Сегодня предлагаю поговорить о празднике Рождества Иоанна Крестителя, в простонародии — о празднике Ивана Купалы. Популярным является мнение, что праздник по своему существу дохристианский и посвящён летнему солнцестоянию. Думаю, что в этих словах есть доля правды, но некоторые аспекты мы должны с вами прояснить.
Что значит Купала?
С именованием этого дня всё достаточно определённо. Иван Купала — это народно-христианское именование Иоанна Крестителя. Лингвист Макс Фасмер подтверждает эту взаимосвязь: греческое "baptistеs" (крестить, погружать в воду) на древнеславянский изначально переводилось как "купать". В 17 веке начала хождение идея, что Купала — это именование языческого дохристианского божества. Ранние исследователи славянской мифологии с удовольствием это мнение подхватили и активно применяли в реконструкции языческого славянского пантеона.
Это, кстати, наглядный пример проблематики изучения древнеславянских культов: у нас нет письменных источников славян дохристианского периода, поэтому здесь такая благодатная почва для спекуляций и перлов по типу Велесовой книги.
Дата праздника
Неспроста дата празднования Рождества Иоанна Крестителя приходится 24 июня с.с/7 июля н.с. Я являюсь сторонником того мнения, что христианская обрядовая составляющая легла на уже готовые формы религиозности и переработала их содержание. Обсуждаемый нами праздник – не исключение.
Обращаясь к тексту Евангелия от Луки, мы увидим, что истории Рождества Иисуса и Иоанна Крестителя имеют заметный параллелизм. В них отчетливо прослеживается мысль о том, что Иисус выше Иоанна. Эту идею в дальнейшем метафорически проецируют на световой год и синхронизируют под даты летнего и зимнего солнцестояния. Поэтому выбранные в Церкви даты Рождества Иоанна 24 июня как убывающего солнца и Рождества Иисуса 25 декабря как растущего солнца ввиду календарных несоответствий расходятся с астрономической реальностью на несколько дней.
Посудите сами:
6 октября – зачатие Иоанна Крестителя/22 сентября – осеннее равноденствие
25 марта – Благовещение Богородицы/20 марта – весеннее равноденствие
24 июня – Рождество Иоанна Крестителя/21 июня – летнее солнцестояние
25 декабря – Рождество Христово/22 декабря – зимнее солнцестояние.
Был ли бог?
Согласно историку Николаю Карамзину, Купала – бог земных плодов. Реконструкторы славянской мифологии добавляют к попечительским делам Купалы еще летнее солнце, достаток и водную стихию.
Как и псевдобог Ладо, в письменных источниках Купала впервые появляется только в 17 веке. Этому аналогу римской Цереры возносили хвалу во время сбора урожая. Праздник сопровождался сходками молодых людей, плетением венков, кружением вокруг костра под песни и прыжками через него.
👢 Под прицелом церковных критиков в этот день всегда оставался молодежный разгуляй, всякие непотребства и неистовства. Но, как оказалось, этим промышляли не только христиане на Руси, но и в Византии.
Константинопольский патриарх в XII веке отмечает, что его сограждане в канун Иоаннова рождества объедались, плясали, делали свадебные инсценировки, гадали, жгли костры и прыгали через них.
Чем обусловлена такая невоздержанность? Любой переходный период в году требовал сопроводительных символических действий, призванных помочь колесу года совершить круг и обеспечить будущее всем необходимым.
Вода, огонь и медные трубы травы
Любой обрядовый и ритуальный комплекс непременно предполагает символические действия, которые призваны помочь человеку достичь желаемого и повлиять на привычный ход вещей. Праздник Ивана Купалы – не исключение. Предлагаю сгруппировать народные традиции этого дня вокруг категорий воды, огня и трав.
🌊 Вода: купание в банях или открытых источниках до захода солнца.
🟤Символизм: уход нечисти из воды до Ильина дня, живительные свойства воды.
🔥 Огонь: разжигание костров; установление шеста с колесом; песни, пляски и прыжки через костер, скатывание горящих колес и бочек.
🟢Символизм: очистительные свойства огня, защита от порчи и колдовства, гадание на будущий брак, проживание переходного периода года.
🌱 Травы: обмен венками; поиск цветка папоротника.
🔴Символизм: особые защитные свойства растений, их магическая и целебная сила, получение сверхспособностей и власти над нечистой силой.
Отдельного упоминания стоит купальское деревце, которое для праздника специально срубали и выносили за село. Девушки украшали купайлу цветами, лентами и угощениями, водили вокруг него хороводы и всячески оберегали от парней. Завершалась история не хеппи эндом, а поджиганием купайлы или топлением его в воде. Этим участь купайлы напоминает масленичную Мору/Марену, которая тоже стала жертвой имитационной магии. По канонам сравнительного религиоведения это закономерный ритуал, цель которого и ему подобным – воздействие на природную стихию для получения нужного результата.
Что в итоге?
Иван Купала – языческий или христианский праздник? Ответ за вами.
Это однозначно яркий пример религиозного синкретизма, когда народные и христианские традиции переплетаются и образуют вместе самобытную культурную практику.