Не скрою, но в связи с новостной повесткой я заинтересовался положением дел в рамках автопрома Ирана. Ведь ни для кого не секрет, что автомобильные заводы и мощности - всегда находятся в группе риска, т.к. быстро могут встать на военные рельсы. Стало очень любопытно - "чем рискуют", так как единственное, что всплывает на ум при словосочетании "Иранский автопром" это банально-знакомый для нас Iran Khondo Samand, который часто мелькал у нас в 2005-х годах.
и я окунулся в изучение, открыл для себя много нового, но при этом до боли знакомого. Уж очень сильно некоторые аспекты развития напоминают нашу страну. Не буду вас томить и приглашаю в короткий технологический экскурс по иранскому автопрому.
Экономическое значение отрасли для Ирана
Автомобилестроение очень важная отрасль для каждого государства, которое метит в сторону развития страны. В Иране - занимает третье место среди ключевых отраслей иранской экономики после нефтегазового сектора.
Согласно официальным данным:
- Обеспечивает 10% национального ВВП.
- В отрасли занято около 500 000 человек (2.3% рабочей силы).
- 75% производства приходится на легковые автомобили, 15% — на пикапы.
- Крупнейшие производители: Iran Khodro (IKCO) и SAIPA контролируют 87.4% рынка.
Исторические этапы развития
1960-е: Когда нет ничего своего и ты не понимаешь с какой стороны подступиться - совсем незазорно пригласить тех, кто "умеет в автозаводы". именно так и началась лицензионная сборка с привлечением французов (Citroën, Peugeot). Это позволило наработать опыт и сформировать первичную базу знаний, которая в последствии стала опорой собственных разработок.
1967: Iran Khodro запускает производство модели Paykan на базе британского Hillman Hunter — этот автомобиль оставался флагманом до 2005 года. Наша "Буханка" или "Нива" в данном случае просто молча улыбаются.
1979: Исламская революция принесла огромное количество санкций, что заставило запускать масштабное импортозамещение. Западные компании оставили свое минимальное присутствие.
1990-2000-е: Небольшая оттепель и расширение модельного ряда через партнёрство с Kia, Renault, Peugeot.
2020-е: Разработка полностью иранских платформ (Samand, Tiba, Tara).Работа с международными автомобильными гигантами: Peugeot, Citroen, Renault (Франция), Volkswagen, BMW Mercedes-Benz (Германия), Nissan, Toyota (Япония), Proton (Малайзия), Chery, Haima (Китай), Kia Motors, Hyundai (Корея)
Ключевые производители
Iran Khodro (IKCO)
- Основана в 1962 году как Iran National;
- Крупнейший автопроизводитель Ближнего Востока;
- Производственные мощности в 6 странах (Азербайджан, Сирия, Венесуэла и даже Белоруссия (до 2013 года));
- Модельный ряд:
Собственные разработки и Лицензионные копии
Некоторые автомобили на которых хотел заострить внимание (Если есть желание поизучать детальнее то внизу статьи оставлю ссылки):
Reera
Турбированный двигатель EF7+ объемом 1.6 литров на 160 иранских лошадей и 250 Нм. Кроссовер идет на 18ых дисках и переднем приводе. Внешне намного интереснее нашего прямого аналога "Москвич 3". Также "Рирка" выпускается как полная электричка.
Tara
Современный седанчик с двигателем Tu5+ (атмосферный 1.6.) с автоматом и на коже. Звезд с неба не хватает но и выглядит съедобно
Soren
Рестайлинг знакомой нам модели. восьмиклапанный Двигатель XU7P. 1.8 литров и 98 лошадок. Бестселлер по сути. Это как Ваз 2115 после долгого производства 21099. Вроде все тоже самое, но по свежее)
MB 1924
да да ... Вам не показалось. Это Мерс 1958 модельного года, который производится по сей день.
Агрегат OM 355 LA выдает 280 лошадей и 1000 Нм момента.
Atros city bus
У данного аппарата на боку уже психологически просится надпись "Я Электробус" и это не спроста. Это и в правду иранский электробус.
Электромотор DANA выдает 470 лошадей
Другие игроки:
SAIPA
- Создана в 1965 году для сборки Citroën Dyane.
- Контролирует 37.9% внутреннего рынка.
- Ключевые модели:
Tiba (2009-2022) — первая платформа собственной разработки.
Saina и Quick — модернизированные версии Tiba.
Shahin (2020) на базе Toyota B-платформы. - Владеет дочерними компаниями: Saipa Diesel, Pars Khodro, Zamyad Co.
- Bahman Group:
Изначально задумывалась как компания отвечающая нуждам армии КСИР. В итоге заключила партнерские соглашения с иностранными автопроизводителями, такими как MAZDA, ISUZU, FAW, ZX и Great Wall. Производили копии пикав мазды, а далее уже пошло-поехало.
- Zamyad:
специализация на пикапах (за основу взята модель Nissan Junior) и фургонах Iveco.
- Modiran Vehicle Manufacturing:
изначально шлёпал корейцев. Однако кризис в Daewoo Motor в Южной Корее привёл к поглощению американской корпорацией General Motors, которая затем прекратила поставки иранской компании из-за санкций США. Из-за этого MVM лицензировала Chery QQ3, так как автомобиль был похож на модель GM. Сейчас модельный ряд в основном состоит из китайских моделей Chery
Технологические особенности
- Локализация производства:
Санкции стимулировали создание полного цикла: от проектирования до выпуска двигателей.
Уровень локализации ключевых моделей (Samand, Tiba) достигает 85%. - Экологические проблемы:
Большинство автомобилей соответствуют стандарту Евро-4 (введён в Иране в 2019);
Средний расход топлива: 8-9 л/100 км для седанов класса Samand (против 5-6 л/100 км у мировых аналогов). - Электрификация:
IKCO анонсировала первый электромобиль Reera с запасом хода 400 км.
SAIPA разрабатывает гибридную версию Shahin.
Экспортные рынки
- Основные направления: Азербайджан, Ирак, Сирия, Алжир, Венесуэла.
- Доля экспорта: 12% от общего производства.
- Проблемы: Конкуренция с китайскими брендами в ценовом сегменте.
Текущие вызовы отрасли
- Санкционное давление и технологическое отставание:
Ограничения на поставки электронных компонентов;
Заморозка совместных проектов с PSA (Peugeot) и Renault. - Рыночная конкуренция:
Рост доли китайских марок (Chery, MG) до 18% рынка (2023);
Вторичный рынок: 60% автопарка старше 15 лет.
Каков итог?
Автомобильная промышленность Ирана пытается демонстрировать устойчивость в условиях санкций, и пока сохраняет роль системообразующей отрасли. В рамках экспорта я вижу лишь грустные перспективы ибо продавать китайские автомобили там, где и так есть возможность купить китайские автомобили - бизнес модель "не очень" — переход на экологические стандарты Евро-6 в рамках собственных разработок - еще куда не шло. Успех будет зависеть от модернизации производственных линий и кооперации с технологическими партнёрами из Азии, а самое главное - физическое сохранение собственных заводов.
Ссылки для любопытых:
https://ikcoglobal.com/