Когда шах Мохаммед Реза Пехлеви в 1971 году праздновал 2500-летие Персидской монархии в развалинах Персеполя с черной икрой и шампанским «Дом Периньон», в воздухе уже витал не запах розовой воды, а дым от будущих баррикад. Исламская революция 1979 года стала финалом целой драмы, написанной амбициями, коррупцией, репрессиями и... безудержной модернизацией не по вкусу массам.
Глубинные причины революции (и немного иронии)
1. Авторитаризм под маской прогресса
Шах Мохаммед Реза Пехлеви видел себя в роли просветителя и даже назвал себя «солнечным монархом» возрождённой Персии. Его «Белая революция» (1963 г.) включала:
- раздачу части земель крестьянам (но в итоге выгоду получили крупные землевладельцы и бюрократия);
- право голоса для женщин (что вызвало гнев консервативного духовенства);
- светскую реформу образования (удар по медресе и влиянию мулл).
Ирония: шах мечтал о народной любви, но сам закрыл все пути для диалога: парламент стал декоративным, а партии – карикатурой на политику.
Эта модернизация сверху (от западной одежды до западных законов) вызывала у религиозных кругов аллергическую реакцию. Ирония в том, что в погоне за прогрессом он подрубил корни собственной легитимности.
2. Коррупция и неравенство
По мере роста нефтяных доходов (особенно в 1970-е) усилились:
- роскошь двора и элиты;
- кумовство, расцвет «золотой молодежи» вокруг двора;
- бедность значительной части населения, особенно в сельской местности и городских трущобах.
Чиновники богатели, народ беднел. И пока элита рассекала на «Роллс-Ройсах», крестьяне – те самые, ради которых устраивалась «Белая революция» – все чаще смотрели на мулл как на своих настоящих защитников.
Вот, например, празднования в Персеполе в том же 1971 г. стоили миллионы долларов и стали символом разрыва между властью и народом.
3. Репрессии и террор САВАК (Служба информации и безопасности страны)
Тайная полиция САВАК следила за каждым шорохом. В стране не осталось площадок для легальной оппозиции – а когда так, то люди начинают шептаться на кухнях и молиться в мечетях.
Вполне понятно, что САВАК:
- подавляла любую критику (аресты, пытки, исчезновения);
- контролировала университеты, прессу, мечети;
- создавала атмосферу страха даже в семьях.
Парадокс: при внешнем процветании страна задыхалась от внутреннего ужаса. Люди ненавидели режим, но не могли об этом говорить – до поры до времени.
Мораль: не сжимай пружину донельзя – распрямится – мало не покажется!
4. Экономический перегрев и инфляция
Рост экономики в 1970-е был впечатляющим. Но потом пошли сбои: рост цен, безработица, дефицит. Шах давал обещания, но они все больше напоминали тосты за банкетным столом.
После нефтяного бума в 1973 году:
- инфляция достигала 20–30% в год;
- цены на базовые продукты росли, а зарплаты за ними не поспевали;
- началась урбанизация без инфраструктуры (десятки тысяч людей оседали в гетто на окраинах Тегерана и других городов).
Ирония: нефть обогащала двор и позволяла проводить военные парады, но не обеспечивала простого иранца хлебом.
5. Унижение духовенства и вызов религиозным традициям
Реформы шаха подрывали позиции духовенства (например, запрет традиционных судов шариата). Шах давил на религиозные школы и институты. Проводились кампании против ношения чадры, насаждалась западная мода.
Факт: Когда и левые, и националисты, и бедняки искали флаг для своих обид, исламская риторика Хомейни стала этим знаменем. А сам Хомейни превратился в символ сопротивления, потому что говорил с народом на языке традиции и справедливости.
6. Национализм и обида на внешнее влияние
В 1953 году внешними силами, а конкретно ЦРУ и Ми-6, была осуществлена операция «Аякс», направленная на свержение иранского премьера Мохаммеда Мосаддыка. Это государственный деятель сумел национализировать нефтяную промышленность, что ударило по британским интересам. Шах колебался и сначала отказался поддержать переворот, но под давлением ЦРУ подписал указ об отставке Мосаддыка, затем бежал из страны. Вернулся после успеха операции и утвердил авторитарную власть.
В результате переворота шах получил неограниченную власть, а Иран – 25 лет авторитарного правления. Все эти события привели к тому, что шах стал восприниматься народом как ставленник Запада.
Союз с США и Израилем вызывал у населения раздражение. И даже светская часть оппозиции требовала независимости от американского диктата.
7. Отсутствие легальной оппозиции
Шах в 1975 году объявил единственной партией страны «Растахиз». Даже лояльные ему политики воспринимали это как фарс. Любое несогласие каралось изгнанием, арестом или гибелью.
Результат: протест стал не политическим, а внутренним, глубинным, идейным. Люди шли за Хомейни как за спасителем от безысходности.
Хронология ключевых событий
1941 – Британия и СССР свергают Резу-шаха (отца Мохаммеда Резы) за заигрывание с нацистами. На трон сажают сына, молодого Мохаммеда Резу Пехлеви.
1951–1953 – премьер-министр Мохаммед Мосаддык национализирует нефтяную промышленность. Шах бежит, но возвращается после переворота, организованного ЦРУ и Ми-6 (операция «Аякс»).
1963 – «Белая революция» шаха: реформы с земельным перераспределением, женскими правами и ликвидацией феодализма. Крестьяне рады, муллы в ужасе. Аятолла Хомейни начинает критиковать шаха – и отправляется в ссылку.
1971 – празднования в Персеполе: иностранные лидеры аплодируют, иранцы морщатся. «Деньги на пир, а мы – в нищете?» — спрашивает народ.
1975 – шах запрещает все партии, кроме «Растахиз». Иран превращается в партию одного актера — шаха.
1977–1978 – экономический кризис, инфляция, безработица. К этому добавим растущие ожидания образованного среднего класса и усиливающуюся коррупцию. Оппозиция набирает силу.
Январь 1978 – публикация в газете статьи против Хомейни вызывает массовые протесты в Куме.
1978 – протесты по стране, жесткие подавления, от которых народ еще больше злится. К осени бастуют нефтяники – экономика встает.
Январь 1979 – шах покидает Иран «на лечение». Народ встречает известие о его отъезде с облегчением.
1 февраля 1979 – Хомейни возвращается из Парижа под овации.
11 февраля 1979 – падение режима шаха.
Мечтая о величии, потерял всё
В 1979 году шах покинул Иран – без трона, без плана, без страны. Его модернизация вышла боком: он хотел сделать Иран великой державой XX века, но в итоге потерял страну в революционном пожаре. Имам Хомейни вернулся, опираясь на поддержку народа, и создал новый порядок, от которого шах пытался скрыться.
Вот так и получилось: шах ушёл – Хомейни пришёл.
Благодарю тех, кто дочитал эту статью до конца, и даже тех, кто сошел с дистанции на полпути. Спасибо за подписку, лайк и репост.