На 81-м году из жизни ушла народная артистка России Наталья Тенякова. Как складывались её личная жизнь и карьера, почему актрисе пришлось покинуть родной Ленинград — в материале сайта Царьград.
АНАСТАСИЯ ЖИГИНА
Скончалась Народная артистка России Наталья Тенякова. Об этом в среду, 18 июня, сообщили в МХТ им. Чехова. Ей было 80 лет.
Наталья Максимовна была столпом труппы Художественного театра, актрисой - природным явлением (научить играть, "как Тенякова", и даже описать её обаяние невозможно) и человеком предельно честным, настоящим во всём. Она задавала планку и в профессии, и в жизни, планку почти недостижимую, но необходимую как ориентир,
- рассказали в ТГ-канале МХТ.
Причины смерти пока не раскрываются. Дата прощания станет известна позже.
Ранние годы и поступление Натальи Теняковой
Наталья появилась на свет в Ленинграде в 1944 году сразу после снятия блокады. Родители были инженерами. В свободное время Наташа любила читать. Отец хотел, чтобы дочь стала учителем, но не тут то было. Однажды в школьную программу вошла новая преподавательница, открывшая театральный кружок. Именно тогда юная Наталья впервые ощутила непреодолимую любовь к сцене.
Окончив школу, девушка решила поступать в театральный вуз. Её заметил известный режиссер Борис Зон, принявший Наталью в свою творческую мастерскую. Учитель угадал скрытый актерский дар в девушке, которая сама себя называла "полной девчушкой с двумя косичками". Позже он посоветовал ей сохранить приятную хрипоту голоса, сделавшую голос уникальной чертой образа Натальи Теняковой.
Оставалась одна проблема - сказать отцу, где учится его дочь. Он настаивал на педагогическом образовании. Мама поддержала Наташу, поэтому они обе скрывали от главы семейства факт поступления и последующие экзамены. Но тайное стало явным, и отец погрузился в тяжёлое молчание. Его смог переубедить преподаватель Натальи, Борис Зон.
Личная жизнь
Во время учёбы в Ленинградском государственном институте театра (ЛГИТМиК) в юную Наталью без памяти влюбился однокурсник Лев Додин. Молодой человек приносил цветы, писал стихи, проводил целые сутки под окнами, невзирая ни на погоду, ни на холод. А как-то Лев предпринял отчаянную попытку самоубийства. Тогда-то Наташа сдалась. Она решилась выйти замуж, искренне веря, что сможет постепенно полюбить поклонника.
Супружеская жизнь была похожа скорее на быт обычных жильцов коммунальной квартиры: отношения протекали гладко, без бурных эмоций и конфликтов. Такая спокойная семейная атмосфера продолжалась бы, вероятно, бесконечно долго, если бы однажды сердце Натальи не вспыхнуло настоящей любовью к тридцатилетнему актёру БДТ Сергею Юрскому.
С Юрским Наталья познакомилась в постановке "Большая кошачья сказка", где она сыграла невесту. И сразу потеряла голову. Будучи честным человеком, актриса сразу призналась мужу, что влюблена в другого. Тот решил, что это временно, и махнул рукой. Но не тут-то было. Наталья не стала оставаться с нелюбимым человеком и рассталась с Додиным.
Актриса была влюблена в Юрского несколько лет, но на расстоянии. Она окончила институт, в 1967-м стала актрисой Ленинградского Большого драматического театра, и тут жизнь снова свела её с предметом воздыхания - Наталью пригласили в БДТ. Юрский к тому времени тоже расстался с супругой, устав от бесконечных сцен ревности и угроз свести счёты с жизнью. Вскоре актёр ответил влюблённой девушке взаимностью. В 1970-м пара сыграла свадьбу, а спустя три года у них родилась дочь Дарья.
Позже Юрский стал "персоной нон-грата": власти сочли его диссидентом. Ему пришлось переехать в Москву. Узнав об этом, Тенякова тут же отправилась в ЗАГС и взяла фамилию мужа в знак поддержки. Вслед за ним она уволилась из театра, бросив стремительно развивающуюся карьеру, и уехала с супругом в столицу.
Карьера в Москве
С 1979 года Тенякова работала в Театре имени Моссовета. Она снова стала одной из ведущих актрис. В её репертуаре были главные роли в спектаклях: "Если буду жив" (Софья Андреевна Толстая), "Тема с вариациями" (Любовь Сергеевна), "Версия" (Любовь Дмитриевна Блок), "Братья Карамазовы" (Грушенька), "Правда хорошо, а счастье лучше" (Поликсена), "Гедда Габлер" (Гедда Габлер), "Вдовий пароход" (Панька), "Печка на колесе" (Фрося), "Орнифль" (мадемуазель Сюпо).
В 1988 году Наталья вступила в труппу МХАТ Наталья. К тому времени она была уже прославленной актрисой. Помимо театра, с её участием на экраны выходили фильмы "Старшая сестра", "Зелёная карета", "Любовь и голуби".
За почти сорок лет в Художественном театре ею было сыграно множество самых разнообразных ролей - от трагических до гротескных, от "будничных" до исключительных, от Мадлены Бежар в "Кабале святош", Раневской в "Вишнёвом саде", Гурмыжской в "Лесе" до наших современниц. Среди работ актрисы последнего десятилетия - центральные роли в спектаклях "Юбилей ювелира", "Офелия боится воды", "Говорит Москва", "9 ряд. 10, 11 место". Параллельно Наталья Максимовна сотрудничала с другими театрами, играла в спектаклях своего мужа Сергея Юрского, отдавая должное их общей любви к драматургии абсурда,
- рассказали в МХАТ.
Уважаемые читатели "Царьграда"!
Присоединяйтесь к нам в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники", также подписывайтесь на наш телеграм-канал.
Если вам есть чем поделиться с редакцией "Царьград. Беларусь", присылайте свои наблюдения, вопросы, новости на электронную почту belorussia@Tsargrad.TV.