Найти в Дзене
Арт с котом

Почему Христос в шляпе: разбираем картину художника, которым вдохновлялся Караваджо

Ужин в Эмммаусе — это когда в центре стола сидит Христос. Но это точно он? Мужчина в центре больше похож на святого Роха. Почему так? Разбираемся. И заглядываем под стол. В этой истории будут моллюски, кошки и лошади. Сюжет «Ужин в Эммаусе» — известный и популярный. Это новозаветная история, описанная евангелистами Лукой (подробно) и Марком (коротко). Сюжет таков: два путника идут по дороге и встречают еще одного путника — такого же, как они. Эти двое немедленно делятся с ним новостями: Господа казнили, но тело его исчезло — поговаривают, что Господь воскрес. Третий путник начинает объяснять новым знакомым, что, согласно пророчествам, таким и должен был быть путь Христа: страдание, гибель, воскресение. Рассказ увлекательный, двое не хотят расставаться с встреченным оратором и зовут его зайти на постоялый двор, потрапезничать. Когда третий путник благословляет хлеб за столом, двое других наконец узнаю его: это и есть Христос. Зная сюжет, легко догадаться, что сидящие по бокам мужчины —
Оглавление

Ужин в Эмммаусе — это когда в центре стола сидит Христос. Но это точно он? Мужчина в центре больше похож на святого Роха. Почему так? Разбираемся. И заглядываем под стол. В этой истории будут моллюски, кошки и лошади.

О чем эта картина

Сюжет «Ужин в Эммаусе» — известный и популярный. Это новозаветная история, описанная евангелистами Лукой (подробно) и Марком (коротко). Сюжет таков: два путника идут по дороге и встречают еще одного путника — такого же, как они. Эти двое немедленно делятся с ним новостями: Господа казнили, но тело его исчезло — поговаривают, что Господь воскрес. Третий путник начинает объяснять новым знакомым, что, согласно пророчествам, таким и должен был быть путь Христа: страдание, гибель, воскресение. Рассказ увлекательный, двое не хотят расставаться с встреченным оратором и зовут его зайти на постоялый двор, потрапезничать. Когда третий путник благословляет хлеб за столом, двое других наконец узнаю его: это и есть Христос.

Кто такой Святой Рох

Неизвестный художник. Святой Рох (фрагмент). XV–XVI век. Пинакотека Бари
Неизвестный художник. Святой Рох (фрагмент). XV–XVI век. Пинакотека Бари

Зная сюжет, легко догадаться, что сидящие по бокам мужчины — путники, встретившие Христа и не узнавшие его сразу. А в центре — сам Христос. Только он почему-то похож на святого Роха. Святой Рох был покровителем путников, паломников. Атрибутом, по которым этого святого легко узнать, были шляпа и плащ, часто украшенные ракушками. Это потому, что паломники, которые проходили Путь Святого Иакова к предполагаемой могиле апостола Иакова в испанском городе Сантьяго-де-Компостела, украшали свои шляпы, плащи и посохи ракушками. Эти раковины моллюска из рода Pecten называли ракушками святого Иакова.

Ракушками средневековые пилигримы не только украшали свою одежду, но и использовали их как посуду. А вернувшись домой, они встраивали раковину в стену своего жилища: так раковина стала популярным орнаментом. Разбросанные по фасаду ракушки можно увидеть даже в Москве — на фасаде чуднОго особняка купца Арсения Морозова (который был возведен как раз после путешествия Морозова по Испании Португалии).

Так кто же за столом?

Все-таки Христос. Художник Моретто да Брешиа показывает Христа в облике типичного паломника: шляпа, плащ, ракушка на плече. Так становится понятно, что другие герои это истории видят в нем простого путника.

А что на картине делает кошка?

Моретто да Брешиа. Ужин в Эммаусе (фрагмент). Ок. 1526. Пинакотека Тозио Мартиненго, Брешиа
Моретто да Брешиа. Ужин в Эммаусе (фрагмент). Ок. 1526. Пинакотека Тозио Мартиненго, Брешиа

В религиозной живописи у кошек неважная репутация: часто они символизируют соблазны, грехи и даже самого дьявола. А еще предательство (особенно когда изображены в компании символизирующих верность собак). На картинах на тему ужина в Эммаусе кошки обнаруживаются нередко, но тут для их появления могут быть другие причины. Во-первых, желание художника добавить для достоверности бытовых деталей: кошки на постоялом дворе —обычное дело. Во-вторых, кошка может символизировать бессмертие, так что вполне подходит для истории о чуде воскресения.

Жан-Батист де Шампень. Ужин в Эммаусе. 1664, Музей изящных искусств в Генте
Жан-Батист де Шампень. Ужин в Эммаусе. 1664, Музей изящных искусств в Генте

А что там у художника Моретто с Караваджо?

Между прочим, это тоже история про животных.

Караваджо. Обращение Савла. 1601. Санта-Мария-дель-Пополо
Караваджо. Обращение Савла. 1601. Санта-Мария-дель-Пополо

Одна из самых эффектных картин Караваджо — «Обращение Савла», с лошадью, которая бросается в глаза зрителю прежде, чем заглавный герой.

Изображен описанный в Деяниях Апостолов момент: фарисей Савл преследовал христиан и направлялся в Дамаск, чтобы проводить аресты последователей Иисуса. Но в пути его внезапно ослепил яркий свет, он услышал голос Христа: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?». Савл уверовал, крестился и уже под именем апостола Павла стал проповедовать учение Христа. У Караваджо этот момент изображен максимально драматично: впечатленный случившимся Савл свалился с лошади. Но в Деяниях Апостолов ничего не сообщается о лошади.

Предполагают, что Караваджо знал работу Моретто с тем же сюжетом и с такой же захватывающей пространство и внимание лошадью — и вдохновился ею.

Моретто да Брешиа. ОБбращение Савла. 1540–1541. Церковь Санта-Мария дей Мираколи ин Сан-Чельсо, Милан
Моретто да Брешиа. ОБбращение Савла. 1540–1541. Церковь Санта-Мария дей Мираколи ин Сан-Чельсо, Милан

А Моретто, вероятно, подсмотрел идею (человек теряется на фоне коня) у Пармиджанино, который поработал с этим сюжетом еще раньше.

Пармиджанино. Обращение Савла. Около 1528. Музей истории искусств, Вена
Пармиджанино. Обращение Савла. Около 1528. Музей истории искусств, Вена

Подписывайтесь на мой канал «Арт с котом» в Телеграме: здесь говорим о разных животных в искусстве, а там только кошки — каждый день :)