Найти в Дзене

Нейросети и музыка

«...Просто вращая вот эту ручку, любой из вас производит до трех сонат в час. А с каким трудом давалось это вашим предкам. Они могли творить, только доведя себя до припадков „вдохновения“ — неизвестная форма эпилепсии» Е. Замятин «Мы» В последние три года мир изменился до неузнаваемости. Люди стали пользоваться нейросетями в повседневной жизни. Искусственный интеллект может дать ответ на любой вопрос, помочь структурировать текст, создать изображение или видео, написать сюиту или песню. В умелых руках нейросети творят арт-объекты, которые часто не уступают творчеству настоящих профессионалов своего дела. За несколько лет искусственный интеллект почти сравнялся с человеком по умению выполнять интеллектуальную работу. Такие сервисы, как Suno и Udio могут писать песни с нуля. В них есть музыка, построенная по законам формы, словесный текст, наполненный смыслом. Кажется, что вот-вот труд композитора станет пережитком прошлого, как профессия телефонистки или лифтёра. Но, так ли это на самом
Оглавление
Павел Филонов. Ударники, 1935 (фрагмент)
Павел Филонов. Ударники, 1935 (фрагмент)
«...Просто вращая вот эту ручку, любой из вас производит до трех сонат в час. А с каким трудом давалось это вашим предкам. Они могли творить, только доведя себя до припадков „вдохновения“ — неизвестная форма эпилепсии»
Е. Замятин «Мы»

Вступление

В последние три года мир изменился до неузнаваемости. Люди стали пользоваться нейросетями в повседневной жизни. Искусственный интеллект может дать ответ на любой вопрос, помочь структурировать текст, создать изображение или видео, написать сюиту или песню. В умелых руках нейросети творят арт-объекты, которые часто не уступают творчеству настоящих профессионалов своего дела. За несколько лет искусственный интеллект почти сравнялся с человеком по умению выполнять интеллектуальную работу. Такие сервисы, как Suno и Udio могут писать песни с нуля. В них есть музыка, построенная по законам формы, словесный текст, наполненный смыслом. Кажется, что вот-вот труд композитора станет пережитком прошлого, как профессия телефонистки или лифтёра. Но, так ли это на самом деле? Предлагаю проследить путь становления нейросетей музыкальной направленности с самого начала:

Как компьютеры начали сочинять музыку

Прогноз Ады Лавлейс

Сочинение музыки машиной еще 1843 году предсказала первый программист в истории Ада Лавлейс. В комментариях к лекции Чарльза Бэббиджа об Аналитической машине Ада предрекала, что «аналитическая машина способна создавать алгебраические формулы, а в перспективе — писать музыку, писать картины».

"Иллиак-сюита для струнного квартета"

Прошло более ста лет, и в 1946 году был создан ENIAC – первый электронный компьютер. Предназначенный для военных расчетов, он дал толчок развитию компьютерной музыки. В 1957 году появился компьютер ILLIAC I, который запрограммировали композитор Леджарен Хиллер и математик Леонард Айзексон. Под их началом компьютер написал «Иллиак-сюиту для струнного квартета» – первое в истории музыкальное произведение, полностью сгенерированное компьютером.

ILLIAC I (https://physics.illinois.edu/people/history/ILLIAC-)
ILLIAC I (https://physics.illinois.edu/people/history/ILLIAC-)

В 1960 году русский исследователь Рудольф Хафизович Зарипов совершил прорыв, опубликовав первую в мире научную работу, посвященную алгоритмическому сочинению музыки. Он использовал ЭВМ УРАЛ-1 для разработки алгоритмов, позволяющих машине создавать музыкальные композиции.

Синтезатор Роберта Муга

В середине 20 века произошла еще одна революция в мире музыки – создание аналоговых синтезаторов. В 1967 году Роберт Муг представил свой первый синтезатор, который мог генерировать совершенно новые звуки. Этот инструмент стал идеальным спутником для компьютеров, позволяя не только записывать и обрабатывать музыку, но и исполнять ее в реальном времени.

Роберт Муг и его синтеазторы (https://ru.wikipedia.org/wiki/Moog)
Роберт Муг и его синтеазторы (https://ru.wikipedia.org/wiki/Moog)

Параллельно с развитием синтезаторов велись разработки в области программного обеспечения для автоматического сочинения музыки. В 1965 году Рэймонд Курцвейл создал программу, способную распознавать музыкальные закономерности и на их основе создавать новые композиции.

В 1989 году корпорация Yamaha разработала программное обеспечение Kansei, которое использовало обработку музыкальной информации и методы искусственного интеллекта, чтобы решить проблему транскрипции для простых мелодий.

EMI программа-композитор

В 1997 году программа EMI (Experiments in Musical Intelligence) смогла превзойти человека-композитора в имитации стиля Баха. Этот важный рубеж, показавший, что искусственный интеллект может писать музыку, неотличимую от созданной человеком. Здесь можно добавить, что музыка эпохи Барокко имеет ряд строгих ограничений и правил, что способствует облегчению восприятия такой музыки машиной.

«Iamus' Opus 1»

Компьютер Iamus, разработанный в Малагском университете в Испании, создал «Iamus' Opus 1» – первое в истории произведение современной классической музыки, полностью сгенерированное искусственным интеллектом в 2010 году. Примечательно, что компьютер мог создать оригинальную композицию в различных музыкальных стилях всего за восемь минут.

Вид сбоку компьютера Iamus(https://en.wikipedia.org/wiki/Iamus_(computer))
Вид сбоку компьютера Iamus(https://en.wikipedia.org/wiki/Iamus_(computer))

Заключение

Современные сервисы, использующие искусственный интеллект, способны создавать музыкальные композиции всего за минуту. Эта скорость поражает, и качество с каждым годом растет. Однако стоит задуматься о сути музыки как искусства. Музыка, как и другие формы творчества, отражает реальность, передает чувства и мысли человека. Без личного смысла, без души, вложенной автором, даже самая технически совершенная композиция остается лишь оболочкой – набором слов и звуков.

Неподготовленная публика часто воспринимает развитие искусственного интеллекта в творчестве с опаской. Возникают опасения, что ИИ заменит человека в искусстве, но это вряд ли произойдет в ближайшем будущем. Для создания музыки, пусть даже имитирующей современную, нейросети необходимо обучение. Авторы музыкальных произведений загружают в них огромные массивы существующих песен, созданных людьми. Но здесь возникает этическая и юридическая дилемма. Многие авторы выступают против использования их произведений для обучения нейросетей, считая это нарушением авторских прав. Это означает, что в будущем, возможно, каждому пользователю придется самостоятельно обучать нейросеть, используя собственные музыкальные предпочтения и наработки. И вот тут возникает интересный поворот: вольно или невольно, человек, желающий получить уникальную музыку от ИИ, будет вынужден сам приобщиться к творчеству, развивая свой вкус и понимание музыки. Таким образом, развитие нейросетей может не только не заменить человека в искусстве, но и стимулировать его творческий потенциал.

Материалы:

https://dl.acm.org/doi/epdf/10.1145/4468.4469

Artificial Intelligence and Music: History and the Future Perceptive. International Journal of Applied Research. 7 (2): 272–275. doi:10.22271/allresearch.2021.v7.i2e.8286Academia.edu.

В группе ВК "Иллиак-сюиту" можно послушать "Иллиак-сюиту" https://vk.com/public221848593