«...Просто вращая вот эту ручку, любой из вас производит до трех сонат в час. А с каким трудом давалось это вашим предкам. Они могли творить, только доведя себя до припадков „вдохновения“ — неизвестная форма эпилепсии»
Е. Замятин «Мы»
Вступление
В последние три года мир изменился до неузнаваемости. Люди стали пользоваться нейросетями в повседневной жизни. Искусственный интеллект может дать ответ на любой вопрос, помочь структурировать текст, создать изображение или видео, написать сюиту или песню. В умелых руках нейросети творят арт-объекты, которые часто не уступают творчеству настоящих профессионалов своего дела. За несколько лет искусственный интеллект почти сравнялся с человеком по умению выполнять интеллектуальную работу. Такие сервисы, как Suno и Udio могут писать песни с нуля. В них есть музыка, построенная по законам формы, словесный текст, наполненный смыслом. Кажется, что вот-вот труд композитора станет пережитком прошлого, как профессия телефонистки или лифтёра. Но, так ли это на самом деле? Предлагаю проследить путь становления нейросетей музыкальной направленности с самого начала:
Как компьютеры начали сочинять музыку
Прогноз Ады Лавлейс
Сочинение музыки машиной еще 1843 году предсказала первый программист в истории Ада Лавлейс. В комментариях к лекции Чарльза Бэббиджа об Аналитической машине Ада предрекала, что «аналитическая машина способна создавать алгебраические формулы, а в перспективе — писать музыку, писать картины».
"Иллиак-сюита для струнного квартета"
Прошло более ста лет, и в 1946 году был создан ENIAC – первый электронный компьютер. Предназначенный для военных расчетов, он дал толчок развитию компьютерной музыки. В 1957 году появился компьютер ILLIAC I, который запрограммировали композитор Леджарен Хиллер и математик Леонард Айзексон. Под их началом компьютер написал «Иллиак-сюиту для струнного квартета» – первое в истории музыкальное произведение, полностью сгенерированное компьютером.
В 1960 году русский исследователь Рудольф Хафизович Зарипов совершил прорыв, опубликовав первую в мире научную работу, посвященную алгоритмическому сочинению музыки. Он использовал ЭВМ УРАЛ-1 для разработки алгоритмов, позволяющих машине создавать музыкальные композиции.
Синтезатор Роберта Муга
В середине 20 века произошла еще одна революция в мире музыки – создание аналоговых синтезаторов. В 1967 году Роберт Муг представил свой первый синтезатор, который мог генерировать совершенно новые звуки. Этот инструмент стал идеальным спутником для компьютеров, позволяя не только записывать и обрабатывать музыку, но и исполнять ее в реальном времени.
Параллельно с развитием синтезаторов велись разработки в области программного обеспечения для автоматического сочинения музыки. В 1965 году Рэймонд Курцвейл создал программу, способную распознавать музыкальные закономерности и на их основе создавать новые композиции.
В 1989 году корпорация Yamaha разработала программное обеспечение Kansei, которое использовало обработку музыкальной информации и методы искусственного интеллекта, чтобы решить проблему транскрипции для простых мелодий.
EMI программа-композитор
В 1997 году программа EMI (Experiments in Musical Intelligence) смогла превзойти человека-композитора в имитации стиля Баха. Этот важный рубеж, показавший, что искусственный интеллект может писать музыку, неотличимую от созданной человеком. Здесь можно добавить, что музыка эпохи Барокко имеет ряд строгих ограничений и правил, что способствует облегчению восприятия такой музыки машиной.
«Iamus' Opus 1»
Компьютер Iamus, разработанный в Малагском университете в Испании, создал «Iamus' Opus 1» – первое в истории произведение современной классической музыки, полностью сгенерированное искусственным интеллектом в 2010 году. Примечательно, что компьютер мог создать оригинальную композицию в различных музыкальных стилях всего за восемь минут.
Заключение
Современные сервисы, использующие искусственный интеллект, способны создавать музыкальные композиции всего за минуту. Эта скорость поражает, и качество с каждым годом растет. Однако стоит задуматься о сути музыки как искусства. Музыка, как и другие формы творчества, отражает реальность, передает чувства и мысли человека. Без личного смысла, без души, вложенной автором, даже самая технически совершенная композиция остается лишь оболочкой – набором слов и звуков.
Неподготовленная публика часто воспринимает развитие искусственного интеллекта в творчестве с опаской. Возникают опасения, что ИИ заменит человека в искусстве, но это вряд ли произойдет в ближайшем будущем. Для создания музыки, пусть даже имитирующей современную, нейросети необходимо обучение. Авторы музыкальных произведений загружают в них огромные массивы существующих песен, созданных людьми. Но здесь возникает этическая и юридическая дилемма. Многие авторы выступают против использования их произведений для обучения нейросетей, считая это нарушением авторских прав. Это означает, что в будущем, возможно, каждому пользователю придется самостоятельно обучать нейросеть, используя собственные музыкальные предпочтения и наработки. И вот тут возникает интересный поворот: вольно или невольно, человек, желающий получить уникальную музыку от ИИ, будет вынужден сам приобщиться к творчеству, развивая свой вкус и понимание музыки. Таким образом, развитие нейросетей может не только не заменить человека в искусстве, но и стимулировать его творческий потенциал.
Материалы:
https://dl.acm.org/doi/epdf/10.1145/4468.4469
Artificial Intelligence and Music: History and the Future Perceptive. International Journal of Applied Research. 7 (2): 272–275. doi:10.22271/allresearch.2021.v7.i2e.8286 — Academia.edu.
В группе ВК "Иллиак-сюиту" можно послушать "Иллиак-сюиту" https://vk.com/public221848593