Меня много раз просили написать статью о том, как демонический учитель будет взаимодействовать с родителями. Вот она, наслаждайтесь, но сразу предупреждаю, что тут будет много психологии:
Демоническая педагогика
Буквально в двух словах скажу, что это. Демоническая педагогика - стиль преподавания, в котором учитель не объясняет какое-то понятие, а провоцирует и манипулирует учеником так, чтобы понимание возникло само. Демонический педагог не учит, а делает ученика достаточно сильным, чтобы он смог сам научиться.
Немного о родителях
Наверное, самые заинтересованные в образовании люди - это родители учеников. Это они поднимают детей в 6 утра и везут их на машине на другой конец города по пробкам, это они ругают за двойки и говорят, "а вот Боромир принёс бы целых две двойки!", это они... В общем, родители. Даже если брать самых безответственных и незаинтересованных родителей - и те переживают (просто не так явно).
На родителях лежит самая ответственная ответственность, и у них же самые страшные страхи.
Да-да, нас интересуют в первую очередь страхи (ну не должен ли демонический педагог работать в первую очередь со страхами, раз он - демонический?)
Задача родителей обеспечить ребёнка образованием.
Это не самоцель (хотя у некоторых и самоцель), но это важнейшая задача, как минимум для того, чтобы ребёнок мог спокойно улететь из родительского гнезда (и оставить их уже наконец в покое).
При чём тут школа?
Ответ очевиден. Подавляющее число родителей не являются специалистами в области образования. Поэтому они делегируют процесс школе. Там встаёт проблема в выборе школы - по месту жительства, платная, частные учителя... Не важно. Важно, что
Эта задача делегируется Школе (в широком смысле)
В идеале родители ожидают, что в школе работают специалисты, которые с этой задачей справятся.
Как родители контролируют Школу
Разумеется, как и любой субподрядчик, Школа обязана отчитываться о проделанной работе, о методах работы, планах и так далее. И желание родителей быть в курсе дела - вполне естественное. Для этого есть система оценок, родительских собраний, электронных дневников, родительских чатов в вотсапе и прочее.
Важно, что родители НЕ являются специалистами в образовании, но вынуждены контролировать образовательный ПРОЦЕСС (результат-то контролировать будет поздно). Вот и вопрос: как? Как неспециалист в управлении самолётом сможет контролировать, что пилот его ведёт правильно? Как человек, не умеющий считать, сможет быть уверен, что его не обсчитали на базаре?
Для этого нужно либо 100% доверять специалисту (пилоту, продавцу, Школе). Либо... Самому становиться специалистом.
Впрочем, в образовании чаще срабатывает третий вариант.
Мы все учились понемногу
Родители, они же сами учились в школе, ходят в школу на собрания, знают её "через детей" и от знакомых. То есть, родители знают, как должен выглядеть процесс образования не по-наслышке.
Поэтому куда более логично всего лишь сравнивать процесс, в котором участвует ребёнок с личным опытом.
Всё. Красота! Нам не надо быть специалистом, не нужно 100% слепое доверие. Мы просто "своими глазами" можем видеть, чему и как учат ребёнка в школе, и сходу, лучше любого эксперта сказать - плохо/хорошо. И если видим в процессе какое-то отличие от опыта, можно пойти задавать вопросы.
Школьный спектакль
И вот тут кроется главный просчёт.
Во-первых, родители видят только сцену, но не видят закулисье - и как ученики раньше, и как родители нынче. То есть, они видят лишь внешние проявления образования.
Во-вторых, родители часто ошибаются, принимая своё образование за образец и эталон. Им в своё время вполне могли дурить голову.
И скорее всего дурили. Потому что Школа - это грандиозный спектакль с тысячами актёров (они же зрители, поэтому спектакль - сам в себе).
Справедливости ради, родители так или иначе понимают, какой балаган имеет место быть. Но они ничего не могут предпринять. Это вызывает некоторый психологический дискомфорт. А в сочетании с ответственностью за результат - и некоторую дичайшую панику.
Частое решение - уход от ответственности. Родители просто "доверяют" Школе. Безоговорочно. Мол, доктор сказал "в морг", значит - в морг. (Это не осуждение со стороны автора. Это констатация закономерной психической реакции здорового человека.)
Но даже в таком случае родители пытаются "держать руку на пульсе" - следить за тем, чтобы хотя бы видимость обучения соответствовала их представлению, довольно справедливо (с точки зрения психологии) полагая, что если внешность одинакова, то одинакова и суть. Если кому знаком термин "карго-культ", то это именно про наш случай.
Столкновение со Школой
Проблемы начинаются в тот момент, когда родители (а они, напомню, находятся в состоянии дикой паники) замечают расхождение со своим опытом. Они сразу бегут к директору, завучу, в районо и вообще.
Тут возникает психологическая и совершенно театральная коллизия паники родителей и паники учителей, которая нас не сильно интересует. (Да, учителя находятся тоже в состоянии дикой паники, иначе почему бы им вдруг так массово бежать из школы). Если интересно, я этот спектакль тоже могу расписать по сценарию. Впрочем, у меня даже есть такая статья - история про бочку.
Столкновение родителей с Демонической школой
Демоническая педагогика по природе своей обязана разрушать стереотипы, а следовательно, и быть не похожей на образование.
Разумеется, первая проблема в школе у демонического педагога будет в столкновении с родителями.
Надо понимать психологию родителя. Я ещё раз озвучу состояние:
- Родитель облечён ответственностью за образование ребёнка (Это нельзя недооценивать, это очень мощная ответственность, которая проявляется на разных уровнях).
- Весь опыт родителя говорит о том, что происходит что-то необычное.
- Родитель сталкивается с тем, чего сам не понимает.
- Родитель прибывает (или пытается сохранить) в иллюзии, что "раньше было всё хорошо"
В таком состоянии человек просто обязан прийти с наездом "ты чё творишь, э?" (но как правило, облечённом в более вежливую форму, что не меняет сути).
Что, кстати, я и неоднократно наблюдал.
Что будет делать демонический педагог?
Вот это очень интересный вопрос - что делать. Вообще, наезд такого плана подразумевает непоколебимую правоту родителя и ошибку учителя. Поэтому ожидается спектакль "родитель атакует, учитель защищается". Здесь ожидается любая защита от пассивной агрессии до нападения.
Но демонический педагог - он же манипулятор. Он же не может подыграть - его задача разрушить этот спектакль своими манипуляциями.
Поэтому он не будет оправдываться, сам наезжать, а просто покажет родителям, что их образование - это не только не эталон, это обман, ложь и спектакль.
Для демонического педагога это будет не трудно - он совершенно то же самое делает с детьми.
Таким образом родители как бы второй раз попадают в школу, но уже к демоническому педагогу. И у них возникает мощное, очень важное для образования, состояние растерянности. Как так? Неужели, всё это был спектакль?
Заметьте, это не приём НЛП, чтобы сделать человека более податливым (хотя очень похоже). Демонический педагог не пользуется этим для убеждения. Он всего лишь сталкивает человека с его иллюзиями. Делает так, чтобы человек _сам_ увидел свою ошибку без прикрас (это же один из основных принципов демонической педагогики).
Конкретная технология, процесс, как это будет происходить не важен (хотя я могу и примеры привести).
Что будут делать родители.
Теперь состояние родителей изменилось. Они понимают, что Школа их обманывала всю жизнь, и что теперь она обманывает их детей. И не просто обманывает, а не оставляет альтернативы.
И вот этот последний пункт очень страшный. Да, мы видим обман (даже если раньше не замечали). Да, мы понимаем, что это плохо и во вред нам и ребёнку. Но мы НИЧЕГО не можем сделать. У нас нет выбора.
У родителей на самом деле в этот момент есть выбор - сохранить иллюзию синей таблеткой (и на моей памяти некоторые так поступали), или принять красную и как-то с этим жить.
Задача педагога тут поддержать. Показать - есть ещё средства. Есть демоническая педагогика, которая отличается от спектакля и даёт результат.
И вот тут возникает второй акт недоверия. Из серии обжегшись на молоке, дуем на воду.
А почему демонический педагог так уверен, что результат его работы ЛУЧШЕ, чем результат спектакля?
Нужна эффектная и эффективная демонстрация.
О, в демонической педагогике этого полно. Она же провокативная.
Но! Важный нюанс. Родители - это не ученики (хотя близки к ним по всем параметрам), и демонический педагог не только может, но и обязан раскрыть и объяснить свои манипуляции.
То есть как это происходит? Родителям выдаётся "волшебный листочек" с провокативными заданиями И объясняется его суть по мере выполнения родителями этих заданий. Зачем нужно это задание, почему нельзя сделать проще, какой будет результат, если сделать проще... Всё это подробно объясняется сразу ПОСЛЕ выполнения. Чтобы родитель мог рефлексировать (умное слово) своё состояние и связывать его с педагогическим моментом.
То есть, родители на себе должны испытать то, что испытывают их дети.
Например, можно заставить родителя умножать сложением, чтобы показать, почему их дети ошибаются в элементарных примерах (был такой случай с мамой пятиклассницы). Или вынудить выполнять задания по рисованию чертежей, чтобы он увидел, СКОЛЬКО нужно сделать для получения хотя бы "нулевого приближения" чертежа (очень удивляются).
Почему это работает?
Потому что демоническая педагогика эффективна. Потому что родители - заинтересованы и мотивированы разобраться. Потому что задания демонической педагогики атомарны по сути, и многомерны по результату.
А ещё срабатывает честность. Правда всегда лучше самой сладкой лжи.
Да, мы манипулируем детьми. Да, Вами сейчас точно так же сманипулировали, и Вы это на себе ощутили. Не хотите, чтобы Вашего ребёнка учили так - ок, не проблема. Будем "объяснять", как все, будем давать домашки и ставить двойки с формулировкой Вам же "подтяните синусы, а то ОГЭ не сдаст".
А ещё и потому что родители в этой ситуации ничего не теряют. Они всегда могут вернуться в свой спектакль.
Ну, и как бы это парадоксально ни звучало, способствуют учителя с их спектаклем. Создают контраст, когда родитель 10 лет провёл за партой, но "никогда не думал об умножении вот так, но так гораздо понятнее!"