Найти в Дзене
Gleb Bah

ДНК ПИОНЕРА БУДУЩЕГО

В продолжении встречи 17.06.2025г., в банке ПСБ (Москва, ул. Балчуг 7) мы проговорили вопросы совместного дальнейшего сотрудничества и текущую ситуацию. Бородин Д.Е. предложил изучить обращение к Кириенко С.В. № 1905 от 19 мая 2025 г. и написать свои идеи и предложения по тематике «Пионерия». Сразу отмечу, что в данной работе будут представлены лишь некоторые концепции идей, и по дальнейшем результатам взаимодействия будут предложены проекты для реализации, включая организационно-правовые функциональные модели, а также участие в разработке стратегии совместного развития. О Пионерии: прошлое, настоящее и будущее Пионерия — это особая страница истории Советского Союза, ассоциирующаяся с детства большинства взрослых россиян. Прошлое пионерской организации наполнено воспоминаниями о красном галстуке, песнями у костра, маршах и слетах. Это был важный этап социализации детей и подростков, который формировал личность, прививал патриотизм и дружбу. Однако времена меняются. В сегодняшнем мире
Рис. нейросеть _ kandinsky
Рис. нейросеть _ kandinsky

В продолжении встречи 17.06.2025г., в банке ПСБ (Москва, ул. Балчуг 7) мы проговорили вопросы совместного дальнейшего сотрудничества и текущую ситуацию.

Бородин Д.Е. предложил изучить обращение к Кириенко С.В. № 1905 от 19 мая 2025 г. и написать свои идеи и предложения по тематике «Пионерия».

Сразу отмечу, что в данной работе будут представлены лишь некоторые концепции идей, и по дальнейшем результатам взаимодействия будут предложены проекты для реализации, включая организационно-правовые функциональные модели, а также участие в разработке стратегии совместного развития.

О Пионерии: прошлое, настоящее и будущее

Пионерия — это особая страница истории Советского Союза, ассоциирующаяся с детства большинства взрослых россиян. Прошлое пионерской организации наполнено воспоминаниями о красном галстуке, песнями у костра, маршах и слетах. Это был важный этап социализации детей и подростков, который формировал личность, прививал патриотизм и дружбу.

Однако времена меняются. В сегодняшнем мире дети выросли в совершенно иной реальности и цифровые технологии заняли прочное место в их жизни. Уже трудно представить детский лагерь без телефонов и планшетов, где каждый час занят игрой в смартфоне или просмотром соцсетей. Современные подростки видят мир сквозь экран, взаимодействуют друг с другом виртуально, теряют навыки живого общения и коллективного взаимодействия.

Что ждет впереди? Очевидно, что цифровые технологии проникнут еще глубже в жизнь молодого поколения. Появление мощных нейросетей и искусственного интеллекта повлияет на развитие ребенка и подростка радикально. Нейросети смогут научить ребенка большему числу умений и навыков, помочь ему осваивать новые языки, писать стихи и рисовать картины, играть на музыкальных инструментах и решать сложные математические задачи. С развитием искусственного интеллекта учителя могут превратиться в наставников, а не преподавателей — ребенок будет получать знания индивидуально, в собственном темпе, учитывая свои склонности и интересы.

Вместе с тем нельзя забывать, что никакие технологии не заменят живой общения и товарищества. Потому важно помнить уроки прошлого и воссоздавать дух детской дружбы и взаимопомощи, дополненный возможностями современных технологий. Ведь детство — это школа настоящей жизни, где формируются главные моральные качества и ценности.

Таким образом, будущее детского воспитания, основанное на применении нейросетей и искусственного интеллекта, должно быть направлено на развитие сильного духовного и творческого потенциала детей, соединение традиций и инноваций, воспитание морально-нравственных ориентиров и здорового образа жизни.

Пионерия в эпоху нейросетей и технологических изменений: будущее воспитания "новых людей"

В недавней «дорожной карте», озвученной на слушаниях в сенате Сэмом Альтманом, было не просто предсказано будущее, а были поставлены временные метки, которые можно сегодня воспринимать как угодно, но только не «спустя рукава». Кратко:

*2025 — Восхождение Суперассистента*

ИИ становится вашим вторым мозгом.

• Он читает, пишет, планирует, ведёт переговоры.

• Личные помощники умнее любого живого человека.

• Больше не нужно искать — вы просто спрашиваете. Делегируете.

• Работа с информацией меняется в одночасье.

  • У каждого человека на Земле — свой шеф штаба в кармане.

*2026 — Наука входит в экспоненциальный режим*

ИИ не просто помогает в исследованиях — он ими руководит.

• Модели выдвигают гипотезы, проектируют эксперименты и моделируют результаты.

• Исследовательские циклы, ранее занимавшие годы, теперь укладываются в дни.

• Прорывы в медицине, физике, материаловедении — повсюду.

  • Научный метод получает обновление программного обеспечения.

*2027 — Автоматизация физической реальности*

Наступает эра ИИ-роботов.

• Роботы берут на себя рутинный труд: логистика, уход, домашние дела.

• Они понимают контекст, адаптируются на лету и постоянно совершенствуются.

• Человеческое время освобождается для творчества, общения и исследований.

  • Мы не просто автоматизируем работу — мы переосмысляем само понятие «работать».

Появляется и развивается понятие Робо_Номики, в которой роботы сами начинают производить роботов, появляется новые виды Робо_Потребления, что несомненно повлияет на рост ВВП мировой экономики (Возможно об этом говорит Максим Орешкин про «прыжок вверх»?).

***

В условиях экспоненциального развития ИИ, перехода к шестому (НБИК) и седьмому (социогуманитарному) технологическим укладам, традиционная модель воспитания устаревает. Будущая "Пионерия" должна стать лабораторией по воспитанию людей, способных к сознательному творчеству реальности, а не просто адаптации к ней.

Ключевые принципы такой трансформации:

1. Смена парадигмы: От культурной обусловленности к волевому творчеству

- Суть седьмого уклада — переход от человека как продукта культуры к человеку как "творцу новых онтологий". Это требует пробуждения "ничем не обусловленной созидающей воли", которая дремлет в глубине сознания .

- Роль ИИ: Генеративные нейросети берут на себя рутинное творчество (код, тексты, дизайн...), освобождая человека для прорывных инсайтов. Как отмечают эксперты, ИИ скоро будет писать 90% кода, делая человеческое мышление "стратегически незаменимым".

- Задача воспитания: Развивать способность "видеть и подвергать сомнению то, что все упустили" – важности в деталях.

2. Ключевые компетенции "новых людей"

В эпоху AGI (искусственного общего интеллекта), который превзойдет человека в узких задачах, критичны:

- Рефлексивное мышление: Умение работать с собственными когнитивными схемами, перестраивать их, а не накапливать знания. Это требует "забрасывания векторов развития в будущее" и оценки своих возможностей для прыжка туда .

- Агентность в коллаборации с ИИ: Люди становятся "менеджерами для ИИ-сотрудников" формулируя задачи, корректируя результат и неся этическую ответственность .

- Конструктивная онтология: Способность не просто использовать мир, а создавать новые миры через процедуры активного сознания .

3. Инструменты воспитания: Гибридные психотехники и цифровые среды

"Квантовое обучение":

- Цифровые двойники для моделирования последствий решений (например, в мультиагентных системах).

- Нейроинтерфейсы для тренировки фокуса и интуиции, компенсируя "атрофию естественного интеллекта".

Полевые практики в "городах будущего":

- Мастер-планы регионов (Крым, Арктика и т.д.), где воссоздается среда для технологического творчества .

- Сельские IT-хабы, где агроном — "скорее IT-специалист, чем рабочий" .

4. Риски и барьеры

- Цифровое неравенство: Отсутствие инфраструктуры блокирует доступ к инструментам развития.

- Потеря агентности: Риск стать "студентом с оценками пять с плюсом", который отвечает шаблонами, вместо "студента с четверкой", задающего неудобные вопросы .

- Этические ловушки ИИ: Генеративные системы усиливают и распространяют дезинформацию (фейковое видео) и требуют "неусыпного надзора" .

5. Институциональная трансформация

- "Пионерия" как сеть лабораторий ( Тип лаборатории | Задача )

Коворкинги – расширение культурных шаблонов

Техно – экспедиции – поиск решений актуальных проблем и оптимизация логистики с помощью ИИ

Этические комитеты – контроль ИИ решений, анализ «галлюцинаций» нейросетей

Наставники - смена с "вахтеров знаний" на "архитекторов возможностей", которые помогают ставить сверхзадачи, недоступные ИИ.

Заключение: ДНК "пионера будущего"

Новая Пионерия — не про возврат к галстукам и линейкам, а про формирование сообществ "людей новой воли". Их отличия:

- Свобода от реактивности: Действие не по социальным стимулам (карьера, статус), а из внутреннего импульса к творчеству.

- Симбиоз с ИИ: Использование нейросетей как "цифровых близнецов" для проверки гипотез, но не как замену интуиции.

- Онтологическая ответственность: Понимание, что каждый акт сознания конструирует реальность.

***

Самый востребованный навык 21 века: способность быстро обучаться и адаптироваться к изменяющемуся миру.

За последние 30 лет мы изучили код гениальности, вывели теории общего творческого алгоритма и создали практическую систему, которая может активировать супермозг, быстрее учиться и всё успевать.

Мы помогаем людям развиваться и создавать команды МИГ (мобильных интеллектуальных групп).

Именно эти навыки являются ДНК Пионеров будущего, которые смогут вывести нашу страну и человеческую цивилизацию на новые витки эволюционного развития.

"Клич пионеров как никогда актуален: 'Всегда будь готов!' — но теперь к со-творчеству с машинами, способным переплавить нейросети в инструмент человеческого величия, а не его подмены" .

С уважением,

Экс-пионер (с 1980 по 1986), Бахарев Глеб