На фоне новых международных санкций и требований по борьбе с отмыванием денег (AML) PayPal и Stripe усилили проверки клиентов и начали строже реагировать на подозрительную активность. Согласно данным Reuters, самостоятельная регистрация зарубежного аккаунта может вызывать мгновенные блокировки: например, в одном из недавних кейсов бизнес-аккаунт PayPal «из России часто блокируется из-за строгих проверок». Аналогично, Stripe уведомил некоторых пользователей о пожизненной блокировке аккаунта после того, как «некоторые транзакции» оказались подозрительно крупными.
Одновременно популярные блогеры и СМИ сообщают о блокировках без объяснений при любых отклонениях от привычного профиля операций. Хотя публичных заявлений о широком запрете со стороны PayPal/Stripe нет, практика показывает: аккаунты пользователей из восточноевропейских стран и России чаще подвергаются ограничениям.
Что было ранее?
PayPal официально прекратил регистрацию и обслуживание пользователей из РФ и некоторых соседних стран после 2022 года . Согласно обзору по доступности PayPal в 2025 году, сервис полностью недоступен для резидентов Белоруссии, Ирана, Пакистана, Сирии, Венесуэлы и ряда других стран, находящихся под санкциями . При попытке использовать PayPal из этих регионов аккаунт может быть «немедленно приостановлен» . Stripe официально не поддерживает интеграцию в России и на Украине (для них рекомендуют регистрировать компании через Stripe Atlas в США), так что бизнесу из этих стран приходится создавать «подпольные» акаунты зарубежных юрлиц или пользоваться услугами посредников.
Ужесточение KYC и комплаенс-процедур
Обе компании подчёркивают, что проводят усиленную политику «знай своего клиента» (KYC) и налоговый скрининг. В обновлённом Пользовательском соглашении PayPal (с 16 июля 2025 г.) прямо указано, что в целях соответствия законам по AML/ФАТФ сервис вправе требовать идентифицировать пользователя и подтверждать его личность . Если PayPal «не может получить информацию, необходимую для подтверждения вашей личности», он оставляет за собой право «закрыть, приостановить или ограничить доступ к аккаунту» . Это означает, что если не все KYC-данные прикреплены к аккаунту, вероятнее, он будет заморожен.
В правилах Stripe аналогичные принципы. Компания подчёркивает, что «KYC-обязательства» заставляют её собирать сведения обо всех владельцах аккаунтов, включая само лицо, регистрирующее аккаунт, бизнес-компанию и бенефициаров . Для Stripe также характерны регулярные проверки и вопросы службы безопасности: кредитные отчёты, сверка с базами третьих лиц, запрос дополнительной документации и др. (см. требования по странам). Любое уклонение или неоправданное задержание ответа по запросу Stripe также может привести к блокировке аккаунта на неопределённый срок.
Дополнительно стоит учесть, что налоговые регуляции усиливаются. Пользователи PayPal в США, к примеру, обязаны подавать формы W-8/W-9 (подтверждать свой статус налогового резидента) для вывода средств и отчётности перед налоговой службой. Stripe предлагает функции Stripe Tax, автоматически рассчитывающие налоги и требующие регистрации фирмы в соответствующих юрисдикциях. ЕВСП и другие финансовые власти в ЕС ужесточили требования по раскрытию бенефициаров компаний (например, по Директивам 6AMLD/7AMLD). На практике это означает, что минимальные резкие транзакции или отсутствие верификации налогового статуса могут привести к дополнительным запросам и задержкам выплат.
Проблемные страны и юрисдикции
Новой фокусной точкой стал географический фактор. Даже если платформа формально доступна, она может быть «ограничена»: так, для украинских аккаунтов после 2022 г. первые месяцы была закрыта возможность вывода денег на банки Украины, а обслуживание наладили только весной 2023 (с расширенной функциональностью).
Особенно сложно фрилансерам и малому бизнесу из СНГ и Восточной Европы: без регистрации юрлица за рубежом они не могут официально получить бизнес-аккаунт в PayPal или Stripe. Российские и белорусские предприниматели буквально вынуждены регистрировать иностранные компании (например, в Великобритании или ЕС) и открывать корпоративные счета. По данным обзора 2025 года, PayPal полностью прекращает работу в Турции, Казахстане, Вьетнаме и ряде других стран по локальным причинам.
Обновления AML и санкций
Хотя прямых новостей об изменении санкционных фильтров PayPal/Stripe не было за последние недели, регуляторный фон становится жестче. Уже применяются Директивы ЕС по АМЛ (6AMLD/7AMLD), которые расширяют понятие денег, подлежащих контролю, и ужесточают ответственность за несоответствие. Кроме того, вступает в силу Директива DORA (с 17 января 2025) по цифровой устойчивости, которая требует от платёжных провайдеров усиливать систему внутреннего контроля и реагирования на киберугрозы. В 2022–2024 годах PayPal был оштрафован за допущенные нарушения санкционных требований (например, £5 млн штрафа OFSI/OFAC из-за пропуска транзакций по санкциям) . После этого компания заявила о наращивании средств «реального времени» для фильтрации санкционных операций.
Stripe не раз подчёркивал, что соответствует спискам OFAC, UN и ЕС. На официальном сайте Stripe есть отдельный раздел о «санкционном скрининге» – он рекомендует бизнесам всегда проверять контрагентов против международных санкционных списков (государства, лица, организации) и внедрять собственный процесс проверки . То есть даже если блокировки со стороны самой платформы не анонсированы, за нарушение санкционных правил (например, оплата контрагентов из невостребованных юрисдикций) может последовать ручная заморозка платежа или аккаунта.
Риски для пользователей
Отказ в обслуживании или заморозка средств — это лишь часть рисков. Даже без «санкционных историй» пользователи могут столкнуться с неожиданными претензиями. Например, несогласованное изменение профиля транзакций (резкий рост оборотов, частые переводы на новые банковские реквизиты и т.п.) ведёт к дополнительной проверке. Многие отмечают, что перерасходы или другие «нестандартные» операции сразу же вызывают у системы антифрод-триггеры.
Кроме блокировки аккаунта, есть и прочие риски:
• Налоговые. Если вы работаете с иностранными клиентами, налоговые органы могут потребовать подтверждения источника средств или справки о том, что вы уплатили налог на прибыль. PayPal/Stripe, в свою очередь, сами запрашивают у пользователей W-8/W-9 или аналогичные подтверждения, и отказ предоставить их может привести к удержанию средств (holding).
• Юридические. Юрисдикция клиента и продавца влияет на применимые законы. При пересечении границ без достаточных договоров и деклараций ваш бизнес может невольно нарушить валютное или антимонопольное регулирование.
• Репутационные. Блокировка аккаунта без объяснения причин затрудняет разбирательство, а публичные отзывы о таких случаях уже ухудшают репутацию PayPal/Stripe как надёжных сервисов (это признают и сами платёжки, ужесточая правила «подозрительной активности»).
Рекомендации для минимизации рисков
Для бизнеса и фрилансеров важно заранее подготовиться к новым требованиям. Мы советуем вам соблюдать следующие рекомендации:
• Полная прозрачность данных. Приводите всю информацию в аккаунте в соответствие с реальностью: предоставьте легальные юридические адреса, паспорта, бухгалтерские документы. При запросе KYC отправляйте всё запрошенное – задержка или отказ чреваты закрытием аккаунта .
• План регистрации. Что делать, если страна входит в «серую зону»?Предусмотрите регистрацию иностранной компании. Как показывают кейсы, например, при регистрации зарубежного ООО и оформлении бизнес-счёта в Payoneer удалось легально получить доступ к PayPal и Stripe . Это позволяет получать расчёты на «чужой» бизнес-аккаунт и обходить национальные запреты. А наша команда сможет с этим помочь!
• Согласованность операций. Избегайте резких пиков в обороте: планируйте скейл постепенно, а не внезапно.
Один из пользователей, упомянутый в кейсе Stripe, получив неожиданное сообщение о блокировке аккаунта, предположил, что причиной служат единичные платежи в крупном размере. Мы рекомендуем дробить крупные поступления на несколько приемлемых платежей и следить, за тем, чтобы суммы совпадали с заявленными ценами.
• Документальное сопровождение. Имейте под рукой обоснования операций: счета, контракты, описания услуг. Если платёжка запросит «подтверждение происхождения средств» – они должны быть подготовлены.
• Использование нескольких платёжных каналов. Не полагайтесь только на одну систему. Как в кейсе PayPal, где клиенту для избежания рисков подключили и Stripe , так и вам имеет смысл иметь альтернативные методы: Payoneer, Wise, банковские переводы, криптовалюты через обменники (с учётом рисков) и т.п. Это снизит зависимость и даст запасной вариант в случае блокировки.
• Регулярные проверки и обновления. Постоянно отслеживайте политику платёжных систем. PayPal обещал заблаговременно уведомлять о «новых изменениях правил» через сайт . Подпишитесь на их рассылки, проверяйте обновления пользовательского соглашения. Stripe также обновляет правила страными – например, поддержка KYC-функций может требовать новых документов из-за местных законов.
С нашей точки зрения, даже не смотря на вышеупомянутые ограничения со стороны обоих сервисов, их обход не составит труда. Наша команда может помочь с составлением инвойсов и открыть зарубежный счёт в доступных зарубежных странах: мы обеспечим всю прозрачность и быстроту выполнения процедур, а если что-то пойдет не так — обязательно предупредим!