18 июня 1942 года в докладной записке директора Казанского порохового завода № 40 сообщалось, что предприятие взамен нитроглицериновых порохов сумело наладить валовый выпуск пироксилиновых порохов, для новейших реактивных артиллерийских установок «Катюша». В начале войны, когда большинство пороховых заводов было вынуждено эвакуироваться на восток и осваиваться на новом месте, Казанский завод № 40 стал практически единственным, поставлявшим на фронт боеприпасы. В условиях катастрофической нехватки пороха прорывным решением стало оснащать снаряды для «Катюш» не баллистическими реактивными порохами, а пироксилиновыми.
Эта идея была предложена Владимиром Шнегасом, бывшим директором завода, осужденным в 1937 г. по 58-ой статье и с началом войны направленным в Особое техническое бюро. Это была спецтюрьма, или как говорили в народе, «шарашка», где работали осужденные ученые, инженеры и техники. ОТБ-40 состояло из инженерно-технических работников пороховой промышленности и заключенных специалистов-химиков. Возглавлял группу Н.П. Путимцев – бывший главный инженер Всесоюзного порохового треста, а ведущими специалистaми и научными сотрудниками ОТБ, кроме В.В. Шнегаса, были М.А. Швиндельман, Г.Л. Штукатер, Д.Е. Воробьев, М.А. Бельдер, Р.Г. Фридлендер.
Благодаря работе инженеров и химиков ОТБ-40 на заводе был также налажен выпуск минометных зарядов, пороха к новым системам зенитной и самоходной артиллерии и т.д. Немецкие специалисты-пороховщики до конца войны безуспешно пытались открыть секрет Шнегаса, но им это так и не удалось.
В целом за военный период Казанский пороховой завод отправил на фронт более 4 миллиардов зарядов для полевой и морской артиллерии, самолетного вооружения, к винтовочным патронам. До 30 процентов в объеме валового выпуска продукции составляли заряды для легендарных «Катюш». Для них пороховой завод отправил на фронт миллион зарядов.
Особое технические бюро на заводе № 40 было не единственным в Казани. Своя «шарашка» была и у Казанского моторостроительного завода № 16, куда осенью 1940 г. был направлен Валентин Петрович Глушко – будущий конструктор советских ракетно-космических систем. В ОКБ Завода № 16 ученые работали над усовершенствованием авиамотора и здесь В.П. Глушко предложил использовать для самолетов реактивную тягу и начал разработку жидкостно-реактивного двигателя РД-1 для установки его на боевые самолеты Пе-2.
Этот двигатель позволял самолету увеличивать скорость на взлете и маневрах, что делало его недосягаемым для противника. Предложения Глушко были одобрены ВВС и способствовали созданию в 1941 году отдельного КБ-2 в ОКБ-16, где он стал главным конструктором и руководителем. Для работы в своем ОКБ Валентин Петрович просит направить к нему Сергея Павловича Королева, который на тот момент отбывал срок на Колыме. Так, в ноябре 1942 г., в Казань прибыл будущий основоположник практической космонавтики С.П. Королев.
Проект самолета-перехватчика с РД-1 был выполнен в короткие сроки. В пояснительной записке от 16 декабря 1942 г. он описывался как сверхскоростной истребитель с выдающимися летными качествами и мощным вооружением, способный догнать и уничтожить любой современный скоростной самолет. Простота в изготовлении самолета и двигателя позволяла быстро наладить их массовый выпуск для нужд войн
За успешные работы по созданию авиационного двигателя РД-1 27 июля 1944 года было принято решение о досрочном освобождении со снятием судимости 29 особо отличившихся заключенных специалистов ОКБ-16. Среди них: В.А. Витка, В.П. Глушко, Г.С. Жирицкий, С.П. Королев, Г.Н. Лист, В.Л. Пржецлавский, Д.Д. Севрук, Н.Л. Уманский, Н. С. Шнякин. В августе 1944 года «спецконтингенту» выдали паспорта и жилье в только-что построенном в «Соцгороде» Казани в доме № 5 по улице Лядова.
В письме матери С.П. Королев так рассказывал о своем новом жилье: «Комната моя «шикарно» обставлена, а именно: кровать со всем необходимым, стол кухонный, покрытый простыней, два табурета, тумбочка и письменный стол, привезенный мною с работы. На окне моя посуда: три банки стеклянные и две бутылки, кружка и одна чайная ложка. Вот и все мое имущество и хозяйство. Чувствую ваши насмешливые улыбки, да и мне самому смешно. Но я не горюю... Это ведь не главное в жизни, и вообще, все это пустяки».
Буквально через год, в мае 1945 года в Казанском авиационном институте была создана первая в СССР кафедра ракетных двигателей. В.П. Глушко возглавил кафедру. С.П. Королев был назначен старшим преподавателем.
Так, Казань стала центром авиационного и космического образования, именно здесь в застенках НКВД, начиналось отечественное ракетное двигателестроение.
Алина Галимзянова