Если бы сейчас я была в том возрасте, в котором необходимо было бы выбирать будущую профессию, после посещения этого музея я однозначно связала бы свою судьбу с железной дорогой. Думаю, некоторые нынешние юные посетители так и сделают – по крайней мере на их лицах читались подобные мысли, а для нынешнего молодого поколения такой серьезный и осмысленный подход к выбору дела жизни дорогого стоит.
Итак, знакомьтесь! Музей железных дорог России!
Уникальная площадка находится рядом с Балтийским вокзалом Петербурга и фактически примыкает к действующим железнодорожным путям и платформам.
О музее
Музей молодой, открылся в 2017 году. Но основой для формирования экспозиции послужили материалы существовавшего с 70-х годов XX века музея Октябрьской железной дороги, а также организованного под открытым небом близ ж-д станции «Шушары» в 1991 году Музея железнодорожной техники (сегодня эта уличная площадка с образцами техники существует и располагается на станции, которая так и называется «Паровозный музей», доехать до нее можно на любой электричке с Витебского вокзала).
Музей железных дорог России создан по всем канонам современного музейного пространства. Электронные карты и интерактивные экраны, виртуальные пространства и «ожившие» экспонаты, голографические и мультимедийные инсталляции наполняют собой гигантские павильоны и открытые площадки - общая площадь музея составляет около 60 000 кв. м. Но создателям удалось практически невозможное – среди всего этого обилия современных устройств, место и роль главного героя отведено Истории. Истории не только железных дорог, но и всей страны.
Это понимаешь сразу, как только переступаешь музейный порог, и до самого возвращения на площадь перед Балтийским вокзалом посетителей не покидает ощущение нереальности происходящего – как будто попал в настоящую «машину времени» и с ее помощью вернулся в далекое (и не очень далекое) прошлое - знакомое по учебниками истории, литературным произведениям, фильмам и телепередачам, собственному опыту или незнакомое вовсе.
Музейное пространство включает 2 крытых соединенных переходом павильона и просторную уличную площадку - всего здесь размещено более 100 единиц подвижного состава.
Павильон истории дореволюционных железных дорог
Осмотр начинается с павильона дореволюционного периода. Здесь представлены макет Царскосельской железной дороги, старинные вагоны и паровозы, знакомый по киноэкранам служебный вагон Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД).
Здесь можно пройтись по реконструированному историческому перрону.
Можно увидеть пассажирские вагоны разного класса.
И сравнить их между собой.
А вот и пассажирка начала XX века готова к посадке в поезд.
А в это время в почтовом вагоне работают служащие.
Желающим предлагается посетить виртуальный перрон времен Анны Карениной, совершить виртуальную поездку в вагоне 4 класса, познакомиться с работой железнодорожного телеграфа.
Павильон истории советских железных дорог
Более масштабный второй павильон знакомит с историей советских железных дорог. Хотя строгого деления на эпохи между павильонами все-таки нет, но условную границу от прошлого к настоящему провести можно.
Для посетителей старшего возраста здесь будет многое узнаваемо. А дети и молодежь смогут в буквальном смысле прикоснуться к эпохе, в которой жили их родители, бабушки и дедушки.
От первых советских тепловозов и электровозов до скоростных электропоездов – сегодня каждый желающий имеет возможность проследить тот путь, который прошли российские железные дороги.
К локомотиву с этого фото как раз подходит грузовой крытый вагон выпуска первого десятилетия XX века.
В этом павильоне также располагается множество жанровых композиций, посвященных железнодорожным профессиям и роли железнодорожного сообщения в жизни людей и страны.
Здесь работает дежурный по локомотивному депо.
А на путях работники дороги проводят совещание.
Для перевозки животных были оборудованы специальные вагоны.
Железные дороги - часть истории страны и в музее об этом многое напоминает.
А вот как менялся облик пассажиров. Помните даму на перроне из дореволюционного павильона? Сравните ее с пассажиркой 1930-х годов.
А это уже встречи-проводы середины прошлого века.
Отдельный раздел посвящен Великой Отечественной войне.
Подвигу тех, кто обслуживал железные дороги в военные годы - наша благодарная память.
Особую роль играли железные дороги в перевозке и эвакуации раненых.
Послевоенные годы связаны с кардинальными изменениями в области железнодорожной техники. Видно это невооруженным глазом.
Не менее интересно заглянуть в кабину машиниста тех лет.
В обслуживании пассажиров после войны также начали происходить существенные улучшения.
Купе для пассажиров становились все более уютными и удобными.
А знаменитый чай индийский "со слоном" подавали в поездах почти до конца XX века.
С 30-х годов прошлого века до сегодняшнего дня, т.е. без малого столетие, курсирует между Москвой и Ленинградом-Петербургом ночной фирменный поезд "Красная стрела". В экспозиции он по праву занимает достойное место.
В павильонах также хочу отметить стенды с исторической информацией. Правда, не уверена, что они входят в состав постоянной экспозиции, а не являются частью тематической временной выставки, но все-же...
Одна из самых ярких страниц в истории российских железных дорог - строительство Байкало-Амурской магистрали. Главные герои БАМа - Александр Бондарь и Иван Варшавский. Это их ударно трудившиеся бригады прокладывали магистраль навстречу друг другу и в месте встречи на станции Куанда в Читинской области уложили 1 октября 1984 года "золотое звено". Варшавский почему-то был менее популярен, держался в тени, а имя Бондаря гремело в те годы на всю страну. К слову сказать, именно Александр Бондарь был одним из кумиров моего детства, а о том, что БАМ построили без моего участия я жалею до сих пор.
В павильоне желающие также могут посетить тренажер «Машинист тепловоза» и почувствовать себя настоящими железнодорожниками.
Уличная музейная экспозиция
И, наконец, уличная площадка. Ее условно можно подразделить на 3 тематических раздела -военная, грузовая, пассажирская железнодорожная техника.
Открывает экспозицию красавец - грузовой паровоз Эм 730-31. Паровозы данной модели, в частности, активно эксплуатировались в период Великой Отечественной войны в составе бронепоездов и в качестве прифронтовых локомотивов.
Рядом выставлена собственно военная техника.
А по поводу данного экспоната сознаюсь (простите мне мою необразованность): на подходе была уверена,что это какой-то зернопогрузчик. В реальности объект оказался частью железнодорожного ракетного комплекса!
За военной тематикой справа выставлены образцы грузовой железнодорожной техники.
Внимание посетителей привлекает необычный экспонат - снятый с паровоза паровой котел. После демонтажа котел продолжал использоваться в качестве стационарного устройства для получения пара до конца XX века. Яркий пример того, как техника может служить человеку даже по завершении эксплуатации по основному назначению.
В другой части уличной площадки разместились пассажирские составы.
Локомотив из недалекого прошлого - хорошо помню такие со времен своего детства.
А в таком вагоне фирменного поезда "Аврора" многие наверняка ездили.
Пример того, как выглядят информационные стенды, установленные рядом с объектами. На них - необходимое описание и историческая информация.
Вся техника, естественно, подлинная! А по территории можно проехать на специальном экскурсионном паровозике.
Уличное музейное пространство выложено плиткой, имеются скамейки для отдыха, установлены фонари освещения, сформированы газоны и цветники - все способствует комфортной неутомительной прогулке.
Что еще интересного есть в музее и что учесть при посещении
Музей однозначно понравиться как взрослым, так и детям. Еще лучше приходить сюда всей семьей, ведь в таких местах реально ощущается связь времен и поколений, а это сильно помогает достижению взаимопонимания «отцов и детей».
В музее много тематических локаций в которых разрешена любительская съемка, так что готовьтесь к красочным фотосессиям.
Кстати, во многие вагоны можно заходить, а это добавляет впечатлений.
С учетом наличия массы интересных экспонатов на улице рекомендую запланировать посещение музея в хорошую погоду (или оденьтесь потеплее, возьмите зонты и дождевики).
Особо хочется отметить кафе, оформленное в стиле традиционного вагона-ресторана.
Еду здесь принесет официант, а наслаждаться трапезой гости будут под стук вагонных колес.
В музее проводятся экскурсии для сборных и организованных групп, записываться на экскурсию для одиночных посетителей необходимо заранее. Для тех, кто решит осматривать экспозицию самостоятельно, отмечу удобную и понятную навигацию, информационные стенды, карты – не потеряетесь и быстро во всем разберетесь.
Также здесь организуются мероприятия, оборудован лекционный зал, присутствует детский уголок. А в сувенирном магазине чего только нет – книги, канцтовары, сладости, аксессуары, конструкторы, модели поездов, лимитированная серия товаров к 50-летию БАМа...
Мы побывали в музее в рамках ежегодной акции «Ночь музеев», поэтому, помимо осмотра основной экспозиции, могли поучаствовать в дополнительных мероприятиях. Всю ночь на площадках проводились мастер-классы, концерты, были развернуты временные тематические выставки.
А еще мы успешно прошли увлекательный и познавательный квест на тему «Герои стальных магистралей».
__________________________________________________________________________________
В результате, могу с уверенностью сказать, что частичка моего сердца всегда будет принадлежать российским железным дорогам с их богатым прошлым, прочным настоящим и многообещающим будущим.
Желаю вам новых открытий и ярких впечатлений!
Данный обзор не является рекламой, носит информационный характер и основан на личном выборе и автора.
Фото автора статьи.
Если вам понравилось, поддержите канал лайком, комментарием, подпиской. Это позволит статье попасть в ленту рекомендаций и ее смогут увидеть большее количество заинтересованных читателей.