Родная сестра моей бабушки, Наталья Яковлевна Подмарева оставила три школьные тетради со своей биографией, молитвами и советами. Сохранена последовательность записей и стиль автора. Записи были составлены, когда Наталье Яковлевне было около 80-ти лет. Сведений хватило, чтобы восстановить родословную до начала 18 века, которая восходит к родоначальнику - Конану Яковлевичу, который родился в 1730 году и умер в 1807. Некоторые факты описывают непростую жизнь послевоенного времени в Самарской области. Отец Натальи Яковлевны - Яков Петрович Подмарев, захоронен в братской могиле села Селижарово, Тверской области. Некоторые персонажи этих текстов присутствуют и в других источниках. Например, упомянутый дед Олимпиады Егоровны Калашиной - Алексей Николаевич Калашин, оставил после себя рукописи о истории села Аделякова. В 1922 году в церковном архиве была обнаружена сшитая из грубой бумаги тетрадь, которая была написана печатными буквами. Оказалось, что эту тетрадь во второй половине 19 века, написал единственный в то время грамотный крестьянин села Аделяково - Калашин Алексей Николаевич. Обе мои бабушки утверждали, что этот дед был "необычный". В целом хочется сохранить этот материал, как свидетельство непростой жизни, особенно военного периода. ,
Тетрадь первая.
Бабушка Оля (Олимпиада Георгиевна Калашина из Аделяково) со своими двумя подругами хотели уйти в монастырь, но их отговорил старец. Он сказал: "монастыри все закроются". И в Аделяково приехал офицер Емельян в гости и увез ее в Захаркино. Это было мордовское село. Емельян - участник войны 1905 года.
Акафист святому священнику Киприану
Кондак 1.
Избранный от диавольского служения на служение истинному Богу и к лику Святых сопричастный священномучениче о. Киприане моли Христа Бога избавиться от страстей лукавого и побеждати: мир плоть и диавола да зовем ти: радуйся священномученик Киприан скорый помошниче и молитвенниче о душах наших.
В поселке Дмитриевка (Подбельский район, село в настоящее время почти исчезло) отец работал лесником. Местность была в виде балки. Посреди села протекала в низине речка. До революции село принадлежало помещику. В помещичьем доме теперь школа и огромный сад, запущенный, дикий. Вокруг школы сиреневые аллеи. Отец работал в этом селе лесником. Жили мы в доме расположенном на возвышенности. Хозяева уехали по вербовке в Сибирь. Нас было четыре девочки. С нами жила бабушка Оля. У нее дед был верующий, читал "Библию". Поэтому бабушка Оля нам рассказывала о том же. Мы молились. Один раз отец спал днем на кровати. Мама тоже была дома. Смотрели в окно, к нам идет врач с медсестрой. Мы с бабушкой Машей побоялись укола и спрятались. Отец спрашивает: "А где остальные дети?".
с. Дмитриевка, Подбельский район. До революции село принадлежало помещику. Помещичий деревянный дом с огромным садом располагался в центре села. Сад, конечно запущен. Сохранились сиреневые аллеи только вокруг дома. В советское время дом занимали под школу. До войны наш отец в этом селе работал лесником. Мы занимали чужой дом. Хозяева уехали по вербовке. У нас были одни девочки: Наталья, Мария, Клава, Раиса. С нами жила бабушка Оля. Она нам рассказывала о Ноевом потопе. Мы перед сном молились. Это после все забыли.
Отца перед войной взяли в армию на переподготовку. Он с нами и не попрощался, не хотел будить. Он оставил нам много зерна, корову, быка, поросят. Куда все делось? Началась война, нам пришлось жить еще в трех пустующих домах уже без отца. В Захаркино был сруб дома, без крыши, окон, потолка и пола. Все это пришлось делать матери. Я должна поступать в первый класс. Летом Маша взяла меня и Клаву в Захаркино. Мы шли пешком 17 км, чтобы наделать кирпичей на печку. Возили на тележке глину, песок, месили, делали кирпичи. Потом снова вернулись пешком в Дмитревку. Я опоздала в школу. Прихожу в школу, нашла класс, зашла и села, ни ручки, ни тетради. Учительница дала ручку и тетрадь. Я её до сих пор помню, как она выглядела. Читала я по буквам, слоги не получались, букваря не было. Примеры запишу, знаки не поставлю, считала по палочкам. После учительница дала мне букварь. Научилась читать быстро, по одной странице. Идет дождь, мужчина идет с зонтиком. К концу года, я читала лучше всех. Игрушек у нас не было. После отца мы жили еще в трех пустующих домах. Выручала нас корова. Мать часто уходила в Захаркино, надо было дом приводить в порядок. Аделяковские родственники помогали ей: стелить пол, крышу, сделали рамы, остеклили. Во второй класс пошла в Захаркино. Как перевезли нищенское имущество не помню. От Дмитриевки, в 5 км в совхозе жили Кияткины. Петя, Мотя, Ким, Мая, Валя, Сашка. Мы часто к ним ходили через лесок пешком. Им жилось лучше в совхозе. Там выращивали свиней, они получали хлеб. Переехали в Захаркино, зерно закончилось. Сажали огород картошкой, овощами и пшеницей, просом. Пекли драники из картошки. Огород копали лопатой, пололи, поливали мы с Машей. Мать стала работать в колхозе. Мы учились в начальных классах. Зимой давали скотине корм, поили, убирали в сарае навоз, рубили дрова, топили галанку. Мать держала корову, теленка, овец, кур. Сено, дрова возили на тележке. Мы с Машей рано научились косить.
С каждым годом жилось все хуже и хуже. Клава и Рая умерли, отравились хлебом. Весной собирали колосья, мололи, пекли хлеб, который был ядовитый. Хлеб пекли также из липовых листьев.
Природа была отличная. Весна наступала быстро. Все лето цвели цветы. Много было съедобной травы. Сначала мы рвали тоненький весенний лук на горе, дикий чеснок и морковь в поле. В лесу рвали растения со съедобными стеблями, сморчки. У лилий выкапывали корни. Много поспевало клубники лесной, орехи, грибы. Что интересно, мы бродили по лесам и лугам и нас никто ни разу даже не напугал. Нравственность была высокая.
В кого превратился теперь человек, в зверя. Как складывалась эта трудная жизнь у детей? Игрушек нет, питание плохое. Играли. У меня была ледянка. Приходим из школы, берем ледянку и идем с Машей на другую улицу. Улица идет под гору. Детей полна улица. Вот и катимся всей гурьбой вниз. Летом играли в Чижик, Киёк, Лапту, в прятки. Много молодежи было. После войны Господь дал радость. Молодежь поет и пляшет, на пасху катали яйца, на Троицу шли в лес с гармошкой, с песнями. Наши учителя на перемене в учительской пели. Мы играли около школы. В школе нас кормили обедом.
Война закончилась. С фронта стали возвращаться солдаты. Наши все погибли: отец, Илья, Герасим, Дмитрий. Надо было за них молиться.
Дед Емельян рано умер, ему было 50 лет. Он был верующий, ходил в храм. Он офицер царской армии. Три раза был на фронте. После революции лечил скотину (ветеринар). На день рождение Ленина он ездил в Самару.
Мамин брат Илья был бригадиром. Герасим работал завмагом в другом селе, после разошелся с женой Анной, женился на девушке и уехали они в Ташкент. Всю войну работал в штабе, все равно погиб. Так что мужчин у нас не стало. Дед Подмарев жил рядом. Бабушка Маша болела, ходила тяжело.
Баба Оля родом из Аделякова. Она из ХОРОШЕГО РОДА. Дед был верующим, их знакомил с "Библией", работал начальником в селе. Братья и племянники были умные, авторитетные.
О Подмаревых я знаю не много. У них было пять дочерей и два сына. Подмаревы очень трудолюбивые люди. Если бы отец был живой, мы очень хорошо бы жили. Он дом хотел построить в Подбельске, это был районный центр, поезда идут мимо в Сибирь. Баба Оганя уговорила сруб поставить в Захаркино, где и ПОСТРАДАЛИ ЗДОРОВО, ОДНИ ПЕРЕЖИВАНИЯ.
Советы от Натальи Яковлевны: 1) жизнь физическая и духовная (совет время) все свои невзгоды решать при помощи священника, духовной литературы;
2) что принес на землю Иисус Христос (любовь, истину, покаяние, колдуны);
3) психолог;
4) голод (Илья пророк);
5) при беременности молиться Богородице;
6) Не вздумайте бежать заграницу.
Исаевым.
1. Сила обедни за здравие и упокой.
2. Дух святый есть любовь, который дает душе силы любить и врагов. Кто не любит врагов, тот не знает Бога.
3. Кризис не экономический, а духовный.
4. Революция произошла от падения веры в верхах.
5. Болезни от того, что нет молитвенников за родных. Кто был молитвенником (Баба Оля, дед, наш дедушка Емельян, баба Агафья, бабушка Маша).
6. Для исправления жизни, надо начинать с себя каждому. День начинать с молитвы, веры, посещать храм, причащаться, трудиться.
7. Отец Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси: первична сила народной веры и благочестие сила призывания имени Божия в молитве.
Черниговский старец сказал, как спасаться в трудных случаях жизни: молиться и читать Живые помощи 24 раза.
2. Да воскреснет Бог 24 раза.
3. Возбранная победительница 24 раза.
4. Достойно есть с отпуском. Живые помощи читать ежедневно.
5. Если задумал какое-нибудь дело: надо причаститься, молиться, если придет первая мысль, это надо принимать.
Защити меня Господь силою честного (чтимого) и Животворящего твоего креста и сохрани меня от всякого зла.
Тетрадь вторая. Листы пронумерованы, но спутаны.
Военное детство №1.
Какой год был не помню, после мы переехали в дом в Захаркино. Нас было 5 человек детей, все девочки. Мать держала корову, овец, кур. Раз весной, когда выгнали стадо на волю, наша корова упала в яму, там была весенняя, холодная вода, как вытащили - не могу сказать, в результате она погибла. Мы остались без молока. С хлебом стало туго.
Что спасало нас от болезней. Это природа. Наступала весна со своим богатством. Первым на горе появлялись тоненькие луковицы, в лесу росли растения с большими листьями, с продолговатыми листьями (мы ели стебли). В поле полевой чеснок, полевая морковь, на склоне горы - щавель. После появлялась на поляк клубника, в лесу грибы, орехи, химии не было, природа такая красивая, цветы цвели с ранней весны до глубокой осени. Вот природа помогала переждать трудности.
Много трудились с детства. Лопатой копали огороды, пололи, ведрами поливали. Поля не полностью засевались, поэтому сеяли пшеницу, просо на огородах. Мать работала в колхозе. Держали свое домашнее хозяйство. Надо было готовить сено, поэтому косили траву ночью, возили на тележках. Мы тоже ходили за травой в кукурузу, дергали там. Поэтому один раз приходят к нам бригадир и еще один мужчина отбирать тележку. Маша вцепилась за тележку, подняла крик, плачь. Они отступили. Мама платила налог: это масло, яйца, еще что-то. Конфет мы не видели, хлеба тоже. Были случаи воровства овец у людей. Хочу сказать о нравственности. Вот мы дети целое лето ходили в лес, нас ни разу никто не напугал. Работу в колхозе отмечали трудоднями, после на трудодни отпускали зерно, этого зерна на хлеб не хватало. Поэтому приспосабливались кто как мог. Мама пекла лепешки из липовых листьев, сушили на печке, после толокли, добавляли немного муки, вот и лепешки. Руководители в селе всякие были, в основном нечеловечные. Учетчик изменил наш огород, нашел 2 сотки лишних. Маму стали судить, как не посадили, это чудо. Отец погиб на фронте, мы могли остаться без матери. А поля не полностью засевались. Чтобы дали лошадь перевезти сено или дрова, мама отдавала бригадиру нашу одежду. В основном возили на тележке. Одежду нам мама шила сама. В школе готовили горячую еду, кормили, так как многие голодали.
Как не было тяжело, но жить надо было дальше. Мать работала в колхозе за трудодни. Питались в основном овощами, выращенными на огороде. Пропускали через мясорубку картошку, пекли драники, парили свеклу и тыкву, капусту солили в бочке и опускали в погреб. Летом ходили в лес, собирали лесную еду, много ели травы, поэтому мы с Машей не болели. Учились в школе. Книг и тетрадей не было, писали на книжных листах. Чернила делали из сажи и свеклы. Я любила рисовать, мечтала иметь цветные карандаши. А приходилось раскрашивать листьями цветка. В школе на перемене мы играли в классики, а учителя в учительской пели, это когда закончилась война.
Люди стали собирать прошлогодние колосья и молоть зерно. Мама тоже набрала, напекли хлеба. Я не ела, так как меня тошнило при подходе уже к крыльцу. В результате заболели Клава и Рая, на теле выходили черные пятна. Умирали очень тяжело. Мама с Машей тоже заболели, их положили в школу, где открыли лечебные палаты. Из района приехали врачи, стали людей спасать. На выздоровление не надеялись. Умирали семьями молодые люди. У нас еще в это время не было молока. Мы с бабушкой не болели. Мать переписала дом на Кияткиных, т.е. матери Самычиной Вали. Значит я была должна перейти жить к ним, будущая сирота. Подмаревы обиделись, они не были согласны с таким решением. Но мать и Маша выздоровели. Клава и Рая были моложе нас. Клава была темноволосая, шустрая, у нее было прозвище "коза". Рая была моложе Клавы, светловолосая, красивая, смирная. У Маши прозвище было "начальник", она делала всем замечания, руководила всем. У меня прозвище было "бык", надуюсь и молчу. Как мама плакала за детей, не передать словами.
1. Во время голода молиться Иисусу Христу, Богородице, Илье пророку.
2. Читать Иисусову молитву во всякое время. Чтобы избежать разных напастей: Господи Иисусе Христе сыне Божий ради Богородице всех святых помилуй меня грешного.
3. Чтобы записана была в книге жизни, надо читать молитву Иоанна Златоуста. "Господи, не лишай меня небесных Твоих благ".
4. Будь всегда с Богом.
5. В опасностях не бойся: читай 90 псалом.
6. Живые помощи, 24 раза.
7. Да воскреснет Бог, 24 раза.
8. кондак 1-й акафиста Богородицы: "Взбранной Воеводе победительная" 24 раза.
збра́нной Воево́де/ победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злы́х,/ благода́рственная воспису́ем Ти́ раби́ Твои́, Богоро́дице;/ но я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких на́с бе́д свободи́, да зове́м Ти́:// Ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
9. Достойно есть с отпуском, 24 раза.
Родословная Ивановых, Подмаревых, Солодиловых.
Наша мать - Иванова Агафья Емельяновна 1912 г. родилась в селе Захаркино, Сергиевского района, Самарской губернии. Наша бабушка - Олимпиада, родом из села Аделяково, в семи километрах от Захаркино. Это огромное мордовское село. Бабушкин род был знатный в том время. Дед ее был каким-то начальником, глубоко верующим. Своим внукам читал "Библию". Она нам тоже рассказывала, что помнила. Она в молодости хотела уйти в монастырь. Ее родители пошли к прозорливому старцу посоветоваться. Он им сказал: "монастыри будут закрыты". Это было за много лет до революции. Пришлось ей выходить замуж за Иванова Емельяна.
Как они познакомились?
Ее брат служил в армии с ним. Она вышла замуж поздно, ей было около 25 лет. Иванов Емельян Филиппович, остался в селе с бабушкой, родители его переехали в другое место, мы их никогда не видели. Дед Емельян офицер царской армии, участвовал в военных сражениях (в Русско-японской войне 1905 года). После революции работал ветврачом в селе, лечил животных. Дед был глубоко верующим, знал священников, не пропускал церковные службы. После революции он ездил в Самару на дни рождения Ленина, по такому случаю ему сшили новый костюм. У матери было три брата: Илья, Герасим, Семен. Семен умер в 25 лет от воспаления легких. Илья любил животных, поэтому к ним во дворе никого не подпускал, ухаживал сам. Из него вышел работник сельского хозяйства, работал бригадиром в колхозе. Герасима совершенно не интересовало сельское хозяйство, он работал заведующим магазином в другом селе. Дочери: мать Агафья и Матрена, мать Вали Самычиной. Мать вышла замуж за Подмарева Якова Петровича. Семья также была крестьянская, состояла из пяти дочерей и двух сыновей.
Война. Отца взяли на военные сборы, войны еще не было. Мы жили в селе Дмитриевка, где отец работал лесником. Это село до революции принадлежало помещику. Школа после размещалась в помещичьем доме, кругом был огромный сад. Крестьяне работали на его полях. Отец перевез сруб дома на родину (Захаркино), т.е. у не было ни крыши, ни дверей, ни окон. Матери пришлось все достраивать. До Захаркино км 15 – 20 (ровно 15 км). Она взяла меня и Клаву делать кирпичи, шли все километры пешком. Возили на тележке с горы глину, песок, потом месили и делали кирпичи. Я опоздала в первый класс недели на три. Пришла в школу, нашла класс, зашла и села. Ни книг, ни тетрадей, ни ручки. В школе трудно было с учебниками, с тетрадями. Писали на листах старых учебников, чернила разводили из сажи, свёклы. В школе сидели в пальто, отопление было печное. Кормили обедами, т.е готовили. Учительница дала тетради и ручку, букваря не было. Я не могла складывать слоги, читала по буквам. После она дала букварь. Я быстр онаучилась читать букварь, даже помню с какой картинки. Идет дождь, мужчина идет с зонтиком. Перешла во второй класс, мы переехали в Захаркино, в свой дом, жили в задней комнате. Началась тяжелейшая наша жизнь. Огород копали лопатой, осенью и весной. Овощи поливали ведрами из речки. Сено, дрова, возили на тележке. Нам с Машей было 10-11 лет. Умерли у нас Клава и Галя от колосьев, которые собирали весной в поле. Мама с Машей тоже болели, в школе открыли больницу, их положили туда. Мы с бабушкой не болели.
Одно время хлеб пекли из листьев липы и муки. Помогало то, что держали скотину. У нас была корова, теленок, овцы, куры, овощи. Одежду мама шила нам сама. Она работала в колхозе, так что все домашние дела были на нас с Машей, скотина, огород. На тележке возили дрова, сено. Мужчин совершенно не было. Дед Емельян умер рано, до войны.
Семья была очень трудолюбивая, даже слишком, а жили как все, бедновато. Дом был маленький, а расширить наверно, не могли. Отец работал до войны лесником в селе Дмитровка, Подбельского района. МАТЕРИ ЖИЛОСЬ С НИМ ЛЕГКО. Его взяли до войны на переподготовку, с нами и не стал прощаться. Началась война, он попал в самое пекло. Погиб на Калининском фронте в гвардейском полку. Илья тоже погиб.
Страстная неделя. Отказ от всего мирского. 1. Первые три дня общей темой является «конец мира и суд Христов». 2. Великий четверг. Всенощная великого четверга посвящается Тайной вечере. 3. Утренняя Великой пятницы служится в четверг вечером, читаются 12 Евангелий. 4. В пятницу умер Иисус Христос, литургия не служится, читаются часы. 5. В середине дня совершается вынос плащаницы. 6. В субботу служится литургия и вечерняя. 7. Пасхальные слуюды начинаются в 11 часов ночи.
Третья тетрадь.
Наше родословное. Мы родились в Самарской области, в Сергиевском районе в с.Захаркино. По материнской линии родословное идет из Аделяково, в семи километрах от села Захаркино. Бабушка Оля родом из с.Аделяково в семье Калашиных. Эта семья была авторитетная в селе. Дед собирал внуков и знакомил их с «Библией». Бабушка Оля собиралась уйти в монастырь. Родители поехали к прозорливому старцу. Старец сказал: “пусть выходит замуж, монастыри закроют”. Бабы Оли брат служил с молодым человеком из села Захаркино, это в семи километрах от Аделяково. Так она познакомилась с Емельяном Ивановым, будущим офицером царской армии. Его родители уехали в Кандалакшу (Мурманская область), Емельяна оставили похоронить бабушку, потом планировалось соединиться вместе. Так как он женился на бабушке Оле пришлось остаться жить в селе Захаркино. Итак, родители Емельяна уехали, бабушка Оля из Аделякова, в итоге близких родных в этом селе не оказалось. Баба Оля из-за этого очень страдала. Дед Емельян три раза был на фронте, участвовал в войне с Японцами 1905 года в качестве офицера. После революции он лечил животных, т.е был ветеринарным врачом. БАБУШКА ЕМУ ГОВОРИЛА, ЧТОБЫ У БЕДНЫХ НЕ БРАЛ ДЕНЕГ. Дед Иванов был очень верующим, посещал церковные службы. Это до революции, пока не закрыли церковь. В общем семья Ивановых была авторитетная в селе. Если рассматривались какие-то вопросы общественные, приглашали и бабушку Олю. Поэтому часто ЖЕНЩИНЫ ЗЛИЛИСЬ. После революции, на день рождение Ленина в Самару ездил дед Иванов, ему сшили новый костюм. У Ивановых родилось три сына и две дочери. У них были разные склонности к жизни и труду. Герасима сельский труд не интересовал, поэтому он работал заведующим магазином в другом селе. Илья домашнюю скотину никому не доверял, сам справлялся. В будущем стал работать бригадиром в колхозе. Семен умер в 25 лет, был не женат.
Дед Емельян умер в 50 лет, если бы он был живой, мы бы так не страдали во время войны.
Герасим был женат на Анне, были дети – Петя и Нина. Так как он работал заведующим магазином в другом селе, там он познакомился с другой девушкой, с которой в впоследствии уехал до войны в Ташкент. Оттуда его взяли на фронт. Всю войну работал в штабе и погиб. У Ильи осталось четверо детей: Маша, Сергей, Лёня, Николай. Илья пропал без вести на фронте. Из этих четверых детей остался в живым Лёня. В 20 лет умерла Нина, это дочь Герасима от первой жены. Самая младшая дочь была наша мать (Агафья, 1912 г.). Когда произошла революция ей было пять лет. Домашними и полевыми работами справлялись ребята, ей делать было нечего. Когда подросла, могла учиться в школе. Бабушка говорит, нечего болтовню слушать, так и нянчила чужих детей от безделья. Потом батрачила всю жизнь. ЗА ЧТО БЕСКОНЕЧНО РУГАЛА БАБУШКУ, которая всегда жила с нами. Кажется, умная была, а дочерей оставила БЕЗГРАМОТНЫМИ.
Агафья вышла замуж за Подмарева Якова Петровича. У них было два сына и пять дочерей. Так же были крестьянами. О родословном Подмаревых ничего не знаем. Бабушка сломала ногу, поэтому хромала. Дед Петр жил долго, умер тогда, когда я уже работала в школе. После армии отец переехал с семьей в село Дмитриевка, Подбельского района. В этом селе он работал лесником. У них уже было четверо детей: Наталья, Маша, Клавдия, Раиса. Отца в селе уважали. Он не штрафовал за вырубку леса, если, конечно, поймает кого. Жили в чужих домах, так как после революции из села уезжали по вербовке. В центре села был большой сад помещика. Дом деревянный заняли под школу, медпункт. Сохранились сиреневые аллеи. Сам сад весь был запущен. Крестьяне до революции работали на полях помещика. Бабушка Оля жила с нами, она нам рассказывала пророчества из библии. Нас перед сном заставляла молиться. Отец сеял хлеб около леса, держали скотину. Он хотел поставить дом в Подбельске, а мать уговорила поставить в Захаркино, что она поимела, безграмотная женщина. Подбельск – это районный центр, железная дорога проходила мимо в Сибирь. За три километра от Дмитревки в Свинсовхозе жили Кияткины. Отец у них там работал начальником. Детей было четверо: Сашка, Ким, Мая, Ваня. Родители между собой общались. До войны отца взяли на переподготовку. Он с нами и не попрощался, так как мы спали. Вскоре началась война. Сразу какой груз повис на плечах матери. Хлеб, уборка картофеля, скотина, маленькие дети. За войну мы сменили четыре дома. Я пошла в первый класс в 1943 году. Летом меня и Клаву мать взяла с собой в Захаркино, шли 20 км пешком. Надо было делать кирпичи для дома. Отец перевез только сруб. С горы возили глину, песок, месили, делали кирпичи. В школу я опоздала на месяц, наверное. Они уже знакомились с буквами, читали по слогам. Я не могла сложить слог, букваря нет, дали тетрадь и ручку. Знаки забывала ставить. Потом учительница дала мне букварь. Научилась читать сразу по одной странице. На улице дождь капает, мужчина идет с зонтиком. Я стала хорошо читать. Мать часто уходила в Захаркино. Надо было крыть крышу, класть печку, вставлять рамы. В этом помогли двоюродные братья из Аделякова, Калашины. Весной переехала в Захаркино, жили во второй комнате, передняя не была готова. Мы с Машей стали учиться в захаркинской школе. Дом был поставлен не на хорошем месте. Погибал крупный рогатый скот. Очень тяжело было с питанием. Весной в поле собирали колосья, мололи, пекли хлеб. У нас умерли от этого Клава и Рая. Мы остались с Машей. Мужчины все погибли, дед Емельян умер. Ни одного мужика. За воинов надо было молиться. Бабушка всегда постилась, наверное, мало молилась.
Родословное Натальи и Марии Подмаревой-Солодиловой.
Калашины из села Аделякова, бабы Оли родственники. Род известный, уважаемый, начиная с деда (крестьяне). Двоюродные братья бабы Оли работали председателями колхоза, директорами школы, учителями, простыми колхозниками, были сообразительные. Тосина мать – Татьяна, была двоюродной сестрой нашей матери. Т.е. баба Оля и мать Татьяны – Агафья Егоровна Калашина были сестрами. У Татьяны все дети закончили институты. Тося – пединститут, Наталья – Московский библиотечный. Во время войны все они не голодали. (Агафья Егоровна Калашина родилась в 1886 году и умерла в примерно 1938, вышла замуж за Ивана Османкина. Дочь Агафьи Егоровны – Татьяна Ивановна Османкина, вышла замуж за Якова Максимовича Ефремова. У них родилось двое дочерей – Тося и Наталья. У Натальи родилась в 1986 году дочь – Татьяна Ефремова, в настоящее время является преподавателем в американском университете).
У Ильи было четверо детей: Маша, Сережа, Леня, Николай. Кроме Сережи все жили в Захаркино, работали в колхозе. Живым помню только Леню в настоящее время. У Маши две дочери. У Сережи в Ковылкино две дочери. Дочь Герасима – Нина, умерла в 20 лет, простудила голову. У Пети четверо детей, женился поздно.
Семён, мамин брат, умер в 25 лет, неженатый. Самая старшая дочь Матрена вышла замуж за Кияткина Дмитрия. Он был партийным работником, жили они в Серноводскеи в Совхозе в Подбельском районе. У них четверо детей: Александр, Ким, Мая, Валя. Александр служил в летной части, у него один сын. У Кима три сына: Юра, Славик, Игорь (Ким попал в аварию, проживал в Курумоче). Дед у них по материнской линии работал директором Совхоза. Александр и Ким умерли. Живы их дети и внуки. Жива Валентина Самычина и Мая (умерла). Дмитрий ушел на фронт добровольно, погиб. Илья пропал без вести. Герасим всю войну работал в штабе. Погиб в штабе в конце войны. Все погибли, ни одного мужика. Почему? НАДО БЫЛО МОЛИТЬСЯ ЗА НИХ.
Наша мать вышла замуж за Подмарева Якова Петровича. Они жили за речкой в маленьком домике. Крестьянская семья, очень трудолюбивая. БАБА ОЛЯ БЫЛА ПРОТИВ ЭТОГО ЗАМУЖЕСТВА. У Подмаревых было пятеро дочерей и два сына. Отец после службы в армии переехал жить в село Дмитриевку, Подбельского района. Там работал лесником. Нас уже было 4 человека, все девочки: Наталья, Мария, Клавдия, Раиса. Матери жилось легко. Она только в обед кормила скотину. Отец нас всех перетаскивал в баню. Кияткины жили в трех километрах от нас, в совхозе, мы встречались с ними. Отца взяли на переподготовку до войны. Он оставил много зерна, скотины. Тут началась война. Он до войны думал поставить дом в Подбельске. Это районный центр, железнодорожный узел. Через Подбельск шла дорога в Сибирь. Мать уговорила поставить дом в селе Захаркино. Тут свою роль сыграла баба Оля. Ей хотелось быть поближе к внукам. Она жила всегда с нами. Отец и послушал безграмотную женщину. За что мы ПОСТРАДАЛИ ОЧЕНЬ. Сруб был поставлен на КОЛДОВСКОЕ МЕСТО. Когда началась война, матери пришлось достраивать дом, делать кирпичи, печку, крыть крышу. Во все ей помогли двоюродные братья из Аделякова, Калашины. В школу мы пошли в селе Дмитриевка, доучивались в Захаркино. Мать много работала физически дома и в колхозе, нам тоже досталось, возили дрова и сено на тележке. Поэтому нас заставляли учиться. Закончили Малотолкайское педучилище, работали учителями. После я закончила пединститут. В этом доме ПОДЫХАЛ КРУПНЫЙ РОГАТЫЙ СКОТ. Весной собирали колосья, мололи и пекли хлеб. Колосья были отравлены. Поэтому заболели мать, Маша, Клава и Рая. Не болели я и бабушка, меня тошнило от этого хлеба. До этого весной погибла у нас корова, упала в овраг, а там вода и снег, она простыла, пришлось ее зарезать. Ели этот отравленный хлеб без молока. Клава и Рая умерли. У матери адский труд и дети умерли. Остались мы с Машей вдвоем. Отец погиб в 1942 году на Калининском фронте. Рядом жили дед Петр и бабушка Маша, тетя Катя. У Кати сын – Николай, который живет в Петра Дубраве (умер примерно в 2011-2015х годах). У него две дочери – Света и Наталья. Света закончила медицинский институт, а Наташа училась на воспитателя. Тетя Дарья жила в Аделяково, у нее дочь и сын. Тетя Аня жила в Нефтегорске. У нее дочь и сын. Тетя Маша жила в Новокуйбышевске, у нее две дочери. У тети Кати в Зубчаниновке остался сын. Дядя Ваня после войны жил в Отрадном, работал в милиции и лесником. Большой дом построил около Отрадного в поселке. Один сын военный, другой политехнический институт, жил на севере. Больше о родословной Подмаревых не знаю.