Аннотация автора блога:
Маркетинг и ИТ неразрывно связаны. Об этом я уже говорю много лет. Все достижения в новых методиках продаж основаны на ИТ технологиях. Поэтому маркетинговому сообществу важно знать и понимать как работает ИТ и как работать с ИТ специалистами, т.к. часто специалист по маркетингу является функциональным заказчиков для ИТ.
Ниже статья на актуальную тему от моей коллеги Мартыновой Ангелины
Что такое ДМО подход в психологии
Аннотация автора статьи:
В статье анализируются результаты эмпирического исследования, направленного на выявление уровней эмоционального выгорания специалистов в сфере информационных
технологий (IT) и возможности применения техник ДМО-подхода для работы с синдромом.
В результате исследования выявлено, что более чем у 80%
специалистов сформирована хотя бы одна стадия синдрома эмоционального выгорания и у 50% специалистов стадии находятся
в состоянии формирования. Эмоциональное состояние специалистов требует внимания.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, IT, истощение, ДМО-подход.
За последние пять лет происходит ощутимое число изменений в сферах здравоохранения (период пандемии COVID-19), геополитики (активные военные конфликты и столкновения), экономики (санкционное давление, перестроение цепочек логистических поставок, изменения в финансовых операциях),
информационных технологий (блокирование международных технологий, массовый переход на онлайн программы) и безопасности (кибератаки, информационная пропаганда, участие в конфликтах).
Общая совокупность внешних факторов влечёт за собой внутренние изменения в работе крупных, средних и малых структур, где используются информационные технологии. Задается тренд, поддерживаемый на законодательном уровне, перехода на отечественные программные решения вместо общепринятых международных. Организации, имеющие развитые информационные системы, сталкиваются с реорганизацией внутренних и внешних бизнес-процессов на новые технические и технологические решения, поиском оборудования и комплектующих, усилением информационной безопасности, пересмотром планов развития и оптимизации операционной деятельности. Требуется отслеживать изменения в реальном времени.
Подходы к организации рабочих процессов
Подходы к организации рабочих процессов через долгосрочную стратегию и планирование перестают работать. Процессы переходят на тактические и гибкие методологии работы (методология Agile). Гибкие методологии подразумевают перестройку процессов в сторону проектной работы, оптимизации ресурсов, движение проектов подвергается постоянному пересмотру.
Что дал COVID-19 для рынка ИТ
COVID-19 ускорил процессы перехода на новые информационные технологии — коммуникация в мессенджерах, развитие социальных сетей, автоматизация процессов с помощью нового программного обеспечения. По исследованиям после COVID-19 выявлено, что количество коммуникаций возросло не только в профессиях, которые напрямую связанных с коммуникацией (медицинские работники, психологи, сфера продаж, сфера услуг), но и в профессиях, более закрытых для коммуникации.
Изменились условия труда — вместо офисной работы и
коворкингов появился тренд на удаленный формат работы, где
вся коммуникация сводится к взаимодействию через письменную коммуникацию или видеосвязь. Появляется иллюзия доступности любого специалиста в любое время, что растягивает границы рабочего графика. Дополнительно вводится задача в рабочий процесс, как у служб быстрого реагирования, оперативно находить решения в случае чрезвычайных ситуаций в любое время суток. Новые условия труда выдвигают новые требования
к специалистам — гибкость, адаптивность, совмещение нескольких смежных ролей, быть твердым профессионалом и уметь выстраивать коммуникацию.
Следствием изменений за последние 5 лет является снижение результативности и производительности труда, в связи с тем, что достижение предыдущих показателей в новых условиях становится тяжелее. Для функционирования государственной системы, крупного, среднего и малого бизнеса, чтобы прийти к своим целям, количество усилий затрачивается в большее количество раз. Сохранение текущего уровня и развитие вперед достигается путем «сверхусилий» и «подвигов» специалистов, которые вкладываются в свою работу сверх нормы рабочего времени или увеличением штата.
Что происходит в результате
Последствиями подобного рабочего графика и новых условий труда является синдромы эмоционального и профессионального выгорания. Особенно ярко касается специалистов, которые занимают лидирующие позиции с высокой зоной ответственности за свою работу.
Автором статьи проводится исследовательская работа, которая посвящена тому, чтобы выявить факторы, которые инициируют у специалистов в сфере информационных технологий состояния эмоционального и профессионального выгорания и поиски решений для предотвращения этих состояний.
Вводные данные для проведения исследования
База исследования: специалисты по информационным технологиям.
Структура выборки: мужчины и женщины в возрасте 22–32 лет.
Объект исследования: эмоциональное выгорание.
Метод исследования: описание, анкетирование, интервьюирование.
Перед переходом к результатам исследования введем основные понятия эмоционального и профессионального выгорания.
Выгорание (англ. burnout) — это состояние, включающее чувство эмоционального истощения, изнеможения, симптомы дегуманизации, деперсонализации, негативное самовосприятие. В профессиональном плане — утрату профессионального мастерства.
Равноправно используются термины «профессиональное выгорание», «эмоциональное выгорание» и «психическое выгорание». Разные авторы предлагают свои факторы и стадии развития эмоционального выгорания, но в них наблюдаются общие симптомы, характеризующиеся выраженным сочетанием симптомов нарушения в психической, соматической и социальной
сферах жизни.
Симптомы профессионального выгорания
- Психофизические симптомы;
- Социальные и психологические симптомы;
- Поведенческие симптомы.
Психофизические симптомы проявляются как:
• Ощущение постоянной усталости, даже по утрам, сразу
после пробуждения (симптом хронической усталости);
• Чувство эмоционального и физического истощения;
• Общая астения (слабость, снижение активности и энергии);
• Снижение восприимчивости и реакции на изменения
внешней среды (отсутствие реакции любопытства на новый фактор или отсутствие реакции страха на опасную
ситуацию);
• Постоянная сонливость и желание спать в течение всего
дня.
Социальные и психологические симптомы проявляются как:
- Равнодушие, скука, бездеятельность, депрессия, подавленность;
- Повышенная раздражительность на незначительные события;
- Сбои в общении, уход в себя;
- Чувство вины, обиды, стыда;
- Ощущение бессознательного беспокойства и повышенной тревожности;
- Чувство гиперответственности и постоянный страх, что «не получится»;
- Тотальное негативное отношение к жизни и карьерным перспективам («как ни старайся, все равно не получится»).
Поведенческие симптомы проявляются как:
- Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, и что справиться с задачей становится очень сложно;
- Специалист существенно меняет свой рабочий график (увеличивает или сокращает время работы);
- Постоянно, без острой необходимости, человек берет работу на дом, но не делает ее;
- Снижение энтузиазма в работе, равнодушие к результатам;
- Невыполнение важных приоритетных задач;
- Большая часть рабочего времени тратится на малозаметное или бессознательное выполнение автоматических и элементарных действий;
- Дистанцирование от коллег, повышение неадекватной критичности.
На развитие выгорания влияют, как личные качества каждого специалиста, так и организационные факторы и особенности профессиональной деятельности.
К личным особенностям относятся такие черты личности, как авторитаризм, низкий уровень эмпатии, невротизм, депрессия, слабая склонность к самоактуализации и самореализации, эмоциональная ригидность, слабая мотивация, моральные дефекты, дезориентация, тревожность, агрессия.
К организационным факторам относятся: неудовлетворительные условия труда, высокая загруженность, неопределенность в оценке выполняемой работы, повышенная ответственность, психологически сложный контингент, отсутствие стимулов, неоднозначные требования к работе, бесперспективность деятельности, чрезмерное межличностное общение.
Синдром эмоционального выгорания
В процессе формирования синдрома эмоционального выгорания сменяют друг друга три фазы: истощение, отстранённость и падение самооценки, в исходе которых специалист не видит перспектив в своей дальнейшей профессиональной деятельности, утрачивается удовлетворенность работой, вера в свои профессиональные возможности.
В рамках анкетирования по диагностике уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко) получены следующие показатели:
У 67% сформирована стадия «напряжения» и у 33% она формируется. Специалисты испытывают переживания психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой, чувства загнанности в клетку, тревоги и депрессии.
У 35% сформирована стадия «резистенции» и у 46% она
формируется. Специалисты начинают неадекватно эмоционально реагировать на происходящее, испытывают эмоционально-нравственную дезориентацию, экономят эмоции и наблюдается ослабление профессиональных успехов.
У 18% сформирована стадия «истощения» и у 33% она
формируется. Специалисты уже ведут себя эмоционально отстраненно, не проявляют эмоции, отстраняются от своих обязанностей, падает самооценка и проявляются психосоматические и психовегетативные нарушения.
По результатам интервью специалисты отмечают, что они верно выбрали профессию и видят в ней свое развитие, даже не смотря на развитие технологий искусственного интеллекта. Отмечают, что интересны проекты, которыми они занимаются и приятно работать в текущем коллективе. Возможность дистанционного формата работы позволяет обустроить комфортное рабочее место, не требуется тратить время на дорогу и на офисный гардероб.
Что происходит с развитием удаленного формата в сфере ИТ
С развитием дистанционного формата работы в сфере IT увеличилось количество бизнес-процессов, связанных с вынужденной коммуникацией. Коммуникация в виде видео-формата общения и письменного в мессенджерах требуется для планирования рабочих задач и проверки динамики их выполнения. Специалисты, взаимодействующие на уровне «человек-технологии», начинают внедрять в работу уровень «человек-человек», что увеличивает уровень «вынужденной коммуникации».
По анализу рабочей деятельности и интервью по особенностям условий труда выявлено, что критериями, запускающими процесс выгорания, являются неудовлетворенность организацией бизнес-процессов, неопределенность зоны ответственности и задач, увеличение коммуникации с другими специалистами и взаимодействие с текущим руководителем.
Проявление эмоционального выгорания отражается на нескольких уровнях, поэтому работа с ним потребует комплексного подхода.
Что рекомендуется для восстановления из синдрома эмоционального выгорания
На социальном уровне для профилактики и восстановления из синдрома эмоционального выгорания рекомендуется:
• Распределять рабочую нагрузку;
• Переключаться между разными видами деятельности;
• Уточнять задачи и какой результат ожидается и в какой срок;
• Воспринимать конфликты при коммуникации, как возможность решить задачи и прийти к взвешенному решению;
• Прислушиваться к конструктивной обратной связи;
• Понимать организационную структуру;
• Фиксировать зону ответственности;
• Нормировать рабочий график.
На психофизическом уровне для профилактики и восстановления из синдрома эмоционального выгорания рекомендуется:
• Обратиться к врачу, если уже есть выраженные психосоматические и психовегетативные симптомы;
• Обратиться к превентивным специалистам для профилактики, чтобы снизить риски развития состояния истощения;
• Нормализовать сон с 22:30 до 6:00;
• Пересмотреть питание;
• Подключить ходьбу и физические нагрузки.
На психологическом и поведенческом уровне важно отметить, что специалисты в сфере IT имеют тип характера шизоидный. Специалисты часто погружаются в себя во время рабочего процесса, работают самостоятельно и важна возможность уединения.
Превалирующая часть специалистов, участвующих в исследовании, имеют шизоидный тип характера, который говорит об их чувствительности, интровертности, творческих способностях, беспокоящиеся о своей безопасности, имеющих сложные отношения с близостью и страхом поглощения. При дискомфортной коммуникации часто включается защитная реакция в виде интеллектуализации.
В рамках ДМО-подхода есть возможность привлечь к взаимодействию такого типа характера специалиста через интерактивность, новизну, гибкость, использование современных технологий и научных доказательных исследований.
Основную единицу ДМО-подхода (опыт), который травмировал специалиста, можно будет использовать с течением времени, как выстроится терапевтический альянс, и специалист сможет проявить свою уязвимость при терапевте.
Работу со специалистами можно начинать с применением ТМО на образ, который дает возможность в вербальной форме не произносить то, что его беспокоит или он не может четко сформулировать. Ключевым моментом является возможность специалисту прочувствовать изменение в эмоциональном состоянии, которое позволяет ему почувствовать результат и
начать выстраивать долгосрочный терапевтический альянс с терапевтом.
При применении аналитических методов можно столкнуться с молчанием или диалогом на отвлеченные темы, не относящихся к запросу, которого также может не быть. Терапевтичным для специалистов является поддержка и присутствие, отсутствие давления и внедрения в их внутренний мир. В переносе ощущается, что специалист расслабляется, его эмоциональное состояние меняется.
При сложных эмоциональных ситуациях можно обучить специалистов технике самопомощи с дыханием «5–4–3–2–1», которая помогает вернуть эмоциональное равновесие в моменте, когда они сталкиваются со сложной коммуникацией или ощущением неопределенности.
Интегративность и новизна ДМО подхода позволяет специалистам с шизоидным типом характера организовать профилактику эмоционального выгорания и восстанавливаться из состояний истощения и сопротивления.
Автор: Мартынова Ангелина Владимировна,
Психолог, EMT-терапевт, EMT-коуч, клинический психолог,
немедицинский психотерапевт
Частная практика г. Казань, Татарстан