Вермеер писал «Девушку с жемчужной сережкой» в технике сфумато, что можно перевести с итальянского как «дымчатый» и «размытый». Для выполненных в такой технике картин характерны неуловимые переходы между тонами и отсутствие четких границ. Как отметили в галерее Маурицхёйс, благодаря смуфато зритель видит «больше, чем на самом деле нарисовал Вермеер». Мозг додумывает детали, и человек даже не понимает, как такое происходит. «Это значит, что каждый видит что-то отличное, свое (different) и у каждого из нас своя «Девушка с жемчужной сережкой», — пояснили в институции.
Предлагаю и нам отправиться в путешествие по страницам книги «Девушка с жемчужной сережкой» и раскрыть все загадки, оставленные для нас автором, сформировать «свое» уникальное видение произведения через поиск и вопросы, а я постараюсь помочь вам на этом увлекательном пути.
Итак, в первую очередь хочется отметить невероятную глубину и силу личности героини, что бросается в глаза с первых страниц. Возможно, одной из причин тому является горе, постигшее ее в юном возрасте (отец -художник по плиткам лишился зрения, когда ни один из детей ещё не достиг совершеннолетия).
Как это часто бывает, трудности, пройденные в юные годы, закаляют характер, сильно меняют личность людей, из-за чего они взрослеют раньше срока. Нельзя сказать, было ли это первой и единственной причиной твердости характера героини (тут также можно упомянуть религиозность её семьи), но Гретте нельзя отказаться в силе духа, завидной сдержанности, способности читать между строк и действовать наперед. Гретта оказывается куда мудрее и талантливее в делах ведения хозяйства, чем вторая служанка в доме Вермееров (на 12 лет старше нее) - Теннеке, которая, казалось бы, служит в семье художника уже более десятка лет. За это незатейливая Теннеке «награждает» Гретту всем, что можно объяснить завистью.
Первый вопрос, возникающий после прочтения книги, это вопрос фатальности любви. Способны ли мы выбирать объект любви? Способны ли мы отказаться от уже возникших чувств?
Любовь в нашем случае односторонняя. Гретта не могла не понимать порочность своей привязанности, которая ничуть не оправдывается недалекостью и глупостью Катарины, жены художника Яна Вермеера, в доме которого прислуживала Гретта.
Младшая служанка позволила себе эту погибельную заинтересованность, хотя по книге и сложно понять глубину её чувств. То ли она намеренно скрывает их от читателя, то ли сама едва ли отдает себе отчет в движениях своей души.
Сложно себе представить, как сложилась бы судьба Гретты в случае, если бы её симпатия к художнику была взаимной. При наиболее благоприятном исходе, она стала бы любовницей художника и то, ненадолго, в худшем случае – опорочила бы себя и свою семью, на долгие годы осталась без работы.
Для чего мужчине любовница, когда у него уже есть любимая женщина? Гретта и сама признает, что Вермеер любит жену, хоть от этой любви и веет подозрительностью. Катарина не способна, даже в сравнении с собственной матерью - Марией Тинс, понять хоть что-то в том мире, в котором живет её муж. Имею склонность думать, что Катарина восхищает Вермеера в первую очередь своей эксклюзивной внешностью (светлые волосы в сочетании с карими глазами). Общение между ними очень редкое и поверхностное, и, как правило, заканчивается детьми, в воспитании которых Вермеер участвует очень ограниченно. Мало похоже на идеальные взаимоотношения супругов, верно?
В любом случае, Гретта позарилась на звезду, до которой у неё не было шансов дотянуться. Интересно, насколько она отдавала себе в этом отчет.
Можно предположить, что в какой-то мере все-таки отдавала. Например, молодая служанка уместно обращала внимание на тот факт, что художник скрывает от жены то, что Гретта помогает ему с красками. Почему? Гретта ожидала от него признания собственных позиций в качестве помощницы. Что бы это означило для Катарины? Похоже, Вермеер немало тщился честью семьи и не хотел подрывать уверенность в нём супруги.
Художника мало заботило и то, что Гретту запирают на ночь на чердаке. Он думал, что ей приятно все, что связано с красками вплоть до того, что она готова терпеть положение практически заключенной (во время прочтения у меня возникла именно такая ассоциация)? Готова терпеть любые лишения ради искусства, которое он создает? Он вообще об этом не думал? Главное, что ему удалось без лишних вопросов перевести её на чердак и теперь ничто не мешает ей выполнять сверхурочную работу.
Но не могу обойти вниманием ситуацию, когда Катарина поставила прямой вопрос: либо она (служанка) остается на чердаке, либо шкатулка (с драгоценностями)- Вермеер не выбрал ничего, но, хитрый кот - он смог сохранить и то, и другое. Однако удивляет в целом постановка вопроса. Катарина уже догадывалась о дополнительной ценности Гретты и то, что муж противился переселить её обратно в подвал не могло не вызывать подозрений.
Итак, художнику не удавалось идеально лавировать между острыми углами, хотя его и направляла умелая помощница -Мария Тинс.
Случай с кражей черепаховой заколки Корнелией (одной из дочерей Вермеера) и её последующее наказание не доказывает заступничество Вермеера (как то, почему-то утверждала Мария Тинс). Не доказывает оно ни его привязанности, ни симпатии к Гретте. Любой укравший заслуживает порицания, наказывать невинных – нарушать элементарный этический закон. Дети с ранних лет должны понимать подобные вещи и Вермеер всего лишь выполнял отцовскую обязанность, устанавливая справедливость и показывая способным понять детям, как это работает.
Возможно, наше понимание отношения к прислуге в то время несколько размыто. В самом деле, человеку, привыкшему разделять людей на «слуг» и «господ» может быть проще выгнать одних и нанять других, но Вермеер – человек неглупый, передовой и, к тому же, религиозный, очевидно, такое поведение было не в его стиле.
Следует заметить, что и мудрая Мария Тинс не потерпела бы нахождение в доме реальной соперницы собственной дочери. Тот факт, что она позволяла Вермееру выполнять портрет младшей служанки говорит о том, что она не видела в Гретте угрозы.
Прав был и Ван Левенгук, предостерегший Гретту (как знать, кажется, его предостережение подействовало, а значит, Гретта из тех, кто в состоянии держать собственные чувства в узде). По словам Левенгука, Вермеер заинтересовался Греттой лишь потому, что на неё положил свой похотливый глаз другой мужчина. Натуралист за свои годы явно изучил животную сущность людей, которая владеет как «высшими», так и «низшими» мира сего.
В самом деле, мир художника, а тем более горящего делом, увлекателен (тем более, когда ты участвуешь, пусть и опосредованно, в создании картин и живешь в каморке над мастерской, каждый день имеешь возможность наблюдать это магическое действо -написание картины – неудивительно, что в него как в трясину затянуло такую девушку как Гретта). Однако оставим художника с его единственной настоящей любовью – искусством.
Обратимся вновь к личности Гретты. Питер-младший влюбился в неё несмотря на то, что та практически не заговаривала с ним; несмотря на то, что никогда не поднимала на него глаз, не показывала волос, несмотря на бедственное положение её семьи. Можно ли сказать, что любовь его разгорелась, как это часто бывает, под влиянием абсолютного безразличия к нему Гретты? Стала плодом исключительно мужского вероломного стремления завладеть желанной, но недоступной жертвой? Возможно, это тоже сыграло роль. Но всё- таки я верю, что Питер-младший, выросший в семье мясника, был не настолько примитивен, как собственный отец и сумел увидеть ту самую содержательную Гретту. Жаль, что, как ни хорош был Питер, его интеллектуальных способностей было недостаточно, чтобы увидеть в ней то, что мог видеть художник, но и того немногого, что было открыто его духовному взору, было достаточно, чтобы открыть для себя Гретту и попытаться добиться её.
Но не в заслугу ему вспомним и не будем забывать ситуацию, когда он упомянул выгоду брака с ним для её семьи. Негодник-Питер отлично это понимал, и, возможно, это несколько развязывало ему руки в деле попыток добиться девушки. Родители, давно не пробовавшие куска мяса сделают пол дела за него.
Тем не менее, хочется думать, и на то есть реальные основания, что Гретта относится к той самой породе восхитительных женщин, способных вершить судьбы мужчин, неуемно привлекательных не в силу своей внешности, а в силу чего-то большого, что сложно описать одним или двумя словами. Гретта одна из тех, кто не просит и получает, кто молчит больше, чем говорит, кто в состоянии отстоять себя словом и делом и чьи ценности выходят далеко за пределы собственной личности.
Вспомним, как она дала пощечину Корнелии в первый же день её службы на Ауде Лангендейк. Конечно, дети относились к ней иначе, чем к Таннеке. Гретта обладает четко сформированной системой взглядов и, кажется, всегда знала, как поступить правильно и так, чтобы «волки остались сыты и овцы целы».
Несколько женщин в произведении относятся к ней с необъяснимым презрением, однако она не опускается до того же, но и не заискивает перед ними. Она гордо и великодушно сносит вспышки и выходки в её адрес, оставляя женщинам самим выбираться из болота разлитой ими желчи. Остается только восхищаться ею.
Обратимся к описанию Питера. Любовь его не требует доказательств. В то время как один безжалостно оставлял Гретту каждую ночь запертой на чердаке, другой был готов на многое : посещал ту же церковь, что и Гретта, смог войти в доверие к родителям Гретты, затем, после смерти Агнессы (младшей сестры Гретты) от оспы, как мог оказывал поддержку семье Гретты. Что касается внешности Питера, Гретта неоднократно подчеркивала его привлекательность, которая, в прочем, не вызывала в ней никаких чувств.
Для чего автор наградила Питера блистательной внешностью? Светлые кудри, ясные голубые глаза. Насколько брак с Питером потерял бы в цене, если бы Питер не был любимцем женщин?
Лично я склонна считать, что, таким образом, автор либо пыталась подчеркнуть привлекательность самой Гретты (как часто красавцы выбирают себе менее достойную партию?), либо с тем, чтобы избавить Гретту от всех возможных нареканий в сторону сына мясника.
Однако, чего таить – этот брак не был мечтой Гретты, тонко чувствующей, понимающей искусство, имеющей завидный вкус и смекалку. В её положении брак с мужчиной, понимающим в искусстве не меньше её был невозможен, и она это прекрасно понимала.
Сделанный ею выбор выше всяких похвал. Благодаря ей стареющие родители, отец-слепец были обеспечены, но, как знать, удалось ли ей познать счастье в этой жизни? И насколько Гретта оценивает важность собственного счастья?