Алхимия – это древняя практика, сочетающая элементы химии, философии, астрологии, мистики и искусства. Она возникла более двух тысяч лет назад и прошла долгий путь развития, меняясь под влиянием античной философии, арабской науки и европейского средневековья.
Ссылка на вторую часть статьи, в которой показаны основные принципы алхимии.
Алхимия Древнего Египта
Алхимия зародилась в Александрии, ставшей крупным экономическим и культурным центром эллинистической эпохи (III в. до н.э. – IV в. н.э.).
Здесь была создана знаменитая Александрийская библиотека, где философия древних греков, практические знания египтян и мистические учения тесно переплетались. Теория Аристотеля о превращениях элементов путем изменения их свойств (тепло-холод, сухость-влажность) обогатилась знаниями ювелиров, стеклодувов и красильщиков, а также элементами оккультизма, такими как пифагореизм и астрология.
Основным объектом александрийской алхимии выступали металлы. Именно здесь образовалась традиционная металл-планетарная символика, зародилась теория образования металла и представление о двух его основах – Сере и Ртути.
Гермес Трисмегист (II–III в. н. э.)
Начало алхимии зафиксировано в трактате «Изумрудная скрижаль», автором которого считается полумифическая фигура Гермеса Трисмегиста. По легенде, скрижаль была нанесена на изумрудную пластину в надгробии Гермеса в египетском храме. В этом трактате содержится тезис, ставший идеологическим ядром алхимии:
«Что вверху, то и внизу» – всё во Вселенной происходит из одной первоосновы (Materia Prima). Каждая материя содержит в себе потенциал, который можно преобразовать.
Таким образом «Скрижаль» провозглашала единство всего мироздания, отцом которого считалось Солнце, а матерью – Луна. Отсюда возникла идея о существовании двух противоположных начал – Солнца и Луны, активного и пассивного, движения и материи, огненного и водного, Серы и Ртути – ставшая основой алхимического представления о мире.
Подробнее об учении Трисмегиста в этой статье.
Первые алхимики
В работах первых античных алхимиков систематизируются и описываются основные свойства веществ и методы их преобразования:
- Мария Профетисса (Мария Еврейка, Мария Пророчица, III в. н.э.) – изобрела метод водяной бани и перегонный куб, ввела понятие чернения (nigredo) и очищения (albedo).
- Зосима Панополитанский (IV в. н.э.) – описал процессы дистилляции, сублимации, связал алхимию с мистикой, сделав её предметом духовное преображение (трактат «О божественном искусстве»), связал металлы с планетами, ввёл понятия эликсира и пневмы (духа металлов – прообраза Ртутно–Серной теории).
Арабская алхимия
Эллинистическая алхимия была воспринята арабскими философами. После падения Римской империи именно арабский Восток не только сохранил, но и развил алхимическую теорию, обогатив её влияниями индийской культуры, где в фокусе алхимического исследования находилось духовное совершенствование человека (VIII–XII вв.).
Исследование химических реакции потребовало введения новых определений для их описания. Так к четырём классическим элементам, о состав вещества, добавились характеристики, объясняющие их свойства (блеск, ковкость, плавкость) – горючесть и металличность.
Гебер (721–815)
Персидский алхимик и врач Джабир ибн Хайян (Гебер) добавил к четырём аристотелевским свойствам веществ ещё два – философские Серу и Ртуть, заложив основу Ртутно-Серной теории металлов.
Ртутно-Серная теория
В основе всех металлов лежит два принципа – принцип Серы (горючести) и Ртути (металличности), смешанных в разных пропорциях. Эти принципы образованы сочетанием в металле аристотелевских элементов: Философская Ртуть содержит воздух и воду, философская Сера – землю и огонь. И та, и другая образуются в недрах земли под воздействием испарений: Ртуть – под воздействием мокрых, Сера – под воздействием сухих. По пропорции Серы и Ртути различают 7 металлов: свинец, олово, железо, медь, ртуть, серебро и золото (совершенный металл с идеальным соотношением Серы и Ртути).
Гебер ввёл представление о трансмутации металлов, а также об эликсире («al-iksir»), прообразе философского камня. Слово «эликсир» происходит от греческого «xerion», то есть «сухой».
Трансмутация металлов
Поскольку все металлы различаются между собой лишь пропорцией Серы и Ртути, изменение этой пропорции ведёт к изменению свойств металла. Изменить пропорцию можно с помощью специального эликсира и таким образом превратить неблагородный металл в серебро или золото.
Наравне с возможностью «исцелять» металлы, эликсир наделялся магической способностью исцелять болезни, омолаживать организм, возможно, дарить бессмертие.
Труды Гебера: «Сумма совершенства», «Китаб аль-Кимия», «Книга семидесяти», «Книга камней», «Книга ядов». Позже под его именем выпускали свои труды европейские алхимики (псевдо-Гебер).
Разес (865–925)
Арабский алхимик Аль-Рази прибавил к принципам горючести (Серы) и металличности (Ртути) принцип твёрдости – принцип Соли. Ртуть и Сера образуют твёрдые вещества лишь в присутствии этого третьего принципа. В Европу такое прочтение алхимической теории пришло лишь XVI веке в трудах Парацельса.
Впервые в истории химии Разес классифицировал вещества, разделив их на минеральные, растительные и животные. Минеральные вещества подразделялись на: духи (летучие), тела (металлы), камни, купоросы, бораки и соль. К животным относились: волосы, кости, мозг, жёлчь, кровь, молоко, моча, яйца, раковины и рога. Растительные не перечислялись.
Помимо трансмутации металлов, Разес исследовал возможность облагораживать минералы – превращать кварц и стекло в драгоценные камни.
Труды Разеса: «Книга тайн» и «Книга тайны тайн».
Авиценна (980–1037)
Арабский философ, врач и алхимик Ибн Сина исследовал вещества, прежде всего, с позиции их целебных свойств. В отличие от своих предшественников, он отрицал возможность трансмутации и рассматривал алхимию как искусство подделки металлов. Разделял алхимию на практическую (лабораторную) и спекулятивную (мистическую).
Труды Авиценны: «Книга исцеления», «Книга о душе».
III. Средневековая алхимия Европы
После завоевания в VIII веке арабами Пиренейского полуострова (территория современных Испании и Португалии), бывшее некогда греческим знание вновь вернулось на европейский континент, наука которого к этому времени переживала упадок. Отсюда через перевод мусульманских трактатов, а также посредством столкновения культур в крестовых походах античное знание стало проникать в христианский мир.
Схоласты (XIII в.)
В 1250 году немецкий философ и богослов, член доминиканского ордена Альберт Великий (1193–1280) предпринял попытку совместить греческую и арабскую науку с христианской доктриной. Познакомившись с трудами Аристотеля в Падуанском университете, он составил комментарии к ним, сделав доступными большему кругу читателей. Это исследование привело его к изучению арабских текстов, в частности, трудов Авиценны.
В своих трудах Альберт Великий мало, что говорит об алхимии, и то в основном в комментариях к Аристотелю. Он упоминает, что был свидетелем создания золота путём трансмутации. По легенде, сам Альберт смог создать философский камень и передать его своему ученику, Фоме Аквинскому.
Труда Альберта: «Пять книг о металлах и минералах», «Малый алхимический свод». Позднейшие авторы часто подписывали свои трактаты его именем, чтобы придать текстам престижность («Theatrum Chemicum»).
Ученик Альберта, итальянский философ и теолог, член доминиканского ордена Фома Аквинский (1225–1274). Вслед за учителем, он продолжил исследование и комментирование трудов Аристотеля.
Несмотря на то, что наш труд завершается посредством одного нашего меркурия, необходим тем не менее фермент красного или белого цвета; тогда он легко смешивается с Солнцем и Луной, так как оба эти тела во многом участвуют в его природе, а также являются более совершенными, чем другие. Резон в том, что эти тела более совершенны, потому что содержат больше меркурия. Таким образом, содержащие его более, чем другие, Луна и Солнце соединяются с красным и с белым и фиксируются в огне, потому что это есть один меркурий, являющийся совершенным Трудом; в нем мы находим все то, чего нам недостает для нашего труда, благодаря чему мы не имеем необходимости добавлять что-либо.
Солнце и Луня не являются инородными ему, потому что они сведены с самого начала Труда из их первой материи, то есть меркурия; они берут от него же и свой исток. Некоторые стремятся завершить труд посредством одного меркурия или простой магнезии; промывая их в очень крепком винном уксусе, обжигая их в масле, сублимируя (возгоняя), обжигая, кальцинируя (прокаливая), дистиллируя (перегоняя), экстрагируя (извлекая) их квинтессенцию, подвергая их пытке расчленением и бесконечному числу других казней, веруя, что их действия приведут их к прибыли, и, наконец, скрывают, что результат убог.
Но поверь мне, сын мой, вся наша тайна состоит лишь в режиме и распределении огня и в умелом направлении Труда.
Трактаты Фомы: «Трактат об искусстве алхимии».
Роджер Бэкон (1214–1292)
Первым европейским алхимиком стал английский философ, богослов-францисканец Роджер Бэкон. Увлечённый естественными науками, алхимию он рассматривал как одну из наук о природе, требующую не схоластического (теоретического), а экспериментального (натурфилософского) подхода. В связи с этим Бэкон резко отзывался об имевших авторитет трудах Альберта Великого и Фомы Аквинского. Критика невежества и порочности духовенства навлекла на него преследование церковных властей и обвинение в ереси.
В трактате «О тайнах природы…» Бэкон систематизирует естественнонаучные знания и разоблачает всевозможные виды магии. Одна из глав трактата посвящена возможности синтеза золота. В ней автор выражает уверенность в скором открытии этого алхимического рецепта.
Трактаты Бэкона: «О тайнах природы и искусства и о ничтожестве магии». Некоторыми исследователями ему также приписывается авторство «Зеркала алхимии».
В первой половине XIV века папа Иоанн XXII запретил алхимию в Италии, тем самым положив начало «охоте на ведьм», направленной против алхимиков.
Николя Фламель (1330–1418)
Французскому книготорговцу и меценату Николасу Фламелю легенды приписывают создание философского камня.
Фламель происходил из небогатой семьи. Выучившись на писаря, он переехал в Париж, где смог жениться на зажиточной горожанке и на приобретённый средства открыть собственную книжную лавку.
В 1361 году в его руки попал арамейский папирус «Священная книга еврея Авраама». Следующие 20 лет он посвятил попыткам расшифровать тайный смысл этого текста, предприняв даже экспедицию в еврейский общины Испании.
По возвращении Фламеля в Париж возник миф о том, что ему удалось раскрыть секрет философского камня. Аргументов в пользу этого мифа служило свалившееся на Фламеля богатство и долгие годы жизни.
В последствии обстоятельства жизни и смерти четы Фламелей обросли легендами. Говорили, будто они инсценировали свои похороны, будто после похорон их видели в разных городах.
Трактаты Фламеля: «Иероглифические фигуры».
Алхимия Возрождения
В XIV–XVI веках алхимия переживала расцвет. Многие короли покровительствовали алхимикам в надежде добыть рецепт создания золота. Император Рудольф II сделал свой двор научным центром алхимии, за что стал прозываться германским Гермесом Трисмегистом.
Ключевые алхимические трактаты
В этих условиях формируется теоретический корпус алхимического знания, представленный во многочисленных трактатах, каждый из которых расширял и дополнял предыдущие.
- «De Alchemia» (1541) – один из первых печатных сборников, знаменующий уход от рукописной традиции. Включал как классические (приписываемые Гермесу, Альберту Великому), так и более поздние работы.
- «Verae alchemiae artisque metallicae, citra aenigmata, doctrina» (1561) – сборник из 53 алхимических текстов, включивший тексты разных эпох: от античности до средневековья. Этот сборник включил практическое руководство по металлургии, укрепил связь алхимии с прикладной химией.
- «Artis auriferae, quam chemiam vocant» (1572) – сборник в 7 томах, включивший 80 трактатов. В нём впервые был опубликован «Turba philosophorum» – один из старейших и наиболее влиятельных алхимических трактатов, написанный в виде диалога между древними мудрецами.
- «Амфитеатр вечной мудрости» (1595) – не просто сборник, а оригинальный трактат, синтезирующий алхимию, каббалу и христианский мистицизм. Сместил акцент с практической на духовную алхимию. Имел авторитет среди розенкрейцеров.
- «Химический театр» (1602) – наиболее полный свод алхимических текстов, ставший главной энциклопедией алхимии XVII века.
Парацельс (1493–1541)
Швейцарский алхимик, врач и мистик Парацельс в своих трудах осмыслил алхимические операции как способ создания лекарственных веществ, став основателем ятрохимии.
Парацельсом была развита предложенная Разесом концепция трёх начал (Tria Prima): Серы, Ртути и Соли.
Tria Prima
Сера (Sulfur) – душа, горючесть, структура (мужское начало). Ртуть (Mercury) – дух, летучесть, жизнь (женское начало). Соль (Salt) – тело (твёрдость).
«Возьми кусок дерева. Это тело. Теперь сожги его. Горючая часть – это Сера, дым – Меркурий, зола – соль».
Три начала ассоциировались с Отцом (Сера), Сыном (Ртуть) и Святым духом (Соль).
Трактаты Парацельса: «Парагранум», «Оккультная философия».
Развитие алхимии в следующие эпохи
До XVII века алхимия развивалась двумя раздельными путями: мистическим и научным, развитым в работах Парацельса. С XVII века ведущим направлением эзотерики стало розенкрейцерство, в рамках которого эти два направления слились. С XVIII века в Англии и во Франции влияние приобрело масонство. В это время в связи с развитием химии завершается история научной алхимии, хотя некоторые учёные (например, Исаак Ньютон) остаются её приверженцами. Завершающим аккордом в развитии мистической алхимии стали работы Элифаса Леви (1810–1875), заложившие основу магии «Золотого рассвета», просуществовавшей в течение XIX и XX веков.
В XX века алхимическое стремление к совершенству было переосмыслено в юганской философии как психологический процесс индивидуации («Психология и алхимия», 1944).
Ссылка на вторую часть статьи, в которой показаны основные принципы алхимии.