Мюзикл — это не один жанр, а целый мир. От серьёзных драм с симфоническим оркестром до весёлых постановок на песнях группы Queen. Сегодня расскажу о пяти основных (но далеко не единственных!) форматах мюзикла.
1. Книжный мюзикл (Book Musical)
Наиболее распространённый тип мюзикла, основанный на цельной сюжетной драматургии, в которой все выразительные элементы — музыка, текст, хореография — подчинены единому развитию действия. Такие мюзиклы ближе всего стоят к классической опере, особенно к формам поздней романтической оперы и оперы XX века, где музыкальное повествование органично вытекает из драматического.
В «книжном мюзикле» музыкальные номера встроены в ткань сюжета и не существуют как самостоятельные вставки, а становятся естественным продолжением сценического действия — подобно ариям и ансамблям в опере. Часто используется сквозное музыкальное развитие, активна система лейтмотивов, характерная для вагнеровской традиции.
К данному типу относятся такие мюзиклы, как «Вестсайдская история» Леонарда Бернстайна, «Суини Тодд» Стивена Сондхайма, «Отверженные» Клода-Мишеля Шёнберга. Подобно классической опере, они стремятся к музыкально-драматическому целому, где вокальные партии не иллюстрируют, а движут сюжет.
2. Jukebox Musical
Он же "музыкальный автомат”. К сожалению, мне не удалось найти в отечественной литературе перевода данного термина. Это мюзиклы, созданные с использованием уже существующих песен, или же написанные специально на их основе. Эти песни собираются вместе, чтобы создать собственную историю. Все песни могут быть одного исполнителя или группы, или разных. Песни могут исполняться в их оригинальном виде, а могут интегрироваться специально под историю произведения. .
Известные мюзиклы типа Jukebox: “We Will Rock You” (с песнями Queen) и “Mamma Mia” (с песнями Abba). На отечественной сцене это мюзикл “Ничего не бойся, я с тобой” на основе песен группы Секрет.
В зависимости от драматургии, песни могут либо интегрироваться в вымышленный сюжет, создавая новую художественную реальность, либо служить биографическим повествованием, раскрывая историю исполнителя или группы (Jersey Boys — история The Four Seasons).
В оперной традиции существовала форма, функционально аналогичная jukebox-мюзиклу — пастиччо. Пастиччо — это оперное произведение, составленное из уже существующих арий, дуэтов и других музыкальных номеров, написанных разными композиторами. Иногда пастиччо создавались даже на основе музыки одного композитора, но всё равно представляли собой монтаж разных произведений, не написанных специально для этого сюжета. Известнейший пример такой оперы — “Oreste” Генделя, скомпелированный из музыки самого Генделя.
3. Мюзикл-ревю (Revue)
Это набор коротких, как правило, законченных историй, обычно связанных общей темой. Хотя мюзиклы-ревю могут иметь сюжетную линию, но она обычно слаба и обычно считается вторичной по отношению к содержанию отдельных номеров. Особенно популярны мюзиклы-ревю среди молодых и студенческих театральных коллективов, потому как они проще в постановке и могут при этом задействовать множество разных исполнителей для историй, а так же обычно легки для восприятия аудитории.
Известные примеры мюзиклов-ревю: ”Side by Side” Стивена Сондхейма, и “Tom Foolery” Тома Лерера, а также “I Love you, you’re perfect, now change” Джимми Робертса.
В классическом оперном театре полноценного аналога мюзикла-ревю практически не существует. Однако, в смежных формах музыкального театра, можно найти частичные параллели: например, сценические кантаты, такие как “Кармина Бурана” Карла Орфа представляют собой набор вокально-оркестровых сцен, объединённых темой, но не сюжетом. Они часто исполняются с режиссурой и сценографией — в этом смысле ближе всего к мюзиклу-ревю. Однако это скорее концертная, чем драматическая форма.
4. Концептуальный мюзикл
Это форма мюзикла, в которой главную роль играет не сюжет, а идея, тема или концепция. В отличие от классического «книжного» мюзикла, где музыка и сцены подчинены последовательному развитию истории, в концептуальном мюзикле содержание может быть фрагментарным, нелинейным или даже аллегорическим. Сюжет в таких мюзиклах, как правило, отводится на дальний план, хотя и не обязательно отсутствует. Примерами таких мюзиклов может служить “Company” Стивена Сондхайма, “Assassins” его же.
Во многих концептуальных мюзиклах разрушается четвертая стена – персонажи могут обращаться к зрителю напрямую, как в мюзиклах “Cabaret” или “Chicago” Джона Кандера, смешивается реальность и метафора – сцены могут быть абстрактными, аллегорическими (Follies – герои сталкиваются со своими молодыми версиями), используются символы вместо буквального повествования.
Яркий пример сегодняшего концептуального мюзикла - мюзикл "Octet" Дейва Маллоя. Мюзикл в целом рассказывает об интернет-зависимости, а в составе только вокальный ансамбль из восьми вокалистов без сопровождения музыкальных инструментов.
Примечательно, что для оперной традиции подобная форма крайне нетипична.
В классической опере, как правило, преобладает чёткое сюжетное развитие и линейная драматургия. Фрагментарность, символизм и аллегорическая структура — всё это редкие исключения, появляющиеся преимущественно в опере XX века и скорее воспринимающиеся как эксперимент. В мюзикле же концептуальная форма оказалась не маргинией, а полноценным направлением, активно развивающимся с 1960-х годов.
5. Иммерсивный мюзикл.
Иммерсивный мюзикл — достаточно молодой жанр. Основная его черта — зритель выполняет роль не только зрителя, но непосредственного участника самих событий. Чаще всего иммерсивные мюзиклы ставятся не в театре, а в местах, наиболее приближенных к месту действия: завод, склад, улица, метро и т.д… Зрители не сидят в креслах – они свободно перемещаются, выбирая, за кем и чем следить. В одной постановке может быть несколько сюжетных линий, разворачивающихся одновременно. Можно наблюдать за одним персонажем или менять точки зрения, переходя в другую сцену. Это способствует тому, чтобы зритель ходил на один и тот же мюзикл много раз, открывая для себя всё новые его грани, открывая всё новые сцены. Актёры могут разговаривать со зрителями, втягивать их в действие, передавать записки или предметы. Зрители могут помогать героям, отвечать на вопросы, двигать предметы и даже участвовать в хореографии.
Известные иммерсивные мюзиклы: “Sleep No More” на сюжет Шекспировского Макбета (Происходит в пятиэтажном особняке, оформленном под гостинницу), “Then She Fell” на сюжет Алисы в Стране Чудес, а также “The Great Gatsby” На сюжет великого Гетсби.
На отечественной сцене также приобретают популярность иммерсивные спектакли и мюзиклы. Например, “Гримёр”, музыка в котором основана на народных духовных песнях. Я также являюсь автором двух иммерсивных мюзиклов: “Отель СиБ” и “Кеш-Меш”.
***
А какой тип мюзикла ближе вам — книжный, концептуальный или иммерсивный? Напишите в комментариях — интересно сравнить.