтому отогнуть манжеты девушка может лишь во время работы по дому и только в отсутствии рядом мужчин. Важным элементом чегедека считается украшение «бельдууш». Это металлическая подвеска, которую женщины носят на левом боку и на которую навешивается кисет, огниво, игольница и мешочки с пуповинами детей. Волосы женщины заплетены в две косы. Во время свадебной церемонии алтайке расплетают девичью косу и заплетают две новые.
Волосы женщины в скульптуре украшены накосным аксессуаром, который называется «шанкы». Он сделан из раковин каури, которые вплетаются в косы специальными шнурами, продетыми через металлическую петельку круглой выпуклой пуговицы.
Земля посыпана скальным грунтом.
Позади памятника посажены деревья…»
Мы со Светланой, осматривая памятник, были очарованы красотой женской скульптуры.
Но огорчение у меня вызвало то, что вся огороженная площадь памятника заросла травой, высотой в пояс. Света тоже это заметила, она видела эту композицию еще в первозданном виде.
Как так получилось, что памятник создан и установленный по просьбе местных жителей, но самим жителям нет никакого дела до его состояния и поддержания его в надлежащем виде.
Не хочется думать о том, что этот памятник всего лишь самореализация его авторов.
В композиции чувствуется местная привязка. Взгляд женщины направлен в сторону вершины горы Уч-Энмек. Она проводит обряд поклонения именно этой горе. Обувь у алтайской женщины с загнутыми носками, так как и рассказывают экскурсоводы музея в селе Кулада.
Кезер-таш ориентирован ликом к востоку, именно так, как и положено.
Бросилось в глаза, что во внутреннюю часть комплекса, куда ведет калитка, давно не ступала нога человека.
Создается понимание того, что жители села разобщены, а сельский совет, школа, и другие функциональные организации села заняты более важным делами.
За последнее время на территории Республики Алтай установлено много памятников, посвященным местным жителям. В долине Каракола их тоже не мало. Есть деревянные скульптуры при въезде в село Кулада, есть памятник суслику на вершине Межелика, есть ступа Боора, правда дважды разрушенная…
Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина. Фото автора.