Найти в Дзене
ТрещМаш

Автомобильная промышленность Ирана: структура, история и современное состояние

Не скрою, но в связи с новостной повесткой я заинтересовался положением дел в рамках автопрома Ирана. Ведь ни для кого не секрет, что автомобильные заводы и мощности - всегда находятся в группе риска, т.к. быстро могут встать на военные рельсы. Стало очень любопытно - "чем рискуют", так как единственное, что всплывает на ум при словосочетании "Иранский автопром" это банально-знакомый для нас Iran Khondo Samand, который часто мелькал у нас в 2005-х годах. и я окунулся в изучение, открыл для себя много нового, но при этом до боли знакомого. Уж очень сильно некоторые аспекты развития напоминают нашу страну. Не буду вас томить и приглашаю в короткий технологический экскурс по иранскому автопрому. Автомобилестроение очень важная отрасль для каждого государства, которое метит в сторону развития страны. В Иране - занимает третье место среди ключевых отраслей иранской экономики после нефтегазового сектора. Согласно официальным данным: 1960-е: Когда нет ничего своего и ты не понимаешь с како
Оглавление

Не скрою, но в связи с новостной повесткой я заинтересовался положением дел в рамках автопрома Ирана. Ведь ни для кого не секрет, что автомобильные заводы и мощности - всегда находятся в группе риска, т.к. быстро могут встать на военные рельсы. Стало очень любопытно - "чем рискуют", так как единственное, что всплывает на ум при словосочетании "Иранский автопром" это банально-знакомый для нас Iran Khondo Samand, который часто мелькал у нас в 2005-х годах.

-2

и я окунулся в изучение, открыл для себя много нового, но при этом до боли знакомого. Уж очень сильно некоторые аспекты развития напоминают нашу страну. Не буду вас томить и приглашаю в короткий технологический экскурс по иранскому автопрому.

Экономическое значение отрасли для Ирана

Автомобилестроение очень важная отрасль для каждого государства, которое метит в сторону развития страны. В Иране - занимает третье место среди ключевых отраслей иранской экономики после нефтегазового сектора.

Согласно официальным данным:

  • Обеспечивает 10% национального ВВП.
  • В отрасли занято около 500 000 человек (2.3% рабочей силы).
  • 75% производства приходится на легковые автомобили, 15% — на пикапы.
  • Крупнейшие производители: Iran Khodro (IKCO) и SAIPA контролируют 87.4% рынка.

Исторические этапы развития

1960-е: Когда нет ничего своего и ты не понимаешь с какой стороны подступиться - совсем незазорно пригласить тех, кто "умеет в автозаводы". именно так и началась лицензионная сборка с привлечением французов (Citroën, Peugeot). Это позволило наработать опыт и сформировать первичную базу знаний, которая в последствии стала опорой собственных разработок.
1967: Iran Khodro запускает производство модели Paykan на базе британского Hillman Hunter — этот автомобиль оставался флагманом до 2005 года. Наша "Буханка" или "Нива" в данном случае просто молча улыбаются.
1979: Исламская революция принесла огромное количество санкций, что заставило запускать масштабное импортозамещение. Западные компании оставили свое минимальное присутствие.
1990-2000-е: Небольшая оттепель и расширение модельного ряда через партнёрство с Kia, Renault, Peugeot.
2020-е: Разработка полностью иранских платформ (Samand, Tiba, Tara).Работа с международными автомобильными гигантами: Peugeot, Citroen, Renault (Франция), Volkswagen, BMW Mercedes-Benz (Германия), Nissan, Toyota (Япония), Proton (Малайзия), Chery, Haima (Китай), Kia Motors, Hyundai (Корея)

Ключевые производители

-3


Iran Khodro (IKCO)

  • Основана в 1962 году как Iran National;
  • Крупнейший автопроизводитель Ближнего Востока;
  • Производственные мощности в 6 странах (Азербайджан, Сирия, Венесуэла и даже Белоруссия (до 2013 года));
  • Модельный ряд:
    Собственные разработки и Лицензионные копии

Некоторые автомобили на которых хотел заострить внимание (Если есть желание поизучать детальнее то внизу статьи оставлю ссылки):

-4

Reera
Турбированный двигатель EF7+ объемом 1.6 литров на 160 иранских лошадей и 250 Нм. Кроссовер идет на 18ых дисках и переднем приводе. Внешне намного интереснее нашего прямого аналога "Москвич 3". Также "Рирка" выпускается как полная электричка.

-5

Tara

Современный седанчик с двигателем Tu5+ (атмосферный 1.6.) с автоматом и на коже. Звезд с неба не хватает но и выглядит съедобно

-6

Soren

Рестайлинг знакомой нам модели. восьмиклапанный Двигатель XU7P. 1.8 литров и 98 лошадок. Бестселлер по сути. Это как Ваз 2115 после долгого производства 21099. Вроде все тоже самое, но по свежее)

-7

MB 1924

да да ... Вам не показалось. Это Мерс 1958 модельного года, который производится по сей день.
Агрегат OM 355 LA выдает 280 лошадей и 1000 Нм момента.

-8

Atros city bus

У данного аппарата на боку уже психологически просится надпись "Я Электробус" и это не спроста. Это и в правду иранский электробус.
Электромотор DANA выдает 470 лошадей

Другие игроки:

-9

SAIPA

  • Создана в 1965 году для сборки Citroën Dyane.
  • Контролирует 37.9% внутреннего рынка.
  • Ключевые модели:
    Tiba (2009-2022) — первая платформа собственной разработки.
    Saina и Quick — модернизированные версии Tiba.
    Shahin (2020) на базе Toyota B-платформы.
  • Владеет дочерними компаниями: Saipa Diesel, Pars Khodro, Zamyad Co.

  • Bahman Group:
-10

Изначально задумывалась как компания отвечающая нуждам армии КСИР. В итоге заключила партнерские соглашения с иностранными автопроизводителями, такими как MAZDA, ISUZU, FAW, ZX и Great Wall. Производили копии пикав мазды, а далее уже пошло-поехало.

-11
  • Zamyad:
-12

специализация на пикапах (за основу взята модель Nissan Junior) и фургонах Iveco.

-13

  • Modiran Vehicle Manufacturing:
-14

изначально шлёпал корейцев. Однако кризис в Daewoo Motor в Южной Корее привёл к поглощению американской корпорацией General Motors, которая затем прекратила поставки иранской компании из-за санкций США. Из-за этого MVM лицензировала Chery QQ3, так как автомобиль был похож на модель GM. Сейчас модельный ряд в основном состоит из китайских моделей Chery

-15

Технологические особенности

  1. Локализация производства:
    Санкции стимулировали создание полного цикла: от проектирования до выпуска двигателей.
    Уровень локализации ключевых моделей (Samand, Tiba) достигает 85%.
  2. Экологические проблемы:
    Большинство автомобилей соответствуют стандарту Евро-4 (введён в Иране в 2019);
    Средний расход топлива: 8-9 л/100 км для седанов класса Samand (против 5-6 л/100 км у мировых аналогов).
  3. Электрификация:
    IKCO анонсировала первый электромобиль Reera с запасом хода 400 км.
    SAIPA разрабатывает гибридную версию Shahin.

Экспортные рынки

  • Основные направления: Азербайджан, Ирак, Сирия, Алжир, Венесуэла.
  • Доля экспорта: 12% от общего производства.
  • Проблемы: Конкуренция с китайскими брендами в ценовом сегменте.

Текущие вызовы отрасли

  1. Санкционное давление и технологическое отставание:
    Ограничения на поставки электронных компонентов;
    Заморозка совместных проектов с PSA (Peugeot) и Renault.
  2. Рыночная конкуренция:
    Рост доли китайских марок (Chery, MG) до 18% рынка (2023);
    Вторичный рынок: 60% автопарка старше 15 лет.

Каков итог?

Автомобильная промышленность Ирана пытается демонстрировать устойчивость в условиях санкций, и пока сохраняет роль системообразующей отрасли. В рамках экспорта я вижу лишь грустные перспективы ибо продавать китайские автомобили там, где и так есть возможность купить китайские автомобили - бизнес модель "не очень" — переход на экологические стандарты Евро-6 в рамках собственных разработок - еще куда не шло. Успех будет зависеть от модернизации производственных линий и кооперации с технологическими партнёрами из Азии, а самое главное - физическое сохранение собственных заводов.

Ссылки для любопытых:
https://ikcoglobal.com/

https://www.bahman.ir/