Автор: Hoomkeen
Мы возвращаемся в 614 год, в Париж. Только что закончилась долгая изнурительная гражданская война между франками. Король Хлотарь II, после собора в Париже, издает свой эдикт, устанавливающий на долгие столетия направление развития западных государств - увеличивает права магнатов, отдает церкви контроль над образованием и науками, закрепляет правительственные должности и назначение судей только из местной аристократии. Возвращаются земельные участки, которые были отняты во время смуты гражданских войн, и в огромном франкском государстве наступает, наконец, некоторое подобие гражданского мира.
По-крайней мере у франков наконец-то был единый король, в кои-то веки не младенец на троне, в окружении интригующих наставников, а тридцатилетний мужчина. У короля уже подрастали сыновья, так что вопрос продолжения династии тоже был вроде как решен.
Тем не менее вскоре короли Меровингов получат историческое прозвище "ленивые короли", так как они постепенно утрачивают свою власть, и становятся пешками в руках влиятельных майордомов. Некоторые особенности развития страны закономерно привели к тому, что короли франков утратили власть. Эти вещи были заметны уже в начале VII столетия, и описывая события, которые будут происходить вокруг Хлотаря и его наследников, читателю полезно будет иметь их в виду.
Во-первых, (и как мне кажется, это главная причина будущих проблем франков) - армия этого государства переживала большой кризис. Король, являвшийся у франков, прежде всего, предводителем армии своих соплеменников, оказался не способен больше своим кличем поднять армию людей, на сотни километров рассеявшихся по плодородным долинам Галлии и ставших хозяевами вилл и деревень. Большая территория позволила франкам разойтись по земле, утратить связь с соплеменниками, обзавестить новым связями, заняться прибыльным хозяйством. Климат начал улучшаться, население стало восстанавливаться, сельское хозяйство перестало быть опасным бизнесом, массовое переселение германцев на юг и запад остановилось.
Между прочим на севере, в Англии, в эти годы прекратился потом иммигрантов с Ютландского полуострова, потому что климат в будущей Дании также улучшился. Это немедленно отразилось на политической карте острова - давление переселенцев на кельто-британские государства снизилось. На острове наступило хрупкое равновесие между десятком маленьких королевств, и наступил период так называемой "гептархии".
Пустеющие леса к востоку от саксов, тюрингов и баваров заселили подошедшие с востока славяне, а в Норвегии и Швеции уже росли маленькие дубы для будущих драккаров.
Но вернемся к франкам. Расселившись по территории бывших провинций Римской империи, они по прежнему должны были оставаться воинами в случае войны, а проблема их мобилизации из-за больших расстояний была переложена на плечи правителей областей. Частично те выкручивались за счёт вооруженных отрядов, которые сопровождали всех этих графов и патрициев, пировали и охотились с ними, а в летописях оставались под различными именами типа "дружки", "парни" и прочие эпитеты, так как общего термина этим ватагам в те годы ещё не придумали.
Между прочим простые франки, получившие небольшие наделы земли, и уже не горящие желанием бросать семью и хозяйство, нашли оригинальный способ избежать призыва - они массово уходили из-под юрисдикции государства под крыло церквей и монастырей.
Мало того, что короли и графья придумали как обеспечивать своих родственников землёй, которую не может отнять другой король - путем организации крупных монастырей и жаловании огромных областей церкви, при этом назначая брата или одного из сыновей епископом или аббатом. Простые люди тоже спокойно переходили со своими земельными участками в лоно церкви и обрабатывали дальше уже церковную землю на правах арендаторов.
Священники активно поощряли такую инициативу, и даже более того - в случае если какой-либо человек завещал свою землю в пользу церкви, ему дополнительно выделяли такой же участок земли, таким образом удваивая его пахотные земли на время действия этого договора. В случае же, если хозяин земли сразу передавал её в собственность церкви, тому обещали выделить земли в четыре раза больше чем пожертвованной.
Неконтролируемый рост церковных владений в франкском государстве был в VII веке уже большой проблемой, но сил или понимания как бороться с этой тенденцией у королей и герцогов пока что не было. В будущем будет проведена большая секуляризация, которая вернет работяг под призыв и увеличит силу армии Каролингов, но пока что до этого будущего больше столетия, и всё это время армия Меровингов будет всё слабее и слабее.
Локальные поиски решения проблемы армии будут безуспешны. Уже во времена "истории франков" Григория Турского мы можем прочитать запись о попытках франков во времена гражданской войны привлечь в ополчение местных жителей городов - не нашедшую отклик у обывателей, так как местное латинизированное население не имело к этим делам никакой мотивации.
Во-вторых, на это накладывается общий кризис грамотности и управления, так как короли франков совершенно не заботились о государственном строительстве и доживали на остатках имперских институтов государства, всё более и более разрушающихся и, наконец, остановившихся, оставив в параличе торговлю, логистику, планирование и финансы.
Вскоре франки при всей своей силе если взглянуть на карту не смогут справиться с маленькими но хорошо собранными и мобилизованными армиями крошечных (если смотреть на карту) фризов, бретонцев, ополчений славян и т.д.
В таких условиях резко вырастает вес местных герцогов и графов, которые могли собирать ополчения по призыву короля. Центрами сборов армий традиционно стали герцогства, основанные на национальной основе (Бавария, Тюрингия) и королевские дворы Бургундии, Австразии и Нейстрии. Чиновничество и магнаты этих королевских дворов были невероятно важны для королей франков, так что даже если Хлотарь II считался единственным королем всех франков, при нём по прежнему действовали три королевских двора (и майордома). Фактически, разделение страны на три королевства никуда не делись и при едином короле, более того вскоре Хлотарь будет вынужден удовлетворить требование майордомов и назначать своих малолетних детей туда королями.
Добавлю, что подобные проблемы испытывали и вестготы в Испании. Королевские законы пестрят наказаниями сотникам и тысячникам, которые не смогли собрать своих людей на призыв короля. Сказавшимся больными грозят проверками, штрафами и наказаниями... На общее ослабление силы вестготов накладывается продолжающаяся "готская болезнь" их государства, так как после угасания их традиционной королевской династии страну непрерывно сотрясали восстания всё новых и новых вестготов, решивших, что он имеет такие же права на корону как и действующий правитель.
Молодое государство лангобардов таких проблем пока не имело.
В остальном же VII век пройдет более-менее спокойно, население страны (у франков) будет расти, христианство из верхов продолжит проникновение в народ и будет распространяться по соседним племенам. Постепенно начнет образовываться новый центр экономической и политической жизни страны - ближе к северу, где между Парижем и Ахеном и будут происходить основные события наших следующих частей...
А вот что было до этого: История Европы 600-650гг
Наш телеграм-канал.