Ужин в Эмммаусе — это когда в центре стола сидит Христос. Но это точно он? Мужчина в центре больше похож на святого Роха. Почему так? Разбираемся. И заглядываем под стол. В этой истории будут моллюски, кошки и лошади.
О чем эта картина
Сюжет «Ужин в Эммаусе» — известный и популярный. Это новозаветная история, описанная евангелистами Лукой (подробно) и Марком (коротко). Сюжет таков: два путника идут по дороге и встречают еще одного путника — такого же, как они. Эти двое немедленно делятся с ним новостями: Господа казнили, но тело его исчезло — поговаривают, что Господь воскрес. Третий путник начинает объяснять новым знакомым, что, согласно пророчествам, таким и должен был быть путь Христа: страдание, гибель, воскресение. Рассказ увлекательный, двое не хотят расставаться с встреченным оратором и зовут его зайти на постоялый двор, потрапезничать. Когда третий путник благословляет хлеб за столом, двое других наконец узнаю его: это и есть Христос.
Кто такой Святой Рох
Зная сюжет, легко догадаться, что сидящие по бокам мужчины — путники, встретившие Христа и не узнавшие его сразу. А в центре — сам Христос. Только он почему-то похож на святого Роха. Святой Рох был покровителем путников, паломников. Атрибутом, по которым этого святого легко узнать, были шляпа и плащ, часто украшенные ракушками. Это потому, что паломники, которые проходили Путь Святого Иакова к предполагаемой могиле апостола Иакова в испанском городе Сантьяго-де-Компостела, украшали свои шляпы, плащи и посохи ракушками. Эти раковины моллюска из рода Pecten называли ракушками святого Иакова.
Ракушками средневековые пилигримы не только украшали свою одежду, но и использовали их как посуду. А вернувшись домой, они встраивали раковину в стену своего жилища: так раковина стала популярным орнаментом. Разбросанные по фасаду ракушки можно увидеть даже в Москве — на фасаде чуднОго особняка купца Арсения Морозова (который был возведен как раз после путешествия Морозова по Испании Португалии).
Так кто же за столом?
Все-таки Христос. Художник Моретто да Брешиа показывает Христа в облике типичного паломника: шляпа, плащ, ракушка на плече. Так становится понятно, что другие герои это истории видят в нем простого путника.
А что на картине делает кошка?
В религиозной живописи у кошек неважная репутация: часто они символизируют соблазны, грехи и даже самого дьявола. А еще предательство (особенно когда изображены в компании символизирующих верность собак). На картинах на тему ужина в Эммаусе кошки обнаруживаются нередко, но тут для их появления могут быть другие причины. Во-первых, желание художника добавить для достоверности бытовых деталей: кошки на постоялом дворе —обычное дело. Во-вторых, кошка может символизировать бессмертие, так что вполне подходит для истории о чуде воскресения.
А что там у художника Моретто с Караваджо?
Между прочим, это тоже история про животных.
Одна из самых эффектных картин Караваджо — «Обращение Савла», с лошадью, которая бросается в глаза зрителю прежде, чем заглавный герой.
Изображен описанный в Деяниях Апостолов момент: фарисей Савл преследовал христиан и направлялся в Дамаск, чтобы проводить аресты последователей Иисуса. Но в пути его внезапно ослепил яркий свет, он услышал голос Христа: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?». Савл уверовал, крестился и уже под именем апостола Павла стал проповедовать учение Христа. У Караваджо этот момент изображен максимально драматично: впечатленный случившимся Савл свалился с лошади. Но в Деяниях Апостолов ничего не сообщается о лошади.
Предполагают, что Караваджо знал работу Моретто с тем же сюжетом и с такой же захватывающей пространство и внимание лошадью — и вдохновился ею.
А Моретто, вероятно, подсмотрел идею (человек теряется на фоне коня) у Пармиджанино, который поработал с этим сюжетом еще раньше.
Подписывайтесь на мой канал «Арт с котом» в Телеграме: здесь говорим о разных животных в искусстве, а там только кошки — каждый день :)