Найти в Дзене

Музей железных дорог России, который накрывает с головой

Оглавление

Если бы сейчас я была в том возрасте, в котором необходимо было бы выбирать будущую профессию, после посещения этого музея я однозначно связала бы свою судьбу с железной дорогой. Думаю, некоторые нынешние юные посетители так и сделают – по крайней мере на их лицах читались подобные мысли, а для нынешнего молодого поколения такой серьезный и осмысленный подход к выбору дела жизни дорогого стоит.

Итак, знакомьтесь! Музей железных дорог России!

Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге
Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге

Уникальная площадка находится рядом с Балтийским вокзалом Петербурга и фактически примыкает к действующим железнодорожным путям и платформам.

О музее

Музей молодой, открылся в 2017 году. Но основой для формирования экспозиции послужили материалы существовавшего с 70-х годов XX века музея Октябрьской железной дороги, а также организованного под открытым небом близ ж-д станции «Шушары» в 1991 году Музея железнодорожной техники (сегодня эта уличная площадка с образцами техники существует и располагается на станции, которая так и называется «Паровозный музей», доехать до нее можно на любой электричке с Витебского вокзала).

Музей железных дорог России создан по всем канонам современного музейного пространства. Электронные карты и интерактивные экраны, виртуальные пространства и «ожившие» экспонаты, голографические и мультимедийные инсталляции наполняют собой гигантские павильоны и открытые площадки - общая площадь музея составляет около 60 000 кв. м. Но создателям удалось практически невозможное – среди всего этого обилия современных устройств, место и роль главного героя отведено Истории. Истории не только железных дорог, но и всей страны.

Это понимаешь сразу, как только переступаешь музейный порог, и до самого возвращения на площадь перед Балтийским вокзалом посетителей не покидает ощущение нереальности происходящего – как будто попал в настоящую «машину времени» и с ее помощью вернулся в далекое (и не очень далекое) прошлое - знакомое по учебниками истории, литературным произведениям, фильмам и телепередачам, собственному опыту или незнакомое вовсе.

Вагоны старых поездов
Вагоны старых поездов

Музейное пространство включает 2 крытых соединенных переходом павильона и просторную уличную площадку - всего здесь размещено более 100 единиц подвижного состава.

Павильон истории дореволюционных железных дорог

Осмотр начинается с павильона дореволюционного периода. Здесь представлены макет Царскосельской железной дороги, старинные вагоны и паровозы, знакомый по киноэкранам служебный вагон Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД).

В павильоне истории дореволюционных железных дорог
В павильоне истории дореволюционных железных дорог

Здесь можно пройтись по реконструированному историческому перрону.

Современные посетители на старинном перроне
Современные посетители на старинном перроне

Можно увидеть пассажирские вагоны разного класса.

Пассажирский вагон 2-го класса
Пассажирский вагон 2-го класса

И сравнить их между собой.

Герб с двуглавым орлом как принадлежность вагона царской России
Герб с двуглавым орлом как принадлежность вагона царской России

А вот и пассажирка начала XX века готова к посадке в поезд.

Дама на перроне начала XX века
Дама на перроне начала XX века

А в это время в почтовом вагоне работают служащие.

В почтовом вагоне
В почтовом вагоне

Желающим предлагается посетить виртуальный перрон времен Анны Карениной, совершить виртуальную поездку в вагоне 4 класса, познакомиться с работой железнодорожного телеграфа.

Павильон истории советских железных дорог

Более масштабный второй павильон знакомит с историей советских железных дорог. Хотя строгого деления на эпохи между павильонами все-таки нет, но условную границу от прошлого к настоящему провести можно.

В центре павильона - демонстрационный поворотный круг, вокруг которого сгруппировались локомотивы разных лет
В центре павильона - демонстрационный поворотный круг, вокруг которого сгруппировались локомотивы разных лет

Для посетителей старшего возраста здесь будет многое узнаваемо. А дети и молодежь смогут в буквальном смысле прикоснуться к эпохе, в которой жили их родители, бабушки и дедушки.

Пассажирский паровоз С68 выпущен в 1917 году
Пассажирский паровоз С68 выпущен в 1917 году

От первых советских тепловозов и электровозов до скоростных электропоездов – сегодня каждый желающий имеет возможность проследить тот путь, который прошли российские железные дороги.

Еще один локомотив советского периода. После посещения музея вы научитесь различать паровозы по сериям
Еще один локомотив советского периода. После посещения музея вы научитесь различать паровозы по сериям

К локомотиву с этого фото как раз подходит грузовой крытый вагон выпуска первого десятилетия XX века.

Большегрузный вагон ДВ 714160
Большегрузный вагон ДВ 714160

В этом павильоне также располагается множество жанровых композиций, посвященных железнодорожным профессиям и роли железнодорожного сообщения в жизни людей и страны.

Осмотрщик вагонов начала XX века
Осмотрщик вагонов начала XX века

Здесь работает дежурный по локомотивному депо.

Инсталляция "Дежурный по локомотивному депо"
Инсталляция "Дежурный по локомотивному депо"

А на путях работники дороги проводят совещание.

Совещание работников железной дороги
Совещание работников железной дороги

Для перевозки животных были оборудованы специальные вагоны.

Вагон для транспортировки животных
Вагон для транспортировки животных

Железные дороги - часть истории страны и в музее об этом многое напоминает.

Семья переселенцев у вагона поезда в начале XX века
Семья переселенцев у вагона поезда в начале XX века

А вот как менялся облик пассажиров. Помните даму на перроне из дореволюционного павильона? Сравните ее с пассажиркой 1930-х годов.

Дама на перроне в 1930 году
Дама на перроне в 1930 году

А это уже встречи-проводы середины прошлого века.

Пара на перроне в середине XX века
Пара на перроне в середине XX века

Отдельный раздел посвящен Великой Отечественной войне.

Солдаты в теплушке
Солдаты в теплушке

Подвигу тех, кто обслуживал железные дороги в военные годы - наша благодарная память.

На дежурстве
На дежурстве

Особую роль играли железные дороги в перевозке и эвакуации раненых.

Работают военные медики. Идет погрузка раненого в санитарный эшелон
Работают военные медики. Идет погрузка раненого в санитарный эшелон

Послевоенные годы связаны с кардинальными изменениями в области железнодорожной техники. Видно это невооруженным глазом.

Пассажирский тепловоз, выпускавшийся в Советском Союзе в 50-60-х годах XX века
Пассажирский тепловоз, выпускавшийся в Советском Союзе в 50-60-х годах XX века

Не менее интересно заглянуть в кабину машиниста тех лет.

Кабина машиниста - старая добрая механика при минимуме автоматики
Кабина машиниста - старая добрая механика при минимуме автоматики

В обслуживании пассажиров после войны также начали происходить существенные улучшения.

Проводник пассажирского вагона середины XX века
Проводник пассажирского вагона середины XX века

Купе для пассажиров становились все более уютными и удобными.

Вид пассажирского купе через окно вагона
Вид пассажирского купе через окно вагона

А знаменитый чай индийский "со слоном" подавали в поездах почти до конца XX века.

Чай для пассажиров
Чай для пассажиров

С 30-х годов прошлого века до сегодняшнего дня, т.е. без малого столетие, курсирует между Москвой и Ленинградом-Петербургом ночной фирменный поезд "Красная стрела". В экспозиции он по праву занимает достойное место.

Вагон фирменного поезда "Красная стрела" сообщением "Санкт-Петербург-Москва"
Вагон фирменного поезда "Красная стрела" сообщением "Санкт-Петербург-Москва"

В павильонах также хочу отметить стенды с исторической информацией. Правда, не уверена, что они входят в состав постоянной экспозиции, а не являются частью тематической временной выставки, но все-же...

Яков Гаккель - крупный отечественный инженер и конструктор железнодорожной техники
Яков Гаккель - крупный отечественный инженер и конструктор железнодорожной техники

Одна из самых ярких страниц в истории российских железных дорог - строительство Байкало-Амурской магистрали. Главные герои БАМа - Александр Бондарь и Иван Варшавский. Это их ударно трудившиеся бригады прокладывали магистраль навстречу друг другу и в месте встречи на станции Куанда в Читинской области уложили 1 октября 1984 года "золотое звено". Варшавский почему-то был менее популярен, держался в тени, а имя Бондаря гремело в те годы на всю страну. К слову сказать, именно Александр Бондарь был одним из кумиров моего детства, а о том, что БАМ построили без моего участия я жалею до сих пор.

Герои-строители БАМа - Алексанлр Бондарь и Иван Варшавский
Герои-строители БАМа - Алексанлр Бондарь и Иван Варшавский

В павильоне желающие также могут посетить тренажер «Машинист тепловоза» и почувствовать себя настоящими железнодорожниками.

Уличная музейная экспозиция

И, наконец, уличная площадка. Ее условно можно подразделить на 3 тематических раздела -военная, грузовая, пассажирская железнодорожная техника.

Открывает экспозицию красавец - грузовой паровоз Эм 730-31. Паровозы данной модели, в частности, активно эксплуатировались в период Великой Отечественной войны в составе бронепоездов и в качестве прифронтовых локомотивов.

Грузовой паровоз Эм 730-31
Грузовой паровоз Эм 730-31

Рядом выставлена собственно военная техника.

Железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12 выпуска 1938 года
Железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12 выпуска 1938 года

А по поводу данного экспоната сознаюсь (простите мне мою необразованность): на подходе была уверена,что это какой-то зернопогрузчик. В реальности объект оказался частью железнодорожного ракетного комплекса!

Ракетный модуль "Молодец" находился в эксплуатации на рубеже XX -XXI вв.
Ракетный модуль "Молодец" находился в эксплуатации на рубеже XX -XXI вв.

За военной тематикой справа выставлены образцы грузовой железнодорожной техники.

Железнодоролжная цистерна
Железнодоролжная цистерна

Внимание посетителей привлекает необычный экспонат - снятый с паровоза паровой котел. После демонтажа котел продолжал использоваться в качестве стационарного устройства для получения пара до конца XX века. Яркий пример того, как техника может служить человеку даже по завершении эксплуатации по основному назначению.

Котел без паровоза. Паровой котел, демонтированный с паровоза серии ЩЧ.
Котел без паровоза. Паровой котел, демонтированный с паровоза серии ЩЧ.

В другой части уличной площадки разместились пассажирские составы.

Символический перрон с пассажирскими поездами
Символический перрон с пассажирскими поездами

Локомотив из недалекого прошлого - хорошо помню такие со времен своего детства.

Головной вагон электропоезда ЭР2-963-09, построен на Рижском вагоностроительном заводе  в 1972 г.
Головной вагон электропоезда ЭР2-963-09, построен на Рижском вагоностроительном заводе в 1972 г.

А в таком вагоне фирменного поезда "Аврора" многие наверняка ездили.

Фмрменный пассажирский поезд "Аврора"
Фмрменный пассажирский поезд "Аврора"

Пример того, как выглядят информационные стенды, установленные рядом с объектами. На них - необходимое описание и историческая информация.

Информационный музейный стенд
Информационный музейный стенд

Вся техника, естественно, подлинная! А по территории можно проехать на специальном экскурсионном паровозике.

Уличная музейная площадка - отличное место для увлекательной прогулки
Уличная музейная площадка - отличное место для увлекательной прогулки

Уличное музейное пространство выложено плиткой, имеются скамейки для отдыха, установлены фонари освещения, сформированы газоны и цветники - все способствует комфортной неутомительной прогулке.

Что еще интересного есть в музее и что учесть при посещении

Музей однозначно понравиться как взрослым, так и детям. Еще лучше приходить сюда всей семьей, ведь в таких местах реально ощущается связь времен и поколений, а это сильно помогает достижению взаимопонимания «отцов и детей».

В музее много тематических локаций в которых разрешена любительская съемка, так что готовьтесь к красочным фотосессиям.

Фотолокация "Стакан с подстаканником" как один из символов РЖД
Фотолокация "Стакан с подстаканником" как один из символов РЖД

Кстати, во многие вагоны можно заходить, а это добавляет впечатлений.

Хотите проехать в таком вагоне?
Хотите проехать в таком вагоне?

С учетом наличия массы интересных экспонатов на улице рекомендую запланировать посещение музея в хорошую погоду (или оденьтесь потеплее, возьмите зонты и дождевики).

Особо хочется отметить кафе, оформленное в стиле традиционного вагона-ресторана.

Посетителей музея приглашает кафе "Вагон-ресторан"
Посетителей музея приглашает кафе "Вагон-ресторан"

Еду здесь принесет официант, а наслаждаться трапезой гости будут под стук вагонных колес.

Обстановка кафе стилизована под вагон-ресторан пассажирского поезда
Обстановка кафе стилизована под вагон-ресторан пассажирского поезда

В музее проводятся экскурсии для сборных и организованных групп, записываться на экскурсию для одиночных посетителей необходимо заранее. Для тех, кто решит осматривать экспозицию самостоятельно, отмечу удобную и понятную навигацию, информационные стенды, карты – не потеряетесь и быстро во всем разберетесь.

Также здесь организуются мероприятия, оборудован лекционный зал, присутствует детский уголок. А в сувенирном магазине чего только нет – книги, канцтовары, сладости, аксессуары, конструкторы, модели поездов, лимитированная серия товаров к 50-летию БАМа...

Мы побывали в музее в рамках ежегодной акции «Ночь музеев», поэтому, помимо осмотра основной экспозиции, могли поучаствовать в дополнительных мероприятиях. Всю ночь на площадках проводились мастер-классы, концерты, были развернуты временные тематические выставки.

На сцене концернтой площадки с музыкальной композицией выступает Никита Демин (электронная скрипка)
На сцене концернтой площадки с музыкальной композицией выступает Никита Демин (электронная скрипка)

А еще мы успешно прошли увлекательный и познавательный квест на тему «Герои стальных магистралей».

__________________________________________________________________________________

В результате, могу с уверенностью сказать, что частичка моего сердца всегда будет принадлежать российским железным дорогам с их богатым прошлым, прочным настоящим и многообещающим будущим.

Желаю вам новых открытий и ярких впечатлений!

Данный обзор не является рекламой, носит информационный характер и основан на личном выборе и автора.

Фото автора статьи.

Если вам понравилось, поддержите канал лайком, комментарием, подпиской. Это позволит статье попасть в ленту рекомендаций и ее смогут увидеть большее количество заинтересованных читателей.