Найти в Дзене

Таврический сад: от городской окраины до престижного района в центре Петербурга

— Так было до тех пор, пока не появился Таврический дворец?

— Совершенно верно. Когда в конце XVIII века был построен дворец для светлейшего князя Григория Потемкина, рядом устроили сад. Фактически он один из старейших в историческом центре Петербурга. Сейчас принято говорить — «легкие» города, тогда не было такого словосочетания, но с самого начала Таврический сад выполнял именно эту функцию.

— Район вокруг Таврического сада, кроме всего прочего, еще и музейно-архивно-учебный…

— Разумеется. Здесь и Музей Суворова, и «Вселенная воды», и архивный центр, и киноцентр «Ленинград», и Медицинская академия последипломного образования… Но в первую очередь район остается жилым, и сегодня он в значительной степени снова элитный, как и когда‑то до революции. Новые жильцы расселяют коммунальные квартиры, нередко восстанавливают исторические интерьеры.

Элитности этой части города придает и так называемый Парадный квартал, появившийся в нулевые годы на месте достаточно утилитарных строений Преображенского полка. «Парадный» — звучит громко, хотя название квартала происходит всего-навсего от Парадной улицы, а ее наименование в свою очередь от плаца для смотров Преображенского полка.

В свое время было много дискуссий о допустимости вторжения в «историческую ткань» города, однако стилистически новый квартал достаточно близок старому Петербургу. Большие арки, ведущие внутрь дворов, напоминают облик доходных домов на Кирочной улице и улице Пестеля, построенных в конце XIX века Павлом Сюзором. Своего рода архитектурная перекличка…

Смущает, конечно, когда в перспективе Потемкинской улицы за историческим зданием бывшего госпиталя Преображенского полка громоздится что‑то явно «лишнее». Подобная «многоярусная» застройка никогда не была свойственна Петербургу…

— Таврический сад — конечно, настоящий оазис в центре Петербурга: сюда приходят горожане всех возрастов.

— И молодежь, по вошедшей нынче в моду привычке, располагается на лужайках, здесь же — родители с детьми… Впрочем, по потоку людей видно, что для огромного количества горожан Таврический сад — это прежде всего «проходное место», позволяющее кратчайшим и при этом максимально комфортным путем попасть с Потемкинской улицы на Таврическую — на ту сторону, которая ближе к Смольному.

Кстати, неподалеку от сада, в доме в маленьком Калужском переулке, живет поэт Александр Кушнер. Он рассказывал мне, что ни на что не променяет это место у Таврического сада. Вроде бы и в центре, и одновременно тихо, спокойно, зелено. У него даже есть сборник стихов, который так и называется — «Таврический сад», а начинается словами «Тем и нравится сад, что к Тавриде склоняется он, // Через тысячи верст до отрогов ее доставая…».

— А как вы относитесь к тому, что в жаркие летние дни лужайки в саду превращаются в самый натуральный пляж?

— Да, это немного странная история. Думаю, что Таврический сад все‑таки не самое подходящее место для приема солнечных ванн в полуобнаженном виде. Как‑то не совсем это соответствует петербургским культурным традициям, хотя по современным меркам все допустимо. Приходится считаться с тем, что за последние десятилетия планка общественно допустимого приличия все‑таки несколько снизилась…

Хорошо помню, как выглядел этот парк в советское время: тогда на лужайках никто не загорал. Вот чего в нем сегодня нет из того, что было во времена моего детства, так это аттракционов. Они находились слева от бывшего кинотеатра «Ленинград», теперь на их месте крытый каток и ресторан.

— Никаких других радикальных изменений в парке не произошло…

— И благодаря этому Таврический сад остается таким же привлекательным, каким он был всегда. Тем не менее какие‑то перемены все‑таки нас ждут. Например, Таврическая улица сейчас упирается в тупик, а в дальнейшем она, согласно действующему генплану, должна выйти к Неве, где будет перекинут Арсенальный мост, который свяжет ее с Арсенальной улицей.

Кстати, поскольку Арсенальный мост был заложен в генеральных планах города еще с 1930‑х годов, участок на территории «Водоканала», примыкающий к Таврической улице, не застроен: здесь зарезервирован участок для вывода магистрали.

МНЕНИЯ

Александр ЛУКИРСКИЙ, заместитель директора Государственного мемориального музея А. В. Суворова:

— По пути на работу и с нее, независимо от времени года, всегда прохожу через любимый Таврический сад. И всякий раз с интересом замечаю, что он всегда разный. С ним связаны и мои детские воспоминания. Помню лодочную станцию на прудах, «ракету» на детской площадке — в детстве она казалась мне огромной. Тогда же я впервые попал в Суворовский музей. Помню экспозицию начала 1980‑х годов, которая очень сильно отличается от нынешней. Практически все пространство стен — от пола до потолка — было зашито конструкциями со специальными «окнами», в которых выставлены экспонаты, и подлинных интерьеров почти не было видно.

Анастасия КОЛОБОВА, главный археограф Центрального государственного архива историко-политических документов Санкт-Петербурга:

— Из окон моего кабинета открывается живописный вид на старообрядческую церковь на Тверской. Правда, непосредственно с рабочего места мне ее не видно, зато часто слышу колокольный звон. А вот расположенный напротив НИИ — постоянно в поле моего зрения. Приметой дня уже давно стал трескучий звонок, видимо, обозначающий начало и конец рабочего дня в институте… Пожалуй, больше всего удивляет обилие белого цвета: стены церкви и НИИ, даже забор, огораживающий парковку, — и тот белый. Получается белокаменный уголок в центре Петербурга. Но деревьев и кустарников двору явно не хватает. Пусть рядом Таврический сад, но под моими окнами — плитка, асфальт, автомобили. Пейзаж без живой природы.

Павел ПАШНОВ, сотрудник секретариата Межпарламентской ассамблеи СНГ:

— С окрестностями Таврического моя жизнь связана с самого начала — с торжественной регистрации рождения в Доме малютки и получения там медали «Рожденному в Ленинграде» зимой 1969 года. Улица Петра Лаврова, нынешняя Фурштатская, еще в советские времена была особенной, этаким уголком буржуазного мира в социалистической реальности, ведь там на консульствах висели чужестранные флаги, ездили иномарки, прогуливались дипломаты… В 1990‑е довелось работать в здании с видом на штаб революции — Смольный. Проходя рядом по Таврическому саду, всегда ощущал какую‑то магию этого места. Ну а Таврический дворец, конечно, обязательно должен посетить каждый. Это уникальное место не только в архитектурном, но и в историческом измерении.

Читайте также:

Корона посреди поля: тайны и история берегов реки Глухарки

На пересечении двух каналов. Чем примечательны площадь Труда и её окрестности