Храмы Ярославля
Храм, самым краем попавший мне справа в объектив смартфона, когда я снимал вид на Которосль со смотровой площадки, — церковь Богоявления Господня, построенная в 1684—1693 годах на средства купца гостиной сотни Алексея Авраамовича Зубчанинова. Фасады у неё очень красиво украшены муравлёными изразцами.
Муравлёными — потому что покрытые прозрачной глазурью цвета травы-муравы, то есть зелёной.
А следующей покажу вблизи церковь Михаила Архангела, или Михайло-Архангельский гарнизонный храм. Построен он в 1657-1682 годах и представляет собой, как и церковь Богоявления Господня, типичный образец ярославской школы зодчества: ассиметричный храм с колокольней в северо-западном углу и крытыми приделами по всему периметру основного здания.
Дальше идём к церкви Спаса на Городу.
Архитектура уже узнаваема, но у этой церкви есть одна особенность — она почти что киноактриса.
За этой церковью находится бывший стадион «Спартаковец», который мы когда-то видели в фильме «Большая перемена».
Помните, как Нестор Петрович приходит на стадион в поисках своего ученика Фукина?
А церковь — вон она, за спиной у Нестора.
Повторить кадр я, естественно, не пытался, да и не смог бы, футбольных ворот на стадионе уже давно нет, он используется для проведения различных городских мероприятий, а также является местом для любителей бега трусцой и всякого прочего ЗОЖ-а.
А на следующей фотографии можно увидеть Московский мост. Очень удачным местом для окончания субботнего вечера этот мост оказался, но об этом — в конце статьи.
Идя дальше по набережной, оставили внизу парк Подзеленье, Даманский остров и Стрелку, полуостров на слиянии Которосли с Волгой, но тогда мы шли в составе экскурсии, и вниз просто не спускались, смотрели на празднование Дня города сверху.
На Стрелку придём попозже, уже самостоятельно.
Пока же отправились к Успенскому собору.
Самый первый каменный храм Ярославля был выстроен в 1215-1219 годах, и освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. Во время пожара 1501 года у церкви обрушились своды, и заново она была отстроена в 1516 году.
В дальнейшем храм ещё несколько раз перестраивается, и к началу XX века он выглядел как на фотографии Прокудина-Горского, представленной ниже.
Однако в 1937 году собор был взорван, а то здание, что мы видим сегодня, — новострой, не имеющий никакого отношения к верхневолжской архитектурной школе, а больше похожий по своему стилю на школу московскую, что и не удивительно, ведь конкурс выиграл архитектор из Москвы, участвовавший в восстановлении Храма Христа Спасителя.
Ну и как обычно у нас — не смогли удержаться от помпезности и гигантизма, выстроив в исторической части Ярославля новодел высотой 50 метров до основания креста, что вызвало недовольство Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Дело в том, что исторический центр Ярославля с 2005 года внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, но такие вот действия со стороны наших руководителей различного ранга и масштаба могут привести к тому, что он рискует оказаться совсем в другом списке, называемом «Наследие в опасности».
Пока вроде бы всё улеглось, на сессии 2015 года комитет Всемирного наследия рекомендовал Российской Федерации пересмотреть строительные регламенты, и теперь собор, скорее всего, останется без колокольни, поскольку проектная совсем уж неприлично высока для исторического центра, целых 70 метров, и если её всё-таки решатся возводить, то про ЮНЕСКО можно забыть навсегда, это уж как пить дать!
Поэтому сейчас колокольни нет, вместо неё имеется звонница, устроенная рядом с собором на открытой площадке.
В общем, всё как обычно: хотели сделать как лучше, а получилось как всегда.
Но сам храм, конечно, красивый, и хоть не согласуется с архитектурной школой Ярославля по форме, то хотя бы об традиционном украшении фасадов изразцами не позабыли.
Пять основных цветов ярославского изразца: белый, жёлтый, зелёный, синий, красно-коричневый.
Ну и орнаментальные панно над входами в храм тоже впечатляют.
На панно «Покров Богородицы» можно рассмотреть, что она осеняет своей защитой четыре города, представленные главными соборами: Ростов Великий, Переславль-Залесский, Рыбинск и, конечно же, Ярославль. Ярославский Успенский собор изображён слева от зрителя, и вот там, на этом панно, мы как раз и можем увидеть, как выглядела бы колокольня рядом с ним.
Ещё раз бросим взгляд на собор от мемориала «Вечный огонь».
Православный собор, видный в просвете между двумя частями памятника — воинам и труженикам тыла, — символично, я бы сказал.
Ещё два слова о Часовне Александра Невского, или, если иначе, — Часовне в память 17 октября 1888 года во имя святого Александра Невского.
Выстроена она на том месте, где состоялся торжественный молебен в благодарность Господу за чудесное спасение семьи Александра III при крушении поезда.
А вот к главной церкви Ярославля, Ильинской, или же по-другому — церкви Ильи Пророка, мы близко так и не подошли, и всё как раз из-за празднования Дня города.
Главная площадь и подходы к ней были закрыты для посещения, пройти через кордоны полиции и курсантов Военно-космической академии имени Можайского можно было, только имея приглашение на мероприятие или какой-то другой пропуск.
Считается, что стоит эта церковь как раз на том месте, где Ярослав Мудрый победил зверя лютого и, поставив там крест, повелел начать строительство города, а на месте установленного креста срубить храм.
А поскольку происходило сие событие в Ильин день, то и храм возвели во имя пророка Ильи.
Правда, вечером смогли подойти уже чуть поближе, когда на площади проводился концерт.
(Уж не судите строго, но это я там пытаюсь подпевать за кадром.)
Вышел в степь Донецкую!
И ещё обо всём понемногу
Ну и вернёмся в утро субботы, в то время, когда у нас началась экскурсия «Ярославль вдоль и поперёк».
Как я уже рассказывал, сбор группы был назначен у памятника основателю первого русского народного театра Фёдору Волкову, который у местных именуется (опять извините) «Мужик в колготках».
Фёдор Григорьевич Волков, уроженец Костромы, известен тем, что является основателем первого профессионального театра в России.
Известен, естественно, в узких кругах, имеющих отношение к театральной жизни. По крайней мере, я до недавнего времени ничего о нём не знал.
Первое специальное театральное здание открылось под руководством Волкова в Ярославле на Никольской улице 7 января 1751 года, и его принято считать первым русским публичным общедоступным профессиональным театром.
Нынешнее, естественно, к тому, самому первому, никакого отношения не имеет, выстроено оно было в 1911 году, но в память о великом земляке носит его имя.
У здания здания областной филармонии установлен памятник ещё одному знаменитому человеку, уроженцу Ярославля — оперному певцу Леониду Собинову.
Уж о нём-то, в отличие от Волкова, я знал.
Из архитектурных памятников в центре города обращает на себя внимание ансамбль Гостиного двора, от которого сохранились только ротонда и восточная часть северного корпуса.
В ротонде недавно открылся ресторан, а до этого она долго была бесхозной.
Южный корпус Гостиного двора сильно пострадал во время артобстрелов, которым в 1918 году подвергся Ярославль, в тот период Красная Армия подавляла антибольшевистское восстание горожан и членов организации Бориса Савинкова, и очень много зданий, архивных документов, музейных и художественных ценностей города было просто уничтожено.
Знаменская (Власьева) башня, одна из трёх сохранившихся башен Земляного города, нынешнего исторического центра Ярославля.
Выстроена, предположительно, около 1658 года, также имела название Углицкие ворота, поскольку через неё шла дорога на Углич.
В петровские времена при проезде через ворота Знаменской башни с путников взимали налог за ношение бороды и старинной одежды.
Ниша, куда налогосборщики складывали деньги, сохранилась, а дверца до недавнего времени даже не закрывалась на замок. Экскурсовод наша сильно удивилась, увидев, что дверца заперта.
И ещё немного разной городской архитектуры.
Здание Губернских присутственных мест, выстроенное в 80-е годы XVIII века по проекту архитектора Левенгагена.
Усадьба купца Ивана Александровича Вахрамеева, единственное здание в городе, выстроенное в стиле елизаветинского барокко.
Вахромеев, в бытность свою ярославским городским головой, значительно благоустроил город: при нем были вымощены улицы, сооружен водопровод и устроено электроосвещение, появился трамвай, и большинство из этих улучшений он проводил на собственные средства. Также на деньги Вахрамеева была отреставрирована церковь Ильи Пророка.
У Лены возник резонный вопрос: а сейчас в России есть такие люди, которые не из бюджета себе в карман, а из своего кармана — да на благо города?
У меня ответ только один...
Дом Болконского на Волжском спуске — двухэтажный особняк конца XVIII века.
Во время Отечественной войны 1812 года в этом здании находился госпиталь для раненых офицеров и его связывают с романом «Война и мир», а точнее — с Андреем Болконским, который умирал в вымышленном Львом Толстым «доме купца Бронникова» на Волжской набережной.
Сам же Волжский спуск — это русло высохшего ручья на дне бывшего Медведицкого оврага, который являлся рвом, защищавшим Рубленый город, или, по-другому, старый кремль Ярославля, от неприятеля. Располагался он по правую сторону от оврага.
А ещё на дне того же самого Медведицкого оврага находится бывший стадион «Спартаковец», историю про Нестора Петровича смотрите выше.
И ещё одно интересное здание — Гастроном №1, или «Елисеевский».
Купцы Елисеевы тоже были родом с Ярославщины, однако знаменитого Елисеевского гастронома на их родине никогда не было. Братья Григорий и Степан открывали свои магазины в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Париже, Лондоне, Варшаве, Берлине, а вот в Ярославле местные предприниматели сделали это аж в 2013 году.
Данный магазин — сборное воплощение. Лепнина фронтона напоминает о московском гастрономе на Тверской, металлический декор на фасаде — от киевского, не сохранившегося до наших дней, магазина, петербургский «Елисеевский» представлен четырьмя бронзовыми фигурами, олицетворяющими античных богов, покровителей торговли, промышленности, науки и искусства.
Общее впечатление
После того, как Пётр I прорубил окно в Европу, Ярославль постепенно потерял своё преимущество торгового города, и он потихоньку стал приходить в упадок. Правда развитие промышленности немного укрепило пошатнувшуюся экономику, но всё равно, из второго по величине и значимости, каковым он был в России в начале XVIII века, к началу века XX это уже двенадцатый по величине город.
В советское время промышленные предприятия продолжали активно развиваться в Ярославле, и он даже мог бы стать городом-миллионником, однако перестройка 80-х и лихие 90-е опять помешали ему в развитии.
В общем, итоговое впечатление таково: деньги в городе есть, пусть даже и небольшие, не такие, как в столице, но имеются. По крайней мере, видно, что идёт реставрация старинных зданий, рейсовые автобусы и троллейбусы не являют собой ужасающее зрелище, а выглядят весьма прилично.
И надписи на них очень здорово смотрятся!
Улицы чистые, в воскресенье утром, после празднования Дня города, достаточно оперативно стали убирать мусор после гуляющих.
Если не придираться и сильно не присматриваться, то всё более-менее в норме.
Но ма-а-а-аленький червячок всё же точит!
Городу — 1015 лет, грандиозное празднование, куча мероприятий, несколько концертных площадок, Стрелка в полном распоряжении отдыхающих, то есть видно, что денег потрачено немало.
Но если чуть внимательнее глянуть под ноги, то выбоины на тротуарах из брусчатки и вывороченные дорожные бордюры — вполне обычное явление. Ну можно же было хоть в исторической части города к празднику немного порядок навести?
Да что тротуары, постамент у знака «Нулевой километр Золотого кольца» и тот разваливается, а никому и дела нет до этого.
Мелочи, конечно, но мелочи как раз и неприятные по той причине, что и затраты на их устранение-то тоже довольно невысоки.
Ну а так — всё здорово! Ярославль, с Днём рождения! Живи и развивайся!
Это мы салют с Московского моста смотрели! Я ж говорил — удачное место для окончания субботнего вечера.
И да! У меня ещё не всё!
Продолжение следует!