Навалилась просто невыносимая усталость. Казалось, что из неё вынули душу, и теперь тело двигается просто по инерции. Оставаться наедине со своими переживаниями было невыносимо и Лариса решила поехать в деревню, к матери.
Она шагала привычным маршрутом по знакомым с детства улицам родной деревни. Около маленькой часовни её внимание привлёк тихий плач. Лариса увидела девочку, лет десяти на вид, стоящую на коленях.
- Что с тобой? Помощь нужна?
Ответа не последовало.
Мать очень удивилась её позднему визиту.
- Что стряслось?
- Мама, всё потом. Скажи мне лучше, что это за девочка у часовни на коленках стоит и плачет?
- Маринки - алкоголички дочка. Соседи к себе звали, так не пошла, сидит рыдает, мамку свою непутёвую вымолить хочет. А зачем, непонятно. Она что ни день в лоскуты пьяная. Девочка в третьем классе только, совсем же дитя, а уже и огород сажает, и по хозяйству всё сама. Батрачит на эту... Прости Господи! Чем такую мать иметь, так уж лучше сиротой быть.
- Сидоровой Марины? Надо же, а я и не знала.
- Непутёвая она, эта Марина. Уехала в город, чем там занималась, никто не знает. Лет пять тому назад вернулась в отчий дом с ребенком. От кого нагуляла, неведомо. Через год мать схоронила, и стали они вдвоём с дочкой жить.
- А что с Мариной?
- Вроде, как утопла. Она в городе работает по утрам, к обеду уже в лавке бутылкой отоваривается. А сегодня не вернулась рейсовым. Светка запереживала и пошла на остановку следующего автобуса ждать. А тут Андреевна приехала с рынка. В общем стала бабам рассказывать, что Маринка с ума сошла и с моста в реку прыгнула. Спасатели приехали, водолазы. Хотела посмотреть, чем дело кончится, да на автобус опоздать боялась. Не узнала, нашли Марину или нет.
У Ларисы пол закачался под ногами. Так вот кого ей напомнила та женщина.
- Дочка, что с тобой? Белая вся. Присядь. Может чаю с травами сделать?
- Я сейчас вернусь.
Лариса торопливо зашагала к часовне. Девочку она застала в том же положении. Она присела рядом, ласково обняла малышку за плечи:
- Света, милая, твоя мама жива, её забрали в больницу. Я сама видела. Завтра поедем к ней, обещаю. Нельзя оставаться на улице, заболеешь. Поднимайся. Пойдём к нам, переночуешь и рано утром в больницу поедем. Ночью туда, к сожалению, не пускают.
Света подняла опухшее от слёз лицо и недоверчиво посмотрела на незнакомку. Кто она? Откуда знает маму? Если женщина говорит правду, значит, мамочка жива. Боженька помог! Не зря она молитву наизусть выучила. Когда ей становилось страшно за маму, она читала эту длинную молитву. Иногда по несколько часов подряд.
Девочка поднялась и доверчиво пошла рядом. Но когда она заметила, что женщина ведёт её к дому Клавдии Ивановны, опасливо остановилась. Какой непростой характер у хозяйки дома, ей было известно не понаслышке.
Незнакомка успокоила:
- Не бойся! Меня зовут тетя Лариса. Мы с твоей мамой учились в одном классе. Я тебя не обманываю, с ней действительно всё хорошо. Завтра утром поедем в больницу. А сейчас надо поужинать и лечь спать, чтобы восстановить силы. Смелее! Я никому не позволю тебя обидеть.
- Лариса, что происходит?! - взволнованно спросила Клавдия.
- Мама, накрой нам на стол, пожалуйста, очень хочется есть. Всё обсудим позже.
Ларисе кусок не лез в горло, но она заставила себя поесть, чтобы приободрить Свету. Согревшись и поев, ребенка начало клонить в сон. Лариса отвела её в дальнюю комнату и уложила в кровать.
- Я буду спать одна?
- Если хочешь, я лягу с тобой.
- Хочу.
Свете стало так хорошо, как будто рядом мама, и она мгновенно уснула. Лариса тоже задремала, но тут дверь открылась.
Мать ждала объяснений и уходить не собиралась.
***
- С сыном вашим всё в порядке, просто переохлаждение. Полежит несколько дней, понаблюдаем и на выписку.
- А Марина? Та женщина, которая его спасла, она как?
- Плохо. Вероятно, при заходе в воду она получила многочисленные травмы. Даже странно, как она смогла в таком состоянии вытащить ребенка на берег. Мы оказываем всю необходимую помощь, но думаю... Организм вряд ли справится, слишком истощен.
- Можно её навестить? Со мной её дочь, она очень хочет увидеть маму.
- Я скажу, чтобы вас пустили. Пусть попрощаются.
Лицо у Марины было серое, взгляд - отрешённый. Казалось, что она умерла. Только монотонное пиканье приборов сообщало, что пациент был ещё жив.
- Мамочка! Любимая моя!
Света бросилась к кровати и резко остановилась. Ей так хотелось обнять маму, но она боялась сделать ей больно.
- Светик., - с трудом проговорила Марина. Взгляд её ожил и наполнился любовью и теплотой. - Как я рада, что ты пришла. Прости меня, доченька, за всё прости. Я была очень плохой мамой. Водка разум затмила, и забыла я, что ты -самая главная ценность моей жизни. Я очень люблю тебя. Хорошо, что мы смогли увидеться.
- Когда тебя отпустят домой?
- Помнишь, я рассказывала про бабушку? О том, что ей нужно было уйти. Вот теперь мой срок пришёл. Мне надо идти к Свету. На земле моим светом была ты, а в небе этот свет дарит Боженька. Он всех любит и не причинит мне зла. Ты, главное, не грусти, я всегда буду рядом с тобой. А теперь иди, мне надо с тетей Ларисой поговорить.
Как только рыдающая Света скрылась за дверью, Лариса не смогла больше сдерживаться и заплакала.
- Спасибо тебе за сына!
- Этот мальчик - твой сын? Как интересно жизнь закручивает сюжеты.
- Марина, я твоя должница. Если бы не ты...
- Должна же я была хоть что-то хорошее в этой жизни сделать. Ларис, ты Свету мою не бросай. Очень тебя прошу, не бросай. Не знаю, чем я заслужила такого ребенка. Девочка моя. Она ангел. Но одной ей не справиться, пропадёт. Не бросай! - По щекам Марины катились слёзы.
- Не брошу. Обещаю.
В тот же день Марина тихо ушла к Свету.
****
Народ столпился в ожидании катафалка.
- Говорят, у неё лицо страшное очень.
- А с чего ему быть красивому? Она же пила безбожно!
- А Светку в интернат?
- Наверное, родни-то нет. Ей там лучше будет, намучилась девка с алкашкой этой.
У Ларисы даже щека задёргалась от злости. Она наклонилась к сыну и тихо прошептала: «Паша, отведи Свету в машину и посиди с ней, пока Марину не привезли."
- Хорошо, мама. Светочка, пойдем в машине посидим. Тебе надо горячего чая выпить, а то у тебя уже губы от холода посинели.
Дети ушли. Лариса повернулась к толпе и угрожающе заговорила:
- Предупреждаю всех! Если кто-то ещё откроет свой поганый рот и скажет что-то плохое про Марину при её дочке, я за себя не ручаюсь. Вы все здесь, несомненно, святые люди, а Марина, по вашему мнению, была человеком конченым, но именно она достойна звания Человек! Мой сын Паша в тот ужасный день пошёл с такими же, как он, не слишком умными подростками на мост, чтобы сделать эффектное фото. Стал на перила...Сильным порывом ветра его сбросило вниз. На мосту было немало людей. Среди них, наверное, было много таких как вы, святых, которые знают как надо жить другим и отлично умеют вешать ярлыки. Некоторые даже начали снимать всё на камеру. Конечно, кадры-то эффектные. Только один мужчина побежал вниз, но...У Пашки не было бы шансов его дождаться. Все стояли и смотрели как погибает ребенок. Тут появилась Марина. Она шла через мост на автобусную остановку, чтобы поехать домой к дочке. Она ни на минуту не задумалась, просто прыгнула в воду с моста. Прыгнула очень неудачно. Врач сказал,что с такими травмами просто продолжать двигаться - это чудо. А Марина ныряла, несколько раз ныряла, пока не нашла Пашку, который уже ушел на дно. И вытянула его на берег. Она единственная, кто.. - Лариса заплакала.
Тут из-за поворота показалась ритуальная машина.
Лариса вытерла слезы и грозно напомнила:
- Товарищи моралисты, ещё раз повторяю, хоть одно слово! Лично глаза выцарапаю!
Гроб установили на подставке рядом с часовней. Клавдия Ивановна опустилась на колени. Эта грозная женщина безутешно плакала и причитала:
- Такая молодая, ведь и не пожила совсем. Прости нас, светлая душа! Прости за всё! Обещаю, Свету мы как родную воспитаем. Спи спокойно, милая.
Автор: Елена Ермилова
Иллюстрация Евгения Некрасова специалист по генерации нейросетью