Государственной Думой Российской Федерации принят в окончательной редакции (второе и третье чтения) законопроект о защите русского языка, предусматривающий ограничение на использование иностранных слов и выражений, написанных с использованием некириллических алфавитов, в рекламе, на вывесках, в наименованиях жилых комплексов и аналогичных объектах. Закон вступает в силу с 1 марта 2026 года и вводит дополнительные ограничения преимущественно на англицизмы.
На текущий момент законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное использование русского языка в таких сферах, как образование, средства массовой информации, реклама и культурно-массовые мероприятия. Новый закон расширяет эти требования и будет распространяться на все виды коммерческой деятельности и предпринимательства.
Под действие новых ограничений подпадает вся реклама, включая наружную (баннеры, вывески, билборды) и цифровую (сайты, страницы в социальных сетях, размещения на маркетплейсах, контекстная и таргетированная реклама).
Закон вводит принципиальный запрет на использование символов некириллических алфавитов в коммерческой сфере, затрагивающий не только названия организаций и товаров, но и надписи на английском языке («sale», «discount», «shop», «coffee» и аналогичные).
За нарушение указанных требований предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьёй 14.3 КоАП РФ в виде штрафов для юридических лиц в размере от 100 000 до 500 000 рублей.
Исключением из общего запрета является использование некириллических обозначений, зарегистрированных в качестве товарных знаков в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатенте).
В свете политической значимости законодательных изменений предполагается строгий контроль за соблюдением новых правил. В целях минимизации рисков привлечения к административной ответственности коммерческим субъектам рекомендуется заранее адаптировать рекламные материалы под новые требования либо осуществить регистрацию используемы