В августе 2023 года основатель Telegram Павел Дуров прилетел в Париж. Планировал задержаться всего на пару дней, а затем отправиться в Финляндию. Но вместо привычной туристической прогулки его встретили полицейские, изъяли телефон и поместили в одиночную камеру. Так началась история, которую трудно поверить без сарказма.
16 обвинений и ни одного запроса
Дурову зачитали сразу 16 обвинений — от пособничества преступникам до якобы отказа сотрудничать с французскими властями. Причина: Telegram якобы не реагировал на юридические запросы.
Но, по словам самого Дурова, ни одного официального запроса от Франции в Telegram не поступало.
Он не скрывался. Более того, у него французское гражданство, а консульство Франции находилось в том же здании, что и офис Telegram в Дубае — двумя этажами ниже. Но вместо встречи или письма — арест в аэропорту.
Телефон изъят, связи с родными — нет
На четыре дня его поместили в бетонную камеру без окон. Связаться с родными не дали.
Его мать — тяжело больна, дети — в Дубае. В течение четырёх дней никто из близких не знал, где он.
Почему именно Telegram?
Telegram — одна из немногих платформ, которая не торгует пользовательскими данными. Без рекламы и с платной подпиской, приложение стало прибыльным — более 500 млн долларов в 2023 году.
Но главное — Telegram обеспечивает приватность. Ни один пользователь не "монетизируется", переписки не читаются, ключей шифрования нет и быть не может.
Европейские тенденции: запрет на шифрование
Вскоре стало понятно: проблема не в конкретных претензиях, а в желании контролировать.
Франция уже пыталась принять закон, фактически запрещающий шифрование. Якобы ради борьбы с преступностью. Но с технической точки зрения "бэкдоры" делают уязвимыми всех — кроме преступников, которые сразу уйдут на альтернативные платформы.
Telegram — неудобный сервис. Он защищает личное пространство пользователей, не поддаётся внешнему давлению и не встроен в глобальные структуры контроля.
"Я всё ещё под судебным контролем"
На момент интервью Дуров всё ещё находился под так называемым "судебным контролем". То есть — он не может покидать Францию свободно. Формально суда ещё нет. Расследование длится, а он обязан оставаться в стране.
Как подчёркивает сам Дуров, Франция — это менее 1% аудитории Telegram, но действия властей одной страны парализуют деятельность всей глобальной компании.
Мессенджер, который не сдаёт своих
Telegram остаётся одной из немногих платформ, которые открыто отказываются сотрудничать с государствами в обход закона. Не потому что "против всех", а потому что соблюдают процедуру.
Когда Франция начала действовать в рамках закона, Telegram — как и положено — начал предоставлять данные об IP-адресах подозреваемых только по решению суда.
Но публичный арест, обвинения без фактов и затягивание дела — создают впечатление, что дело вовсе не в законе.
Павел Дуров обвинил французскую прессу в масштабной атаке на мессенджер. Об этом он написал в своем канале в понедельник, 16 июня.
«Неделю назад Такер Карлсон опубликовал интервью со мной о том, что произошло во Франции. Это было освещено СМИ многих стран, за исключением, что интересно, Франции. Ни одна из французских газет не упомянула об этом интервью», — посетовал Дуров
Кто следующий?
Если можно безнаказанно задержать гражданина Франции, владельца крупнейшего мессенджера с миллиардной аудиторией, просто потому что его сервис неудобен — что мешает сделать это с кем угодно?
Сегодня это Павел Дуров. Завтра — вы?
Мои каналы в телеграм: https://t.me/tgpesok