Найти в Дзене

Базовые вращения: разбираем элементы фигурного катания

Фигурное катание завораживает миллионы зрителей по всему миру. Сложнейшие прыжки, плавные дорожки шагов, но особое место в сердцах поклонников занимают вращения - те магические моменты, когда фигурист превращается в живой торнадо на льду, вращаясь с головокружительной (в прямом смысле) скоростью и демонстрируя невероятную гибкость. Тут подробно рассказывала о вращениях, их названии и стоимости. В арсенале любого фигуриста есть три базовых вращения, которые стали основой всего искусства на льду: Каждое из вращений имеет свою уникальную историю, технику исполнения и характерные особенности. Эти три базовых элемента - настоящие киты фигурного катания, на которых строится все мастерство спортсменов. Давайте разбираться по очереди. Название "винт" появилось благодаря характерному движению фигуриста во время вращения. Спортсмен стоит на одной ноге и вращается вокруг вертикальной оси, напоминая винт, который ввинчивается в лед. В международной терминологии это вращение называется "upright spi
Оглавление

Фигурное катание завораживает миллионы зрителей по всему миру. Сложнейшие прыжки, плавные дорожки шагов, но особое место в сердцах поклонников занимают вращения - те магические моменты, когда фигурист превращается в живой торнадо на льду, вращаясь с головокружительной (в прямом смысле) скоростью и демонстрируя невероятную гибкость.

Тут подробно рассказывала о вращениях, их названии и стоимости.

В арсенале любого фигуриста есть три базовых вращения, которые стали основой всего искусства на льду:

Три вращения в фигурном катании
Три вращения в фигурном катании
  1. Винт (вращение стоя);
  2. Волчок (вращение сидя);
  3. Либела (вращение в ласточке).

Каждое из вращений имеет свою уникальную историю, технику исполнения и характерные особенности. Эти три базовых элемента - настоящие киты фигурного катания, на которых строится все мастерство спортсменов.

Вращения в фигурном катании
Вращения в фигурном катании

Давайте разбираться по очереди.

Винт: вращение стоя

Винт - вращение стоя
Винт - вращение стоя

Название "винт" появилось благодаря характерному движению фигуриста во время вращения. Спортсмен стоит на одной ноге и вращается вокруг вертикальной оси, напоминая винт, который ввинчивается в лед. В международной терминологии это вращение называется "upright spin" (вертикальное вращение), но русское название "винт" прижилось и стало привычным для отечественных любителей фигурного катания.

Винт - это самое естественное и базовое вращение в фигурном катании. Именно с него начинают обучение юные фигуристы, поскольку позиция стоя является наиболее устойчивой и безопасной для освоения принципов вращения на льду.

Техника выполнения винта

Техника винта кажется простой только на первый взгляд. Фигурист должен:

1. Войти во вращение - обычно с небольшого разбега, выполняя несколько подготовительных шагов для набора скорости вращения.

2. Принять базовую позицию - встать на опорную ногу (чаще всего правую ногу - для вращения против часовой стрелки), вторую ногу согнуть в колене.

3. Поддерживать вертикальную ось - тело должно быть строго перпендикулярно льду, без наклонов в стороны.

4. Контролировать руки - руки могут находиться в различных позициях: прижаты к телу для увеличения скорости, разведены в стороны для баланса, или выполнять различные художественные движения.

5. Завершить вращение - плавно выйти из позиции, сохранив равновесие.

Покажу, как выглядит винт в программе:

Александра Трусова, вращение стоя
Александра Трусова, вращение стоя

Ключевой секрет красивого винта - в работе со свободной ногой. Она может быть согнута (классическая позиция), выведена вперед, в сторону, или выполнять различные движения во время вращения. Именно вариации положения свободной ноги создают множество разновидностей винта: простой винт, винт со сменой ноги, винт с вариациями рук.

Но есть ещё вращения, которые можно отнести к вращениям стоя.

Сложные вариации вращения стоя, кроме базовой позиции:

1. Затяжка - элемент, при котором фигурист вращается в положении стоя, держа одну ногу под углом.

Затяжка
Затяжка

2. Заклон - вращение выполняется с сильным глубоким прогибом тела назад (или в сторону) и откинутой назад головой.

Заклон
Заклон

3. Бильман - элемент, где фигурист вращается на одной ноге, поднимая вторую за спиной и удерживая её двумя руками над головой.

Бильман
Бильман

Стоимость в программах

В современной системе оценивания ISU винт имеет базовую стоимость:

  • Простой винт (минимум 8 оборотов) - 1.2 балла (первый уровень);
  • Винт с вариациями позиций - от 1.5 до 2.4 баллов в зависимости от сложности (второй - четвертый уровень);
  • Винт со сменой ноги - дополнительно +0.5 балла;
  • Комбинированное вращение с включением винта от 2.5 до 3.5 баллов.

Судьи оценивают не только техническое исполнение, но и центровку (насколько фигурист остается на одном месте), скорость вращения и плавность переходов между позициями.

Волчок: вращение сидя

Волчок
Волчок

Название "волчок" пришло из детской игрушки - того самого волчка, который крутится на острой оси, сохраняя равновесие благодаря центробежной силе. В позиции сидя фигурист действительно напоминает эту игрушку: низкий центр тяжести, компактная форма и стремительное вращение.

В международной терминологии это вращение называется "sit spin" (вращение сидя), но и здесь название отражает суть элемента. Волчок считается одним из самых технически сложных базовых вращений, требующим отличной физической подготовки и гибкости.

Техника выполнения волчка

1. Вход во вращение - выполняется с более энергичного разбега, чем для винта, поскольку нужно больше энергии для поддержания вращения в низкой позиции.

2. Переход в сидячую позицию - фигурист приседает на опорной ноге, при этом бедро должно быть параллельно льду (классический волчок) или ниже.

3. Позиция свободной ноги - нога выводится вперед и должна быть максимально выпрямлена.

4. Положение корпуса - спина остается прямой, руки могут быть в различных позициях.

5. Контроль центровки - самое сложное в волчке: удержать центр вращения на одном месте при низкой посадке.

Покажу, как выглядит волчок в программе:

Александра Трусова - вращение сидя
Александра Трусова - вращение сидя

Классический волчок требует, чтобы бедро опорной ноги было параллельно льду, а свободная нога была полностью выпрямлена. Существует множество вариаций: волчок с захватом (когда рука держит лезвие свободной ноги), волчок с изменением позиции рук, волчок Бильмана (с захватом лезвия над головой).

Вариации волчка:

1. Волчок с ногой впереди (базовый).

Классический волчок
Классический волчок

Корпус в данном варианте необходимо положить как можно плотнее к ноге.

2. Волчок с ногой в стороне.

Вариация волчка
Вариация волчка

Эта вариация вращения также должна включать движение части тела (руки,корпуса, головы), которая требует большой физической силы и влияет на баланс основной части тела. Корпус развёрнут, поэтому это считается более усложнённой версией волчка.

3. Волчок с ногой сзади.

Вариация волчка
Вариация волчка

Эта позиция волчка считается самой лёгкой.

Стоимость в программах

Волчок оценивается выше винта из-за повышенной сложности:

  • Простой волчок - 1.3 балла (первый уровень);
  • Волчок с вариациями - от 1.6 до 2.5 баллов (второй - четвёртый уровень);
  • Волчок с захватом - дополнительно +0.3 балла;
  • Волчок со сменой ноги - дополнительно +0.5 балла.

Особенно высоко ценятся волчки с необычными позициями рук и вариациями свободной ноги, демонстрирующие креативность и техническое мастерство фигуриста.

Либела: вращение в ласточке

Либела
Либела

Название "либела" имеет красивую историю происхождения. Оно произошло от латинского слова "libella", что означает "стрекоза". Действительно, фигурист в позиции либела напоминает стрекозу, зависшую над водой: горизонтальная позиция тела, изящно вытянутая свободная нога, грациозные руки.

В англоязычной терминологии это вращение называется "camel spin" (верблюжье вращение), что связано с характерным изгибом спины, напоминающим горб верблюда. Однако русское название "либела" гораздо более поэтично и лучше передает красоту этого элемента.

Либела считается самым красивым и артистичным из базовых вращений, поскольку позволяет фигуристу продемонстрировать линии тела, гибкость и грацию.

Техника выполнения либелы

Либела требует отличной координации и гибкости:

1. Вход во вращение - может выполняться как с прямого входа, так и через прыжок во вращение;

2. Принятие горизонтальной позиции - корпус наклоняется вперед, при этом спина должна быть параллельна льду;

3. Позиция свободной ноги - нога поднимается назад и вверх, создавая прямую линию с корпусом;

4. Работа рук - руки могут быть разведены в стороны (создавая образ птицы), вытянуты вперед, или выполнять различные художественные движения;

5. Контроль равновесия - самое сложное в либеле: поддержание горизонтального положения при вращении.

Показываю, как либела выглядит в программе:

Александра Трусова - вращение в либеле
Александра Трусова - вращение в либеле

Качественная либела характеризуется:

  • Идеально прямой линией от кончиков пальцев до носка свободной ноги;
  • Высоким подъемом свободной ноги (минимум до уровня бедра);
  • Устойчивой центровкой;
  • Плавными, контролируемыми движениями.

Вариации либелы

Существует множество красивых вариаций либелы:

1. Классическая либела - руки в стороны, свободная нога назад.

Либела
Либела

2. Либела с захватом - одна рука держит лезвие свободной ноги.

Либела с захватом одной рукой (кольцо)
Либела с захватом одной рукой (кольцо)

3. Либела Бильмана - обе руки захватывают лезвие, создавая кольцо.

Полубильман
Полубильман

4. Либела вбок - рука захватывает лезвие, создавая кольцо, но спортсмен поворачивает это "кольцо" вбок.

Бублик
Бублик
Сейчас фигуристки придумывают всё больше вариаций, чтобы украсить программу. Про каждое вращение напишу отдельную статью - подписывайтесь, чтобы не пропустить.

Стоимость в программах

Либела имеет следующую стоимость:

  • Простая либела - 1.4 балла (первый уровень);
  • Либела с вариациями - от 1.8 до 2.6 баллов (второй - четвёртый уровень);
  • Либела с захватом - дополнительно +0.4 балла;
  • Либела со сменой ноги - дополнительно +0.5 балла.

Либела особенно ценится судьями за артистическую составляющую. Красивые линии тела, выразительность и музыкальность исполнения могут значительно повысить компонентные оценки программы.

Как различить вращения: гид для зрителей

Три базовых вращения в фигурном катании
Три базовых вращения в фигурном катании

Для неподготовленного зрителя все вращения могут показаться похожими, но научиться их различать довольно просто:

По положению тела:

- Винт: фигурист стоит вертикально;

- Волчок: фигурист присел, как будто сидит на невидимом стуле;

- Либела: фигурист наклонился горизонтально.

По положению свободной ноги:

- Винт: нога может быть в любой позиции, но часто согнута назад;

- Волчок: нога вытянута вперед, параллельно льду;

- Либела: нога поднята назад и вверх, создавая линию с корпусом.

По сложности удержания:

- Винт: наиболее естественная позиция, легче всего держать равновесие;

- Волчок: требует силы ног, труднее удерживать центровку;

- Либела: требует гибкости и координации, сложно поддерживать горизонтальное положение.

По артистическому эффекту:

- Винт: демонстрирует контроль и мастерство;

- Волчок: показывает силу и техническое мастерство;

- Либела: создает образ полета и грации.

Развитие базовых вращений

Современное фигурное катание постоянно развивается, и базовые вращения тоже эволюционируют. Фигуристы изобретают новые позиции, комбинируют различные элементы, создают уникальные переходы между вращениями.

Особенно популярными стали комбинированные вращения, где фигурист последовательно выполняет все три базовых позиции в одном элементе. Такие вращения имеют высокую стоимость (до 3.5 баллов) и позволяют продемонстрировать универсальность спортсмена.

Технические инновации также влияют на развитие вращений. Улучшение качества льда, совершенствование коньков, развитие методик тренировок - все это позволяет фигуристам выполнять вращения с большей скоростью, дольше и в более сложных позициях.

Ещё один вид вращений!

Также есть так называемые вращения из "небазовой" позиции. Это вращение не относится ни к одной подгруппе, и, как правило, выполняется в комбинации с другими вращениями. Покажу один из примеров.

Пример (не)базовой позиции
Пример (не)базовой позиции

Тренировка базовых вращений

Обучение базовым вращениям - это длительный процесс, который начинается с самых основ:

1. Винт изучается первым, обычно через 1-2 года после начала занятий.

2. Волчок осваивается через 2-3 года, когда ноги достаточно окрепли.

3. Либела требует 3-4 года подготовки из-за необходимости развития гибкости.

Каждое вращение требует специальных упражнений вне льда: растяжка для либелы, приседания для волчка, работа над координацией для винта.

Базовые вращения в фигурном катании - это не просто технические элементы, а основа всего искусства на льду. Винт, волчок и либела каждый по-своему прекрасны и необходимы. Они учат фигуристов контролю, силе и грации, а зрителям дарят незабываемые моменты красоты и совершенства. Эти три кита будут оставаться основой фигурного катания еще многие десятилетия, продолжая вдохновлять новые поколения спортсменов на достижение новых высот мастерства.

Какое вращение вам нравится больше всего? Делитесь в комментариях.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые статьи!