Найти в Дзене
Апология чуда

Алхимия. Эволюция учения

Оглавление

Алхимия – это древняя практика, сочетающая элементы химии, философии, астрологии, мистики и искусства. Она возникла более двух тысяч лет назад и прошла долгий путь развития, меняясь под влиянием античной философии, арабской науки и европейского средневековья.

Ссылка на вторую часть статьи, в которой показаны основные принципы алхимии.

Алхимия Древнего Египта

Алхимия зародилась в Александрии, ставшей крупным экономическим и культурным центром эллинистической эпохи (III в. до н.э. – IV в. н.э.).

-2

Здесь была создана знаменитая Александрийская библиотека, где философия древних греков, практические знания египтян и мистические учения тесно переплетались. Теория Аристотеля о превращениях элементов путем изменения их свойств (тепло-холод, сухость-влажность) обогатилась знаниями ювелиров, стеклодувов и красильщиков, а также элементами оккультизма, такими как пифагореизм и астрология.

Основным объектом александрийской алхимии выступали металлы. Именно здесь образовалась традиционная металл-планетарная символика, зародилась теория образования металла и представление о двух его основах – Сере и Ртути.

Гермес Трисмегист (II–III в. н. э.)

Начало алхимии зафиксировано в трактате «Изумрудная скрижаль», автором которого считается полумифическая фигура Гермеса Трисмегиста. По легенде, скрижаль была нанесена на изумрудную пластину в надгробии Гермеса в египетском храме. В этом трактате содержится тезис, ставший идеологическим ядром алхимии:

«Что вверху, то и внизу» – всё во Вселенной происходит из одной первоосновы (Materia Prima). Каждая материя содержит в себе потенциал, который можно преобразовать.

Таким образом «Скрижаль» провозглашала единство всего мироздания, отцом которого считалось Солнце, а матерью – Луна. Отсюда возникла идея о существовании двух противоположных начал – Солнца и Луны, активного и пассивного, движения и материи, огненного и водного, Серы и Ртути – ставшая основой алхимического представления о мире.

Подробнее об учении Трисмегиста в этой статье.

Первые алхимики

В работах первых античных алхимиков систематизируются и описываются основные свойства веществ и методы их преобразования:

  • Мария Профетисса (Мария Еврейка, Мария Пророчица, III в. н.э.) – изобрела метод водяной бани и перегонный куб, ввела понятие чернения (nigredo) и очищения (albedo).
  • Зосима Панополитанский (IV в. н.э.) – описал процессы дистилляции, сублимации, связал алхимию с мистикой, сделав её предметом духовное преображение (трактат «О божественном искусстве»), связал металлы с планетами, ввёл понятия эликсира и пневмы (духа металлов – прообраза Ртутно–Серной теории).

Арабская алхимия

Эллинистическая алхимия была воспринята арабскими философами. После падения Римской империи именно арабский Восток не только сохранил, но и развил алхимическую теорию, обогатив её влияниями индийской культуры, где в фокусе алхимического исследования находилось духовное совершенствование человека (VIII–XII вв.).

Исследование химических реакции потребовало введения новых определений для их описания. Так к четырём классическим элементам, о состав вещества, добавились характеристики, объясняющие их свойства (блеск, ковкость, плавкость) – горючесть и металличность.

Гебер (721–815)

Персидский алхимик и врач Джабир ибн Хайян (Гебер) добавил к четырём аристотелевским свойствам веществ ещё два – философские Серу и Ртуть, заложив основу Ртутно-Серной теории металлов.

Ртутно-Серная теория
В основе всех металлов лежит два принципа – принцип Серы (горючести) и Ртути (металличности), смешанных в разных пропорциях. Эти принципы образованы сочетанием в металле аристотелевских элементов: Философская Ртуть содержит воздух и воду, философская Сера – землю и огонь. И та, и другая образуются в недрах земли под воздействием испарений: Ртуть – под воздействием мокрых, Сера – под воздействием сухих. По пропорции Серы и Ртути различают 7 металлов: свинец, олово, железо, медь, ртуть, серебро и золото (совершенный металл с идеальным соотношением Серы и Ртути).
Крылатый и бескрылый драконы, – символ ртути и серы. «Uraltes chymishes Werk», Елеазар, 1760
Крылатый и бескрылый драконы, – символ ртути и серы. «Uraltes chymishes Werk», Елеазар, 1760

Гебер ввёл представление о трансмутации металлов, а также об эликсире («al-iksir»), прообразе философского камня. Слово «эликсир» происходит от греческого «xerion», то есть «сухой».

Трансмутация металлов
Поскольку все металлы различаются между собой лишь пропорцией Серы и Ртути, изменение этой пропорции ведёт к изменению свойств металла. Изменить пропорцию можно с помощью специального эликсира и таким образом превратить неблагородный металл в серебро или золото.

Наравне с возможностью «исцелять» металлы, эликсир наделялся магической способностью исцелять болезни, омолаживать организм, возможно, дарить бессмертие.

Труды Гебера: «Сумма совершенства», «Китаб аль-Кимия», «Книга семидесяти», «Книга камней», «Книга ядов». Позже под его именем выпускали свои труды европейские алхимики (псевдо-Гебер).

Разес (865–925)

Арабский алхимик Аль-Рази прибавил к принципам горючести (Серы) и металличности (Ртути) принцип твёрдости – принцип Соли. Ртуть и Сера образуют твёрдые вещества лишь в присутствии этого третьего принципа. В Европу такое прочтение алхимической теории пришло лишь XVI веке в трудах Парацельса.

Изображение Разеса в переводе Герардом Кремонским книги Авиценны «Канон врачебной науки», 1250—1260
Изображение Разеса в переводе Герардом Кремонским книги Авиценны «Канон врачебной науки», 1250—1260

Впервые в истории химии Разес классифицировал вещества, разделив их на минеральные, растительные и животные. Минеральные вещества подразделялись на: духи (летучие), тела (металлы), камни, купоросы, бораки и соль. К животным относились: волосы, кости, мозг, жёлчь, кровь, молоко, моча, яйца, раковины и рога. Растительные не перечислялись.

Помимо трансмутации металлов, Разес исследовал возможность облагораживать минералы – превращать кварц и стекло в драгоценные камни.

Труды Разеса: «Книга тайн» и «Книга тайны тайн».

Авиценна (980–1037)

Арабский философ, врач и алхимик Ибн Сина исследовал вещества, прежде всего, с позиции их целебных свойств. В отличие от своих предшественников, он отрицал возможность трансмутации и рассматривал алхимию как искусство подделки металлов. Разделял алхимию на практическую (лабораторную) и спекулятивную (мистическую).

Труды Авиценны: «Книга исцеления», «Книга о душе».

III. Средневековая алхимия Европы

После завоевания в VIII веке арабами Пиренейского полуострова (территория современных Испании и Португалии), бывшее некогда греческим знание вновь вернулось на европейский континент, наука которого к этому времени переживала упадок. Отсюда через перевод мусульманских трактатов, а также посредством столкновения культур в крестовых походах античное знание стало проникать в христианский мир.

Схоласты (XIII в.)

В 1250 году немецкий философ и богослов, член доминиканского ордена Альберт Великий (1193–1280) предпринял попытку совместить греческую и арабскую науку с христианской доктриной. Познакомившись с трудами Аристотеля в Падуанском университете, он составил комментарии к ним, сделав доступными большему кругу читателей. Это исследование привело его к изучению арабских текстов, в частности, трудов Авиценны.

В своих трудах Альберт Великий мало, что говорит об алхимии, и то в основном в комментариях к Аристотелю. Он упоминает, что был свидетелем создания золота путём трансмутации. По легенде, сам Альберт смог создать философский камень и передать его своему ученику, Фоме Аквинскому.

Труда Альберта: «Пять книг о металлах и минералах», «Малый алхимический свод». Позднейшие авторы часто подписывали свои трактаты его именем, чтобы придать текстам престижность («Theatrum Chemicum»).

Ученик Альберта, итальянский философ и теолог, член доминиканского ордена Фома Аквинский (1225–1274). Вслед за учителем, он продолжил исследование и комментирование трудов Аристотеля.

Несмотря на то, что наш труд завершается посредством одного нашего меркурия, необходим тем не менее фермент красного или белого цвета; тогда он легко смешивается с Солнцем и Луной, так как оба эти тела во многом участвуют в его природе, а также являются более совершенными, чем другие. Резон в том, что эти тела более совершенны, потому что содержат больше меркурия. Таким образом, содержащие его более, чем другие, Луна и Солнце соединяются с красным и с белым и фиксируются в огне, потому что это есть один меркурий, являющийся совершенным Трудом; в нем мы находим все то, чего нам недостает для нашего труда, благодаря чему мы не имеем необходимости добавлять что-либо.
Солнце и Луня не являются инородными ему, потому что они сведены с самого начала Труда из их первой материи, то есть меркурия; они берут от него же и свой исток. Некоторые стремятся завершить труд посредством одного меркурия или простой магнезии; промывая их в очень крепком винном уксусе, обжигая их в масле, сублимируя (возгоняя), обжигая, кальцинируя (прокаливая), дистиллируя (перегоняя), экстрагируя (извлекая) их квинтессенцию, подвергая их пытке расчленением и бесконечному числу других казней, веруя, что их действия приведут их к прибыли, и, наконец, скрывают, что результат убог.
Но поверь мне, сын мой, вся наша тайна состоит лишь в режиме и распределении огня и в умелом направлении Труда.

Трактаты Фомы: «Трактат об искусстве алхимии».

Роджер Бэкон (1214–1292)

Первым европейским алхимиком стал английский философ, богослов-францисканец Роджер Бэкон. Увлечённый естественными науками, алхимию он рассматривал как одну из наук о природе, требующую не схоластического (теоретического), а экспериментального (натурфилософского) подхода. В связи с этим Бэкон резко отзывался об имевших авторитет трудах Альберта Великого и Фомы Аквинского. Критика невежества и порочности духовенства навлекла на него преследование церковных властей и обвинение в ереси.

В трактате «О тайнах природы…» Бэкон систематизирует естественнонаучные знания и разоблачает всевозможные виды магии. Одна из глав трактата посвящена возможности синтеза золота. В ней автор выражает уверенность в скором открытии этого алхимического рецепта.

Трактаты Бэкона: «О тайнах природы и искусства и о ничтожестве магии». Некоторыми исследователями ему также приписывается авторство «Зеркала алхимии».

В первой половине XIV века папа Иоанн XXII запретил алхимию в Италии, тем самым положив начало «охоте на ведьм», направленной против алхимиков.

Николя Фламель (1330–1418)

Французскому книготорговцу и меценату Николасу Фламелю легенды приписывают создание философского камня.

Романтизированный портрет Николя Фламеля из «Исторической галереи знаменитых людей» (1840)
Романтизированный портрет Николя Фламеля из «Исторической галереи знаменитых людей» (1840)

Фламель происходил из небогатой семьи. Выучившись на писаря, он переехал в Париж, где смог жениться на зажиточной горожанке и на приобретённый средства открыть собственную книжную лавку.

В 1361 году в его руки попал арамейский папирус «Священная книга еврея Авраама». Следующие 20 лет он посвятил попыткам расшифровать тайный смысл этого текста, предприняв даже экспедицию в еврейский общины Испании.

По возвращении Фламеля в Париж возник миф о том, что ему удалось раскрыть секрет философского камня. Аргументов в пользу этого мифа служило свалившееся на Фламеля богатство и долгие годы жизни.

В последствии обстоятельства жизни и смерти четы Фламелей обросли легендами. Говорили, будто они инсценировали свои похороны, будто после похорон их видели в разных городах.

Трактаты Фламеля: «Иероглифические фигуры».

Алхимия Возрождения

В XIV–XVI веках алхимия переживала расцвет. Многие короли покровительствовали алхимикам в надежде добыть рецепт создания золота. Император Рудольф II сделал свой двор научным центром алхимии, за что стал прозываться германским Гермесом Трисмегистом.

Ключевые алхимические трактаты

В этих условиях формируется теоретический корпус алхимического знания, представленный во многочисленных трактатах, каждый из которых расширял и дополнял предыдущие.

  • «De Alchemia» (1541) – один из первых печатных сборников, знаменующий уход от рукописной традиции. Включал как классические (приписываемые Гермесу, Альберту Великому), так и более поздние работы.
  • «Verae alchemiae artisque metallicae, citra aenigmata, doctrina» (1561) – сборник из 53 алхимических текстов, включивший тексты разных эпох: от античности до средневековья. Этот сборник включил практическое руководство по металлургии, укрепил связь алхимии с прикладной химией.
  • «Artis auriferae, quam chemiam vocant» (1572) – сборник в 7 томах, включивший 80 трактатов. В нём впервые был опубликован «Turba philosophorum» – один из старейших и наиболее влиятельных алхимических трактатов, написанный в виде диалога между древними мудрецами.
  • «Амфитеатр вечной мудрости» (1595) – не просто сборник, а оригинальный трактат, синтезирующий алхимию, каббалу и христианский мистицизм. Сместил акцент с практической на духовную алхимию. Имел авторитет среди розенкрейцеров.
  • «Химический театр» (1602) – наиболее полный свод алхимических текстов, ставший главной энциклопедией алхимии XVII века.

Парацельс (1493–1541)

Швейцарский алхимик, врач и мистик Парацельс в своих трудах осмыслил алхимические операции как способ создания лекарственных веществ, став основателем ятрохимии.

Парацельсом была развита предложенная Разесом концепция трёх начал (Tria Prima): Серы, Ртути и Соли.

Tria Prima
Сера (Sulfur) – душа, горючесть, структура (мужское начало). Ртуть (Mercury) – дух, летучесть, жизнь (женское начало). Соль (Salt) – тело (твёрдость).
«Возьми кусок дерева. Это тело. Теперь сожги его. Горючая часть – это Сера, дым – Меркурий, зола – соль».
Три начала ассоциировались с Отцом (Сера), Сыном (Ртуть) и Святым духом (Соль).

Трактаты Парацельса: «Парагранум», «Оккультная философия».

Развитие алхимии в следующие эпохи

До XVII века алхимия развивалась двумя раздельными путями: мистическим и научным, развитым в работах Парацельса. С XVII века ведущим направлением эзотерики стало розенкрейцерство, в рамках которого эти два направления слились. С XVIII века в Англии и во Франции влияние приобрело масонство. В это время в связи с развитием химии завершается история научной алхимии, хотя некоторые учёные (например, Исаак Ньютон) остаются её приверженцами. Завершающим аккордом в развитии мистической алхимии стали работы Элифаса Леви (1810–1875), заложившие основу магии «Золотого рассвета», просуществовавшей в течение XIX и XX веков.

В XX века алхимическое стремление к совершенству было переосмыслено в юганской философии как психологический процесс индивидуации («Психология и алхимия», 1944).

Ссылка на вторую часть статьи, в которой показаны основные принципы алхимии.