Найти в Дзене

Ghost: Частица чёрта в нас...

Новый фронтмен. Разоблачённые Упыри. И грандиозный шестой альбом, который уходит в экзистенциальные глубины. Добро пожаловать в эру Папы V Перпетуа
Мерлин Алдерслейд, Metal Hammer К концу 2024 года Тобиас Форге был на пределе. Истощённый после многолетних изнурительных гастролей и двойного удара — создания и выпуска полнометражного фильма и записи нового студийного альбома — лидер Ghost оказался на грани. «Я упёрся в стену, — признаётся он сегодня. — Я понял, что не создан для такого. Я действительно не вывожу». Понятно, почему Тобиас начал ощущать тяжесть всего этого. На первый взгляд, прошлый год стал идеальным завершением чрезвычайно успешного этапа его карьеры: концертный фильм «Rite Here Rite Now» получил восторженные отзывы, укрепив позицию Ghost как одной из ведущих групп современного метала. Но именно тогда 15 лет непрерывного бремени Ghost на его плечах наконец настигли его. «Это была смертоносная смесь, — объясняет он. — Я делал то же самое, что и всегда с окончания цикла пер
Ghost, фото: Микаэль Эрикссон/M Industries
Ghost, фото: Микаэль Эрикссон/M Industries

Новый фронтмен. Разоблачённые Упыри. И грандиозный шестой альбом, который уходит в экзистенциальные глубины. Добро пожаловать в эру Папы V Перпетуа
Мерлин Алдерслейд, Metal Hammer

К концу 2024 года Тобиас Форге был на пределе. Истощённый после многолетних изнурительных гастролей и двойного удара — создания и выпуска полнометражного фильма и записи нового студийного альбома — лидер Ghost оказался на грани. «Я упёрся в стену, — признаётся он сегодня. — Я понял, что не создан для такого. Я действительно не вывожу».

Понятно, почему Тобиас начал ощущать тяжесть всего этого. На первый взгляд, прошлый год стал идеальным завершением чрезвычайно успешного этапа его карьеры: концертный фильм «Rite Here Rite Now» получил восторженные отзывы, укрепив позицию Ghost как одной из ведущих групп современного метала. Но именно тогда 15 лет непрерывного бремени Ghost на его плечах наконец настигли его. «Это была смертоносная смесь, — объясняет он. — Я делал то же самое, что и всегда с окончания цикла первого альбома: возвращался с гастролей в воскресенье, а в среду начинал запись, потому что следующий тур уже запланирован. Так было 15 лет».

В октябре, завершив промо-кампанию «Rite Here Rite Now» и официально анонсировав новый мировой тур Ghost, Тобиас впервые позволил себе перерыв. Вместо подготовки к туру и доработки нового альбома он взял пару месяцев отдыха. Что он делал? «Боже, что я делал?!» — выдыхает он, внезапно теряя слова — единственный раз за нашу беседу. Затем, ухмыльнувшись, отвечает: «Работал над тем, чтобы избавиться от панических атак».

Если несколько месяцев назад Тобиас был на грани срыва, сейчас этого не заметно. Мы находимся в недрах The Mandrake, роскошного и эксцентрично оформленного отеля в центре лондонской Фицровии. На барной стойке красуется странное чучело — нечто среднее между павлином и антилопой, взирающее на коллекцию сюрреалистичных скульптур, ярких произведений искусства и фантастической таксидермии. Это подходящее место для общения с артистом, который так ловко сочетает подрывное с гламурным, ироничное с причудливым.

Ghost, фото: Микаэль Эрикссон/M Industries
Ghost, фото: Микаэль Эрикссон/M Industries

Тобиас сидит на мягком диване в лаундж-зоне, расслабленный, но сосредоточенный, потягивая San Pellegrino. Он задумчиво делает паузу перед каждым ответом, редко отводя взгляд. С длинными растрёпанными волосами, спадающими на плечи, с полной бородой и в чёрной футболке Sodom, он выглядит настоящим ветераном хэви-метала, далёким от сверкающего церемониймейстера, образ которого он воплощает на сцене.

Мы здесь, чтобы обсудить новую главу Ghost — альбом «Skeletá» и нового персонажа, Папу V Перпетуа, очередную яркую фигуру, которую Тобиас оживит для воплощения своего видения. За полтора десятилетия швед превратил Ghost из андеграундного метал-курьёза в грандиозную рок-оперу. Альбом 2022 года «Impera» достиг новых высот театральности, затрагивая взлёты и падения империй с колкими выпадами в адрес современных политических режимов, завёрнутыми в заразительные мелодии и избыточность арена-рока 80-х. На этот раз Тобиас сосредоточился на более экзистенциальных идеях.

«Я очень гордился и был доволен "Impera", — говорит он. — Но он был сильно завязан на внешние политические влияния, критику социальной структуры. Об этом уже не сказать ничего нового. И что делать? Вместо того чтобы освещать другие темы, я хотел создать более интроспективный альбом, про базовые человеческие чувства. Это кажется интересным! Написать песню, воплощающую надежду, печаль, сожаление, ненависть, любовь».

Ghost, фото: Микаэль Эрикссон/M Industries
Ghost, фото: Микаэль Эрикссон/M Industries

Это может удивить тех, кто поверхностно знаком с музыкой Ghost. На первый взгляд, их стиль остаётся очаровательно простым: сатанизм в духе «Шоу ужасов Рокки Хоррора», богохульство с подмигиванием и танцевальным номером. Но, как утверждает Тобиас, за этим всегда стояло нечто большее. «Большинство моих текстов, включая части первого альбома "Opus Eponymous", ошибочно считают посвящёнными дьяволу, но это не так, — настаивает он. — Они всегда были о взаимоотношениях человечества с концепциями жизни и смерти, Бога и божественного присутствия — или его отсутствия. Некоторые песни более конкретно выражают взгляд на определённого человека или аспект общества. Новый альбом я хотел сделать… о человеческом существовании. О том, что значит быть живым».

Хотя Тобиас настаивает, что Сатана — лишь периферийная фигура в мире Ghost, Великий Рогатый всё же присутствует в «Skeletá». Главный сингл альбома буквально называется «Satanized». Вышедший в прошлом месяце клип на него стал историческим, официально раскрыв личности Безымянных Упырей. Однако текст песни больше о любви и одержимости, чем о самом дьяволе, и это не единственный случай, когда «Skeletá» раскрывает сложные эмоциональные темы. Вампирские мотивы «Lachryma» пропитаны горечью разбитого сердца («Я больше не плачу / По таким, как ты»); «De Profundis Borealis» словно запирает героя в циклах сожалений («Если бы любовь могла разорвать эти цепи / Жизнь могла бы продолжаться»); «Cenotaph» трогательно исследует, как ушедшие остаются с нами («Куда бы я ни шёл / Ты всегда рядом / Едешь рядом со мной»); «Excelsis» завершает альбом, принимая смертность («Все однажды уходят / Я знаю, это больно / Все уходят»).

Музыкально альбом пропитан тем же блеском 80-х, что и его предшественник. Тобиас подчёркивает, что не хотел делать «Impera 2», но от гимнового AOR в духе Journey в «Peacefield» до зажигающей баллады «Guiding Lights» и абсурдного хэйр-метал «Missilia Amori» ясно, что эта музыкальная эпоха ему по душе. «Думаю, это просто потому, что такая музыка для меня естественна, — пожимает он плечами. — Как бы я ни хотел порой делать что-то другое, я не могу петь, как другой вокалист. Мой голос лучше звучит с мультитрековыми гармониями. Это то, что я делаю! Я не Тилль Линдеманн».

Папа Эмиритус IV, он же Карди
Папа Эмиритус IV, он же Карди

Если кажется, что Ghost рискуют зайти в творческий тупик, не волнуйтесь. Арена-рок идеально подходит Тобиасу, и он считает, что это лучшая среда для воплощения его идей. «Первый, кому ты продаёшь идею, — это ты сам, — говорит он. — Меня тянет к мелодии и драме, и это очень представлено в музыке 70-х и 80-х, особенно в AOR и яхт-роке. Это хорошо сыграно, хорошо аранжировано, с многослойными вокалами и драмой».

Каждый новый альбом Ghost — это не только новая музыка. Как и у Alice Cooper, Kiss и Slipknot, имидж группы — основа их притягательности, и с каждым релизом он кардинально меняется. «Opus Eponymous» представлял таинственный Папа Эмеритус I, жуткая папская фигура в гриме, поддерживаемая безликими Упырями в капюшонах. С тех пор каждый альбом сопровождался новым образом Упырей и новым фронтменом — всегда Тобиас, но с новой личностью.

Был мрачный Папа Эмеритус II для «Infestissumam» 2013 года, яркий Папа Эмеритус III для «Meliora» 2015 года и усатый шалун Кардинал Копия для «Prequelle» 2018 года. Тобиас нарушил традицию, сохранив Карди для эпохи «Impera», повысив его до статуса Папы Эмеритуса. Теперь же появился новый персонаж: Папа V Перпетуа, металлический образ в пурпурных тонах, похожий на сатанинский микс Доктора Дума и Айвана Уза. Кто он такой?

«Я не могу о нём говорить!» — отшучивается Тобиас. Сначала кажется, что это типичная для Ghost таинственность — Metal Hammer показали фото Перпетуа лишь за две минуты до интервью, аккуратно вынув его из конверта. Но Тобиас не скрытничает: он действительно не прорабатывает персонажей, пока они не выйдут на сцену перед публикой. «Я не могу выдать вам досье, потому что Папы I, II, III и Карди, когда они были новыми, не существовали, пока не стали единым целым с людьми».

Это откровение. Для человека, так тщательно контролирующего интеллектуальную собственность Ghost, не страшно ли оставлять центральную часть мифологии группы на импровизацию? «Да, — признаёт он. — С одной стороны, я стараюсь сделать Ghost развлекательным продуктом для фанатов. С другой — сделать это максимально комфортно для себя. Когда я решил ввести Кардинала Копию, это было неудобно, потому что он ещё не стал Папой. "Вау, это будет немного иначе". Но я знал, что мне не придётся вводить нового персонажа для следующего альбома. А теперь — придётся!»

Появление Перпетуа добавляет драматического напряжения: теперь в Ghost два вымышленных лидера. На недавних турах фанаты с VIP-билетами могли встретиться с «трупами» Пап I, II и III, которые были изгнаны и убиты. Казалось, Карди ждёт та же судьба, особенно после намёков в YouTube-сериале Ghost и сюжете «Rite Here Rite Now». Но Карди всё ещё здесь — и, по словам Тобиаса, даже поднялся по иерархической лестнице Ghost («Он считает, что его понизили, но на самом деле он повышен»). Какова роль Карди в истории Ghost, или Тобиас просто слишком к нему привязан?

«И то, и другое, — улыбается он, объясняя привлекательность Карди. — Он очень обычный человек, с семейными проблемами. Но он жаждет цели в жизни».

Мы снова уходим в экзистенциальное. Влияет ли личный путь Тобиаса на Ghost? «Скорее всего, да, — медленно отвечает он, словно не задумывался об этом. — Хотя моё прошлое не идентично Карди, в нём есть отголоски моей жизни. Иногда это смесь моего опыта и опыта знакомых, превращённая в более занимательную форму. Думаю, большинство творцов создают из того, что знают, видят, думают или хотят быть».

Интересно, что в «Rite Here Rite Now» намекалось, что Карди и Перпетуа — близнецы. Учитывая, что сам Тобиас — отец близнецов (хотя у него сын и дочь, а не два мальчика), это не случайно, верно? Карди и Перпетуа — близнецы? «Может быть», — отвечает он с каменным лицом.

Похоже, больше о сюжете мы не узнаем. Но стоит отметить ещё один аспект появления Перпетуа. Его официальное подтверждение произошло не через драматичный анонс Ghost, не через YouTube или обложку «Skeletá», а на афише прощального шоу Black Sabbath этим летом, где выступят крупнейшие имена метала. После того как интернет взорвался от новости, что Sabbath, Metallica, Slayer, Pantera, Gojira, Alice In Chains и другие сыграют 5 июля на Villa Park, внимательные фанаты Ghost заметили имя Папы V Перпетуа между Майком Бордином и Руди Сарзо. Неужели это не входило в грандиозный план Тобиаса?

Оказалось, что нет. Это был редкий случай, когда он позволил себе плыть по течению. «Нас пригласили участвовать, но мы не могли, — объясняет Тобиас, указывая, что тур Ghost по Северной Америке начинается на следующей неделе. — В итоге решили: "Окей, отправим нашего певца!" Это было согласовано давно». Позже ему сообщили, что Sabbath готовы анонсировать шоу и хотят упомянуть певца Ghost. «Что написать?» — спросили его. «Его зовут Папа V Перпетуа. Пишите так!» — ответил он.

Трудно представить, чтобы Тобиас так легко подстраивал планы под другую группу, но для отцов хэви-метала это оправдано. Он тепло говорит о влиянии Sabbath, которое заметно в «Skeletá», особенно в лирике Гизера Батлера. «Его хрупкие и интроспективные тексты всегда вдохновляли меня, даже если они скрыты за мощным роком», — отмечает он.

-5

Sabbath значат многое для каждого металиста, но и Ghost много значат для людей, и их культ растёт. На их концертах вы увидите эйфоричных фанатов в костюмах монахинь, Упырей, Пап Эмеритусов и других экстравагантных нарядах. Концерты Ghost — не просто шоу, а безопасное пространство, где фанаты могут забыть о проблемах и выразить себя без страха осуждения. Чувствует ли Тобиас ответственность перед ними?

«Да, — отвечает он. — Как артист, моя задача — развлекать людей, приносить счастье, вдохновение или эскапизм. Они погружаются в этот потусторонний мир». Он подчёркивает, что под музыкой всегда есть реальные послания, будь то политизированность «Impera» или экзистенциальный поиск «Skeletá». Он сравнивает отношения группы с фанатами с дружбой. «Настоящая дружба — не врать, что всё идеально. Друзья должны говорить неприятные истины, но поддерживать друг друга, чтобы вместе справляться с трудностями».

Ghost не просто выживают — они процветают. В этом году они снова заполнят арены по всему миру, продолжая быть одной из самых причудливых, но блестящих историй успеха в метале. Но дело не только в веселье. Тобиас явно заботится о своём искусстве и посланиях, какими бы блестящими и сатанинскими они ни были. «Всё, что ты создаёшь на холсте, можно назвать искусством, но людям обычно нравится то, что отражает реальность, — размышляет он. — Думаю, ваши читатели согласятся, что многое о мире мы узнаём через музыку».

Несколько месяцев назад у Тобиаса не оставалось сил. Теперь кажется, что у Ghost впереди ещё много проповедей.