Ряд СМИ сообщает, что Трамп планирует выдвинуть Ирану ультиматум и действительно пойти на некоторые уступки, но всё же сохранить главное требование в виде отказа от обогащения урана.
Как раз то, что я предполагал в утреннем посте, что решение об участии США в войне ещё не принято и будет последняя попытка договориться. Вот только основное препятствие для сделки остаётся, а ранее Иран не демонстрировал желания идти на подобные уступки. Но события последних дней вполне могли повлиять на его позицию.
Впрочем мы на самом деле не знаем, как обе стороны оценивают результаты войны. Что правительство Израиля сидит с явно грустными лицами на совещании, что аятолла бегает по бункерам, а руководство КСИРа мрёт пачками.
Опять, кстати, нормальная государственная корпорация успешно громит закрытую кланово-непотическую организацию, которая при грозном имидже оказалась полностью недееспособной при реальной угрозе. А всё потому, что в первую приходят работать и делать карьеры, а во второй тебе вообще не нужно напрягаться, тебя всё равно взяли не работать, а по знакомству или родству.
И поводы есть у обеих сторон. По очкам Израиль однозначно ведёт, но Иран продолжает наносить удары по Израилю, чего в Тель-Авиве похоже не ожидали, особенно на первом этапе, когда ПВО было максимально готово к отражению атак, а сами атаки были не настолько массовыми, как считалось. Удары же самого Израиля не позволяют достичь заявленных целей операции, поэтому пока что она в тупике если не вмешаются США, хотя и последнее не гарантирует успех. Йемен они тоже бомбили.
Axios ещё раз подтвердил, что Трамп выступает против устранения аятоллы, так как получится ситуация: «новый незнакомый аятолла против знакомого». Так что в США вероятность краха режима оценивают как низкую.
Несмотря на то, что аятолла в Иране реально очень непопулярен (и про 20% поддержки скорее всего правда), атаки Израиля приводят к сплочению нации против внешнего врага.
Зато CNN сообщает, что американская разведка считает, что Иран не планировал в ближайшее время создавать ядерное оружие и реально находится от его создания на расстоянии примерно в три года, а не нескольких недель или месяцев, как озвучивалось до этого. В то же время удары Израиля смогли повредить лишь объект в Натанзе и отбросили программу максимум на несколько месяцев, а объект в Фордо для Израиля недосягаем.
Потенциально это позволяет США провести короткую операцию, а затем вне зависимости от её реальных результатов объявить о своей победе, так как всё равно в ближайшее время ядерного оружия у Ирана не появится, а через 3 года Трамп не будет президентом и это перестанет быть его проблемой.
По блокировке пролива пока Иран решений не принимал, у берегов Омана действительно горят танкеры, но они сами случайно друг с другом столкнулись.
Если говорить о локальных успехах, то уже днём Иран смог поразить район базы «Глигот», где находятся учебные лагеря целого ряда силовых структур Израиля, а также штаб-квартира «Моссада». Из-за низкой точности ракет попали в логистический центр спецслужб, остальные три ракеты поразили поля вокруг. Но нужно помнить, что Иран ведёт обстрелы не для нанесения реального ущерба — ракетами это сделать почти невозможно — а для демонстрации возможности доставки полезной нагрузки. И Иран сходу показал, что может поражать даже самые защищённые районы Израиля, а низкую точность можно компенсировать ядерной полезной нагрузкой, в этом смысл их действий.
Хотя косвенный эффект действия Ирана имеют, тот же Тель-Авив днём практически пуст. Некоторые СМИ сообщают о «панике», однако паники здесь нет, а вот разумная осторожность жителей есть. Но пока жители сидят по убежищам или покидают город — они не работают, а Израиль помимо затрат непосредственно на военную операцию несёт затраты от падения деловой активности. Учитывая, что в году 52 недели, то всего 1 неделя простоя государства — это потеря примерно 2% ВВП. Конечно кто-то всё равно работает, но вот этот ущерб экономике, когда вся страна сидит по убежищам, не стоит недооценивать. Впрочем в Тегеране ситуация не лучше.