Жизнь современного общества устроена таким образом, что любые более или менее серьезные изменения связаны с успешной реализацией разнообразных проектов и исследований — в науке, творчестве, бизнесе, в быту. Поэтому, чтобы школа по-настоящему стала «учительницей жизни», важно учить школьника основам проектно-исследовательской деятельности.
Актуальность программы.
• Соответствие ФГОС: программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
• Обеспечение единства ФГОС: расширяет реализацию требований ФГОС за пределы уроков, включая внеурочную деятельность.
• Развитие проектно-исследовательской деятельности:подчеркивает важность проектно-исследовательской деятельности как основы развития современного мира и индивидуального развития человека. Современный мир требует навыков проектной деятельности для успешной реализации изменений в различных сферах.
• Востребованность в будущем: подготовка к успешной проектной и исследовательской деятельности в старшей школе, вузе и будущей профессиональной жизни.
Назначение программы.
• Индивидуализация обучения: ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся, проявляющих интерес к гуманитарным наукам.
• Реализация интересов: предоставляет возможности для реализации индивидуальных интересов и потребностей школьников в гуманитарной сфере.
• Освоение основ проектно-исследовательской деятельности: помощь в освоении организации и осуществления проектно-исследовательской деятельности.
• Приобретение опыта: предоставление необходимого опыта для работы над индивидуальным исследованием или проектом.
• Углубленное изучение гуманитарных наук: обеспечение более глубокого изучения интересующей области гуманитарных наук.
• Развитие социальных навыков: развитие важных социальных навыков, необходимых для продуктивной социализации и гармоничного вхождения в современный мир, а именно:
o Самостоятельное осмысление задач.
o Генерирование и оформление идей.
o Уважительное отношение к чужим взглядам.
o Публичные выступления и аргументация.
o Работа со специализированными ресурсами.
• Развитие самооценки: способствует развитию адекватной самооценки школьника.
Целевая аудитория:
• Школьники, проявляющие стойкий интерес и мотивацию к предметам гуманитарного цикла и гуманитарной сфере жизни общества.
Ценностные ориентиры курса:
• Развитие критического мышления и творческого подхода к решению задач.
• Формирование навыков командной работы и эффективной коммуникации.
• Приобретение практического опыта в реализации проектов.
• Воспитание ответственности и самостоятельности.
• Предметные результаты освоения программы курса:
• Школьники должны знать: основные этапы проектной деятельности, методы выявления и анализа проблем, принципы планирования и управления проектами.
• Школьники должны уметь: формулировать цели и задачи проекта, разрабатывать план проекта, собирать и обрабатывать информацию, представлять результаты проекта в устной и письменной форме.
• Школьники должны владеть: навыками работы в команде, навыками эффективной коммуникации, навыками использования информационных технологий в проектной деятельности.
Название видеоролика: "Безопасность под угрозой: Взгляд изнутри проблем БЖД"
Цель: Обозначить актуальные проблемы в области БЖД, мотивировать учащихся к поиску решений через проектную деятельность.
Целевая аудитория: Учащиеся старших классов, изучающие предмет БЖД.
Продолжительность: Примерно 3-5 минут.
Стиль: Информативный, побуждающий к размышлению, с использованием визуальных материалов (фотографии, видеофрагменты).
Сценарий:
(0:00 - 0:15) Заставка. Тревожная музыка. Кадры: городская среда, дом, школа, природа (с акцентом на потенциальные опасности). Логотип БЖД.
• Диктор (за кадром): "Мир вокруг нас полон возможностей, но и скрытых угроз. Безопасность жизнедеятельности – это не просто предмет в школе. Это знания и навыки, которые могут спасти жизнь. Но насколько мы готовы к реальным опасностям?"
(0:15 - 1:15) Проблема 1: Информационная безопасность и фейки.
• Кадры: Экран смартфона с новостной лентой, социальные сети, фейковые новости, предупреждения МЧС.
• Диктор: "В эпоху цифровых технологий информация стала оружием. Фейковые новости о чрезвычайных ситуациях, ложные инструкции по оказанию первой помощи, дезинформация о правилах безопасности – все это может привести к панике, неправильным действиям и реальным последствиям. Как отличить правду от лжи в потоке информации? Как проверить подлинность источников? Технологии позволяют создавать убедительные подделки, и это создает серьезную угрозу."
• Визуальный ряд: Пример фейковой новости с пометкой "Фейк", демонстрация сервисов проверки информации (например, фактчекинговые сайты).
• Технологические материалы (опора): Тема "Информационная безопасность", "Опасные ситуации техногенного характера (связанные с информационными технологиями)".
(1:15 - 2:15) Проблема 2: Бытовые травмы и первая помощь. Недостаток навыков.
• Кадры: Кухня, ванная комната, лестница, игровая площадка (места, где часто происходят бытовые травмы). Сцены оказания первой помощи (правильные и неправильные действия).
• Диктор: "Дом – наша крепость, но и место, где подстерегают опасности. Ожоги, порезы, отравления, падения – бытовые травмы случаются каждый день. Но многие ли из нас знают, как правильно оказать первую помощь пострадавшему? Неправильные действия могут усугубить ситуацию и привести к трагическим последствиям. Навыки первой помощи – это не просто знание теории, это умение действовать быстро и эффективно в критической ситуации."
• Визуальный ряд: Статистика бытовых травм, инфографика с алгоритмами оказания первой помощи при разных травмах. Примеры распространенных ошибок при оказании первой помощи.
• Технологические материалы (опора): Тема "Оказание первой помощи при травмах", "Безопасность в быту".
(2:15 - 3:15) Проблема 3: Изменение климата и природные катастрофы. Неготовность к ним.
• Кадры: Наводнения, лесные пожары, ураганы, засухи (последствия изменения климата). Люди, пытающиеся справиться с последствиями стихийных бедствий.
• Диктор: "Изменение климата приводит к увеличению частоты и интенсивности природных катастроф. Наводнения, лесные пожары, ураганы становятся все более разрушительными. Готовы ли наши города и поселки к таким вызовам? Знаем ли мы, как действовать во время стихийных бедствий? Недостаток планирования, отсутствие систем раннего предупреждения и незнание правил поведения могут стоить жизни."
• Визуальный ряд: Карты климатических изменений, прогнозы стихийных бедствий, инструкции по выживанию при различных природных катастрофах.
• Технологические материалы (опора): Тема "Природные опасности", "Действия при стихийных бедствиях", "Климатические изменения и их влияние на безопасность".
(3:15 - 3:45) Призыв к действию. Кадры: Учащиеся, работающие над проектами в области БЖД, волонтеры, помогающие пострадавшим.
• Диктор: "Проблемы безопасности жизнедеятельности – это общая задача. От каждого из нас зависит, насколько безопасным будет наш мир. Не оставайтесь равнодушными! Изучайте правила безопасности, тренируйте навыки первой помощи, участвуйте в волонтерских программах, разрабатывайте проекты, направленные на повышение безопасности. Вместе мы можем сделать мир безопаснее!"
(3:45 - 4:00) Финальная заставка. Логотип БЖД. Слоган: "Безопасность – в наших руках!". Музыка становится более оптимистичной.
Вопросы для учащихся (для постановки проблемы проекта):
1. Как можно эффективно бороться с распространением фейковых новостей и дезинформации в области БЖД? Какие технологические решения можно использовать для проверки информации и информирования населения? (Проект: Разработка приложения для проверки информации об опасных ситуациях).
2. Какие тренажеры или симуляторы можно разработать для отработки навыков оказания первой помощи в домашних условиях? Как сделать обучение первой помощи более доступным и интересным? (Проект: Создание VR-тренажера для обучения оказанию первой помощи).
3. Как можно улучшить систему раннего предупреждения о природных катастрофах в вашем регионе? Какие данные можно использовать для прогнозирования и мониторинга опасных явлений? (Проект:Разработка системы мониторинга уровня воды в реке с оповещением населения об угрозе наводнения).
4. Какие меры можно предпринять для повышения безопасности в вашем доме или школе? Какие правила безопасности необходимо соблюдать, чтобы предотвратить травмы и несчастные случаи? (Проект: Создание интерактивной карты опасных мест в школе и разработка рекомендаций по повышению безопасности).
5. Как можно повысить осведомленность населения о проблемах изменения климата и их влиянии на безопасность? Какие экологические проекты можно реализовать для снижения негативного воздействия на окружающую среду? (Проект:Организация экологической акции по очистке территории от мусора и повышению осведомленности населения о проблемах экологии).
Рекомендации по визуализации:
• Используйте фотографии и видеоматериалы высокого качества.
• Добавьте титры и пояснения к видео.
• Используйте анимацию и графику для привлечения внимания.
• Соблюдайте единый стиль оформления.
Этот сценарий – лишь отправная точка. Вы можете адаптировать его под свои нужды и использовать собственные материалы. Главное – сделать видеоролик интересным, информативным и побуждающим к действию. Удачи!
КопироватьПереписатьДополнить