Ссылка на первую часть статьи, в которой показан путь развития алхимической теории.
Materia Prima
Источник: «Изумрудная скрижаль» Гермес Трисмегист
«Всё едино, и всё происходит из одного»
Алхимики верили, что все вещества в мире состоят из единой первичной материи (Materia Prima). Разница между металлами, минералами и живыми существами – лишь в пропорциях и чистоте элементов. Свинец и золото – одна и та же материя, но в разном состоянии.
Tria Prima
Источник: «Парагранум» Парацельс
Tria Prima – это алхимическая концепция, в соответствии с которой в основе всех веществ и процессов лежат три фундаментальные принципа: Серы (горючести), Ртути (летучесть) и Соли (остаток).
- Сера (Sulfur) – Душа, активное мужское начало. В металлах сера отвечает цвет и способность к горению, поэтому ассоциируется с горючестью, активностью, теплом, цветом и ароматом. Символизм: в человеке – дух, в металлах – золото, в природе – огонь.
- Ртуть (Mercurius) – Дух, изменчивое женское начало. Металлу ртуть придаёт блеск и плавкость, выступает связующим началом, поэтому ассоциируется с летучестью, изменчивостью, текучестью, способностью испаряться. Символизм: в человеке – разум, в металлах – ртуть, в природе – вода и воздух.
- Соль (Sal) – Тело, Баланс. В алхимических процессах соль – это твёрдый остаток после очистки. Она представляется материальной основой, телом, поэтому ассоциируется с твёрдостью, стабильностью, кристаллизацией. Символизм: в человеке – физическое тело, в металлах – зола после горения, в природе – земля.
Четыре первоэлемента
Источник: учение Аристотеля о свойствах стихий и герметическая теория об их свиязи со сферами жизни личности.
В соответствии с аристотелевским учением, превращение веществ объяснялось исчезновением одних качеств (разложение) и возникновением других (синтез).
- Огонь - Тепло и сухость - Дух, энергия
- Вода - Холод и влажность - Эмоции, подсознание
- Воздух - Тепло и влажность - Разум, интеллект
- Земля - Холод и сухость - Тело, материя
Подробно античное учение о стихиях изложено в статье.
Философский камень
Источники: «Зеркало алхимии» Роджер Бэкон, «Алхимические заметки» (неопубликованные) Исаак Ньютон.
Философский камень (Lapis Philosophorum), он же магистерий, ребис, эликсир философов, жизненный эликсир, красная тинктура, великий эликсир, пятый элемент – это легендарное совершенное вещество, способное «исцелять» другие металлы, а также дарить бессмертие и духовное просветление.
Философский камень представлял собой реактив в виде красного порошка, способный превращать неблагородные металлы в золото. Разведённый в воде – так называемое «питьевое золото» – тот же порошок наделялся способностью исцелять любые болезни и омолаживать тело.
Наравне с красным мыслился также и белый эликсир (белый лев, белая тинктура), способных обращать неблагородные металлы в серебро.
Символизм философского камня
Источники: «Убегающая Аталанта» Михаэль Майер.
- Андрогин (лат. Rebis – «двойная вещь») – символ слияния противоположностей, мужского и женского, возвращение к изначальной целостности.
В средневековых гравюрах Magnum Opus часто изображалось как брак короля (Серы) и королевы (Ртути). Их соединение порождает дитя – философский камень («Rosarium Philosophorum»).
В трактате «Splendor Solis» андрогин изображён с надписью: «Один есть Всё» – намёк на универсальность философского камня.
- Уроборос – символ цикличности разрушения и созидания, бесконечного изменения материи от Нигредо к Рубедо.
Как змей становится началом и концом, так философский камень является одновременно источником материи и её высшей формой, результатом Magnum Opus.
В книге «Хризопея Клеопатры» уроборос подписан: «Одно есть всё, и через него всё, и без него всё – ничто».
- Краеугольный камень – в Новом Завете Христос сравнивается с «камнем, который отвергли строители, и который стал краеугольным». С этим краеугольным камнем в средневековой Европе начал ассоциироваться философский камень. Из-за красного цвета философский камен сравнивался с кровью христовой.
Для алхимиков эти образы были также метафорами духовной алхимии:
- Андрогин – баланс мужской (воля) и женской (интуиция) сторон психики;
- Уроборос – цикл самопознания через разрушение иллюзий;
- Феникс – преодоление эго и духовное перерождение.
Рецепт философского камня
1. «Различные ремёсла», монах Теофиль, VII век о производстве мягкого «испанского золота».
Под землёй у алхимиков комната из белой глины, с каменным полом, потолком и стенами. Они помещают туда старых петухов, лет 12–15, и дают им вдоволь корма. Когда те разжиреют, из-за внутреннего жара в теле начинают спариваться и откладывать яйца. Потом петухов убирают, а для высиживания яиц используют жаб. Их кормят хлебом и иной пищей.
Из созревших яиц вылупливаются петушки, но через 7 дней у них вырастают змеиные хвосты. Их заточают в медные горшки с крышками и зарывают в землю; 6 месяцев цыплята питаются землёй. Затем их сжигают. После остывания прах размельчают, добавляют на треть крови рыжего мужчины.
После высыхания смесь растирают и разводят крепким винным уксусом. Затем берут пластинки красной меди, на каждый конец накладывают тонкий слой этого состава и ставят на огонь. Когда они раскалятся добела, их достают, остужают и смывают в том же составе, пока вся медь с двух концов пластинки не будет поглощена составом, который от этого разбухнет и приобретет цвет золота. Это и есть золото, которое годится для многообразного применения.
2. «Великий гримуар», глава «Секреты магического искусства».
Возьмите горшок свежей земли, добавьте туда фунт красной меди и полстакана холодной воды, и всё это прокипятите в течение получаса. После чего добавьте к составу 3 унции окиси меди и прокипятите 1 час; затем добавьте 2 с половиной унции мышьяка и прокипятите ещё 1 час. После этого добавьте 3 унции хорошо размельчённой дубовой коры и оставьте кипеть полчаса; добавьте в горшок унцию розовой воды, прокипятите 12 минут. Затем добавьте 3 унции сажи и кипятите до тех пор, пока состав не окажется готов.
Чтобы узнать, сварен ли он до конца, надо опустить в него гвоздь: если состав действует на гвоздь, снимайте с огня.
Этот состав позволит вам добыть 1,5 фунта золота; если же не действует, это – признак того, что состав не доварен. Жидкостью можно пользоваться 4 раза.
3. «Книга двенадцати врат», Джордж Рипл, XV век.
Чтобы приготовить эликсир мудрецов, возьми, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в красного льва. Дигерируй этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли.
Киммерийские тени покроют реторту своим тусклым покрывалом. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведёт зелёного льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, сын мой, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови.
Opus Magnum
Источники: «Иероглифические фигуры», Николя Фламель.
Процесс перехода от несовершенного к совершенному (то есть созидание философского камня) назывался Великим Деланьем (Opus Magnum) и состоял из нескольких этапов.
Этапы Opus Magnum
- Nigredo (чернота) – разложение, смерть;
- Albedo (белизна) – очищение;
- Citrinitas (желтизна) – пробуждение, приближение к совершенству;
- Rubedo (красное) – достижение совершенства.
Этот процесс может представляться по-разному, в зависимости от объекта превращения:
- Преобразование вещества (трансмутация) – физическое превращение неблагородных металлов в благородные (золото и серебро). Философский камень в этом случае представляется в виде красного порошка или жидкого эликсира, одна капля которого способна озолотить раствор.
- Духовная алхимия – преображение души алхимика от несовершенного (греховного) свинца к божественному золоту, преодоление персонального Nigredo для перехода к просветлению (Rubedo). В «Химической свадьбе Христиана Розенкрейца» (1616) Opus Magnum изображён как 7-дневный ритуал, где герой проходит смерть и воскресение.
Для алхимиков получение золота выступало скорее побочным продуктом Великого делания, тогда как основной целью являлся сам философский камень.
Трансмутация металлов
Источники: «О божественном искусстве» Зосима Панополитанский, «Книга семидесяти» Гебер.
Начиная с Гебера, в алхимии закрепилось представление о том, что металлы рождаются в недрах земли и под воздействием испарений развиваются от грубого свинца к благородному золоту. Эволюция происходит по семи ступеням, на каждой из которых металл приобретает новые качества (становится другим металлом).
Связь металлов и планет
Каждый из алхимических металлов соотносились с 7 планетами античной астрологии. Это соответствие основано на герметическом представлении о единстве земных и небесных явлений.
- Золото - ☉ - Солнце - Совершенство, вечность, мужское
- Серебро - ☽ - Луна - Изменчивость, женское
- Ртуть - ☿ - Меркурий - Подвижность, интеллект, посредничество
- Медь - ♀ - Венера - Красота, гармония, любовь
- Железо - ♂ - Марс - Сила, агрессия, воинственность
- Олово - ♃ - Юпитер - Экспансия, благородство, великодушие
- Свинец - ♄ - Сатурн - Тяжесть, смерть
Каждому металлу приписывались свойства, соответствующие характеру его «планеты-покровителя». Например, Луна придаёт серебру блеск и прочность, Марс наделяет железо твёрдостью. Алхимические операции над металлами производятся в дни благоприятного влияния соответствующих планет. Для того, чтобы рукотворно ускорить эволюция от свинца к золоту, в нём необходимо подавить влияние Сатурна (разложить свинец на prima materia) и усилить солнечное влияние (с помощью добавления философского камня).
На астрономических соответствиях было основано использование металлов в магии и медицине. Например, золото (Солнце) использовалось от болезней сердца, серебро (Луна) – для психического равновесия.
С планетами ассоциируются и три начала (Tria Prima):
- Сера – Солнце или Марс – дух, активное начало,
- Соль – Луна или Сатурн – тело, материальная основа,
- Ртуть – Меркурий – душа, посредник в трансмутации.
Ссылка на первую часть статьи, в которой показан путь развития алхимической теории.