Осенью 44 года «ожило» южное направление, которое летом «молчало». Осенью здесь начались ожесточённые бои за Венгрию. В них активно участвовали немецкие штурмовики. Центральное, польское направление, которое летом было ареной жестоких боев, теперь надолго затихло. Активные бои шли в Пруссии, и бои эти шли здесь до самого конца Войны. Также активные бои шли в Латвии. Причём стоит отметить одну важную особенность: на всех этих направлениях штурмовики действовали как истребители. Перевооружение на фв-190 прошло практически полностью, и теперь штурмовики могли летать без страховки, под прикрытием своих же товарищей. Однако, безусловно, недостатки истребительной подготовки пилотов штурмовиков сказывались, что мы и увидим.
Забегая немного вперёд, скажем, что формально осень 44 года для штурмовиков была не так тяжела, как весна и лето. Но это формально. Во-первых, потеряв стольких кавалеров РК, штурмовые части в основном теперь состояли из малоопытных кадров, которые несли большие потери, а уцелевших кавалеров РК по возможности берегли. Во-вторых, потери этого периода известны очень отрывочно, и мы зачастую не знаем, какой конкретно пилот был сбит в том или ином бою.
Первая потеря этого периода – гибель командира 10 «противотанкового» отряда SG2 Хельмута Шюбеля, который 25 августа на ю-87 был подбит в бою, тяжело ранен и, хотя смог дотянуть до аэродрома, умер от ран. Произошло это в районе Фокшаны. Это была первая потеря нового витка боев на этом направлении. Советские пилоты не заявляли сбитые ю-87. Такой самолёт за день заявил только румынский ас Василе Георгиу. В тот день румыны впервые сошлись в боях с немцами, своими недавними союзниками. Надо сказать, они бились честно. Но предположение, что именно Георгиу сбил Шюбеля, лишено оснований, так как он одержал победу в районе Бухареста, а Шюбель сбит севернее Фокшан. Вдобавок истребители танков, коим был Шюбель, не привлекались к бомбежкам площадных объектов. Следовательно, сбили его Советские асы. По месту и по обстоятельствам вполне подходит заявка аса 178 гиап Мудрецова Валентина Фёдоровича. Обнаружив пару самолётов противника под прикрытием пары бф-109, опознанных как IAR-80, ас провел стремительную атаку и сбил одного из них. Остальные заявки Советских пилотов оформлены севернее. Единственная сложность: не тот тип. Впрочем, IAR-80 к тому времени уже бились за Советские войска, кроме того в этом районе не появлялись. Это мог быть несколько схожий с ним фв-190, но все же вероятнее всего это был ю-87, который неверно идентифицировали в скоротечном бою.
В сентябре бои были не очень ожесточённые, известно лишь, что 19 сентября южнее Риги был сбит на ю-87 огнём ЗА и попал в плен Йозеф Блюмель, пилот 10 отряда SG3, успешный истребитель танков. В плену он был расстрелян. В октябре же бои приняли куда более ожесточённый характер на всех основных направлениях, и бои эти стоили немецким штурмовикам ряда тяжелых потерь.
В Венгрии штурмовики понесли следующие потери асов. 6 октября был сбит и ранен на Hs-129 выдающийся ас-истребитель танков из SG9 Ханс Штайнкамп, сбит он огнём ЗА. А уже на следующий день погиб на фв-190 другой выдающийся истребитель танков – командир 5 отряда SG77 Штефан Шмитт, сбитый, как отмечено, в районе Фьюздьярант огнём с земли. Впрочем, по Советским данным в указанном районе пилот 177 гиап Константин Савельевич Мальцев, совершая вылет на патрулирование и свободный поиск, обнаружил фв-190, штурмующие Советские части, тут же провел внезапную атаку и сбил одного из них.
Внезапные атаки стали визитной карточной этого аса, и вскоре он добился ещё одной яркой победы в небе Венгрии.
26 октября в Венгрии недалеко от Кечкемета погиб ас 8 отряда SG10 фельдфебель Игнац Швайцер. Как отмечено, при возвращении с задания он по неизвестной причине упал и погиб. Однако это тот случай, когда мы можем абсолютно точно установить обстоятельства его гибели.
Пара 177 гиап, ведущий – все тот же Константин Савельевич Мальцев, совершала свободный вылет. Мальцев заметил звено фв-190, которое работало без прикрытия – после атаки советских позиций с пике фв-190 шли домой. Мальцев, используя фактор внезапности и высоты, атаковал и после короткого боя сбил одного из фв-190, остальные ушли на свою территорию. Вероятно, они даже не заметили атаки Мальцева, хотя сам он отмечал их попытки контратаковать.
Таким образом, Мальцев был тем асом, который умел филигранно проводить внезапные атаки, сбивая в них ведущих асов как истребителей, так и штурмовиков. Мальцев, если кто-то забыл – тот самый ас, который чуть позже сбил известного немецкого аса и командира II группы JG51 Карла Раммельта, причём и в том случае он добился успеха благодаря внезапной атаке. Встретим мы эту фамилию и в 45 году в связи с гибелью ещё одного сильного немецкого штурмовика. Любопытно, что Мальцев, в 44 году появившись на фронте, быстро стал выдающимся асом.
17 ноября в очередной раз был сбит огнём с земли Рудель, но снова выжил. В целом же здесь немцы потеряли в тот период не так уж много асов-штурмовиков. Впрочем, и сами боевые действия в небе Венгрии были не столь интенсивными, как позже, в 45 году.
В Латвии и Пруссии бои были в целом более ожесточённые, кроме того немцы здесь имели, в отличие от Венгрии, достаточное количество авиации. SG4 и SG3 успешно помогали истребителям, помимо своих прямых обязанностей.
Видимо, 15 октября был сбит Хайнц Хоге, командир III группы SG3. Такое предположение возможно потому, что этот опытный пилот 15 октября сменен на посту командира III группы, но без перевода на другую должность, он более не упоминается нигде. А сведения о потерях в этот период уже неполные. Весьма вероятно, что его сбил лётчик Смирнов Николай Анатольевич из 65 гиап, во время патрулирования обнаруживший фв-190 и атаковавший его.
20 октября в районе Эбенроде, ныне Нестеров, огнём ЗА (по немецким источникам) сбит командир 6 отряда SG1 Йоханн Клаус, ещё один выдающийся истребитель Советских танков, спасся с парашютом, но попал в плен. Советские источники указывают, что в данном районе четверка 86 гиап, ведущий Дергач Алексей Николаевич, заметила группу штурмовиков фв-190 в сопровождении бф-109, провела успешную атаку. Дергач сбил одного из врагов и проследил, как из сбитого самолёта выпрыгнул парашютист. Атаку, видимо, немцы не заметили, решив, что Клаус сбит с земли.
22 октября был сбит и погиб в воздушном бою в районе Гумбиннен Ханс-Георг Ломайер, командир 6 отряда SG77, только недавно удостоенный РК. Его подразделение подверглось форменному разгрому, потеряно было три фв-190. Этот разгром учинили пилоты «Нормандии». Обнаружив фв-190, которые шли без сопровождения, атаковали с разных сторон. Группа была полностью рассеяна. Заявлено было несколько побед, но по месту очевидно, что успеха добился Луи Кастэн, один из самых опытных пилотов «Нормандии». Он долго преследовал один из фв-190 и в итоге загнал его на малую высоту и сбил, когда тот попытался уйти на вертикаль.
А 23 октября был сбит вышеупомянутый Адольф Хаймлих. И снова серьёзно ранен. Произошло это в воздушном бою. В будущем он возглавил II группу SG3, тогда он ещё командовал 6 отрядом. По Советским данным, бой этот имел место быть накануне, 22 числа, на это намекают и немецкие данные: именно 22 числа пилоты SG3 активно вели воздушные бои. Вечером десятка 72 гиап, ведущий Едкин Виктор Дмитриевич, сопровождала разведчик Пе-2. Фв-190 не могли не попытаться атаковать такую заманчивую цель. Они атаковали двумя парами, однако атака была вовремя замечена, и лётчик Хотеев Василий Павлович, совершив ловкий маневр, поймал ведущего фв-190 в прицел и сбил. Очевидно, его жертвой и стал Хаймлих.
Больше в 44 году мы не находим потерь асов-штурмовиков и на этом участке фронта. Погода в ноябре испортилась, боевые действия в небе почти не велись. Тяжёлый год, который лишил штурмовую авиацию огромного количества ценных кадров, закончился. Впереди был ещё более страшный 45 год.
Некоторые выводы по итогам 44 года сделать можно. Штурмовики на фв-190, хотя и воевали в качестве истребителей, но потери несли существенные. Мы уже видели и не раз увидим, что навыков истребительного боя им все же не хватало, и периодически им крепко доставалось. Особенно уязвимы они были для внезапных атак Советских асов. Мы уже видели, например, как Мальцев сбил двух выдающихся асов-штурмовиков, и в обоих случаях его атака не была замечена. В Венгрии по аналогии с JG52 штурмовики пытались работать малыми группами, в то время как в Пруссии и Латвии они собирались в основном в крупные формации. Характер боев тоже различался: на северном участке это были большей частью довольно масштабные бои, в Венгрии же – скоротечные схватки, где всё решала стремительность.
Ю-87 остались в основном на вооружении ночных штурмовых групп и противотанковых отрядов. Эти самолёты были, конечно, анахронизмом, тем не менее летали в небольшом количестве до конца Войны.