Найти в Дзене

Протопопы Древней Руси: правовое положение и церковные функции (ч. 4)

В статье исследуется статус и функции протопопов в Русской Церкви XII–XVII вв. Анализируется сомнительное упоминание протопопа Георгия в Житии Авраамия Смоленского (XII–XIII вв.) и более достоверные свидетельства XIV–XVI вв., включая митрополичий формулярник и Стоглав. Определены ключевые обязанности протопопов: надзор за духовенством, выдача антиминсов, наставничество. Опровергается отождествление протопопов с поповскими старостами. На примере записок Павла Алеппского (XVII в.) показана устойчивость норм Стоглава. Отмечен высокий социальный статус протопопов при финансовой зависимости от государства. Сокрытие протопопами, старостами и десятскими нарушений подопечного духовенства предполагает наказание и отлучение их самих со стороны архиереев. Стоглав предусматривает и ситуацию, когда соборные священники могли донести на недостойного протопопа: «Также и протопопы, которые по соборным церквам сами учнут упиватися или безчинствовати и не бречи о соборном церковном чину, и соборным свяще

В статье исследуется статус и функции протопопов в Русской Церкви XII–XVII вв. Анализируется сомнительное упоминание протопопа Георгия в Житии Авраамия Смоленского (XII–XIII вв.) и более достоверные свидетельства XIV–XVI вв., включая митрополичий формулярник и Стоглав. Определены ключевые обязанности протопопов: надзор за духовенством, выдача антиминсов, наставничество. Опровергается отождествление протопопов с поповскими старостами. На примере записок Павла Алеппского (XVII в.) показана устойчивость норм Стоглава. Отмечен высокий социальный статус протопопов при финансовой зависимости от государства.

Сокрытие протопопами, старостами и десятскими нарушений подопечного духовенства предполагает наказание и отлучение их самих со стороны архиереев.

Стоглав предусматривает и ситуацию, когда соборные священники могли донести на недостойного протопопа: «Также и протопопы, которые по соборным церквам сами учнут упиватися или безчинствовати и не бречи о соборном церковном чину, и соборным священником о тех протопопех святителем возвещати. И тем протопопом от святителей по тому же быти в великом запрещении и в конечном отлучении по божественным же священным правилом».

Протопопы здесь ассоциируются с соборными церквами. Иногда священнослужители поименованы в следующей последовательности: «священныа протопопы и священники и диякони», что указывает как минимум на протокольное старшинство протопопа среди иных представителей белого духовенства. Надзор за церковным чином и уставом, а также за наличием у священнослужителей разрешений на отправление богослужений Стоглав в главе 34 поручает «священным протопопом по соборным церквам, а старостам священником и десятским по всем церквам». В главе 38 сказано, что поучать и наказывать духовных детей должны «священныя протопопы по всем соборным церквам и все священники по всем святым церквам». То есть протопопы ассоциировались с соборными церквами, а священники-старосты, десятские и все священники — со всеми остальными церквами.

Однако не во всех храмах с соборным статусом отмечены протопопы. В Уставной грамоте Всеволода Мстиславича церкви Иоанна Предтечи «на Петрятине дворище», то есть на Опоках в Великом Новгороде, она проходит с соборным статусом, при этом в связи с ней упомянуты попы, но не упомянут протопоп. Также регламентирована ежедневность богослужения. Жалованная грамота Василия III Ивановича Дмитровскому храму во Владимире от 4 марта 1515 г. оговаривает его соборный статус; в ней поименно названы четыре соборных попа, а протопоп не отмечен. В Писцовой книге г. Пскова с пригородами 1584/85–1587/88 гг. описана каменная соборная церковь Димитрия Солунского в Гдове, в том числе богослужебный регламент, причт и его довольствие: «…служба у Дмитрея вседневная, а служат четыре попы да диякон. А руги дают попом, и диякону, и дьячком, и пономарю и сторожу из церковные из дмитреевске казны». Специально оговорено, что «четвертого попа нанимают старосты понеделно». Также в г. Остров, судя по той же Писцовой книге г. Пскова с пригородами 1584/85–1587/88 гг., была соборная каменная Никольская церковь с приделом Преображения, в которой служили два попа и диакон, упомянуты причетники, но не отмечен протопоп. В приправочных книгах г. Пронска и Каменского стана письма и меры Третьяка Григорьевича Вельяминова с товарищи 1596–1598 гг. отмечен соборный храм г. Пронска Покрова и земли соборных попов, при этом протопоп не отмечен. Очевидно, причт соборного храма Пронска обходился без протопопа, по крайней мере на момент составления документа.

Как мы видим, соборные храмы без протопопов существовали как в Северо-Западной, так и в Северо-Восточной Руси и в Поочье. Важнее для соборного статуса храма был факт ежедневного богослужения и, как почти необходимое для этого условие, — наличие при храме нескольких священников.

Источник: Давиденко Д. Г. Протопоп в Древней Руси и его канонический статус (по материалам памятников церковного права русского происхождения) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2025. Вып. 122. С. 11–27