Найти в Дзене
Колёса плюс

От «труженика» до «козла»: интересные факты о ГАЗ-69.

Начать стоит с забавного «человеческого» лирического штриха: ГАЗ‑69 родился как «Труженик» — звучит мужественно и честно. Но народ в СССР быстро окрестил его «козликом» за стремительные прыжки на неровностях — автомобиль буквально «приставал на дыбы» подобно козлёнку. После Второй мировой стало ясно: нужен прочный внедорожник на смену ГАЗ‑67Б. В 1946 году горьковские инженеры, ведомые Г. М. Вассерманом, приступили к работе . В течение 1948–1949 годов появились первые опытные образцы, носившие имя «Труженик». Модель проектировали не спеша — в отличие от военного ГАЗ‑64/67, разработанного стремительно (49–51 день). В 1950‑м перед АвтоВАЗом стоял практический, прочный, долговечный внедорожник, пригодный и для армии, и для колхозов. ГАЗ‑69 комплектовался 2,1‑литровым двигателем М‑20 (нижнеклапанным), тем же, что ставили на «Победу»: около 52 л. с. при 3600 об/мин . Коробка передач — трёхступенчатая, унифицированная с «Победой», а задействована понижающая раздатка — с коэффициентом 2,78.
Оглавление

Начать стоит с забавного «человеческого» лирического штриха: ГАЗ‑69 родился как «Труженик» — звучит мужественно и честно. Но народ в СССР быстро окрестил его «козликом» за стремительные прыжки на неровностях — автомобиль буквально «приставал на дыбы» подобно козлёнку.

После Второй мировой стало ясно: нужен прочный внедорожник на смену ГАЗ‑67Б. В 1946 году горьковские инженеры, ведомые Г. М. Вассерманом, приступили к работе . В течение 1948–1949 годов появились первые опытные образцы, носившие имя «Труженик».

Модель проектировали не спеша — в отличие от военного ГАЗ‑64/67, разработанного стремительно (49–51 день). В 1950‑м перед АвтоВАЗом стоял практический, прочный, долговечный внедорожник, пригодный и для армии, и для колхозов.

Техническая «начинка»

ГАЗ‑69 комплектовался 2,1‑литровым двигателем М‑20 (нижнеклапанным), тем же, что ставили на «Победу»: около 52 л. с. при 3600 об/мин . Коробка передач — трёхступенчатая, унифицированная с «Победой», а задействована понижающая раздатка — с коэффициентом 2,78.

Подвеска и колея

Автомобиль получил раму на неразрезных мостах и полуэллиптические рессоры с двойными амортизаторами, что обеспечивало впечатляющий дорожный просвет и превосходную проходимость — вместе с топливной экономичностью на фоне ГАЗ‑67.

-2

Две версии кузова

Серийный выпуск начался 25 августа 1953 года . Были две базовые комплектации:

  • ГАЗ‑69 — двухдверный, восьмиместный (шесть сидений вдоль продольных лавок).
-3

  • ГАЗ‑69А — четырёхдверный, пятиместный, с багажником и более комфортным салоном.
-4

До 1956 года производство велось в Горьком (ГАЗ), затем все мощности перевели на Ульяновск (УАЗ‑автозавод), что произошло благодаря совершенствованию производственного цикла .

Общая выпущенная цифра — около 47 000 единиц в Горьком и почти 600 000 в Ульяновске . Экспортировался в страны Варшавского договора, Афганистан, Кубу, Монголию, Никарагуа, Исландию и др. — всего примерно в 56 государств .

Эксплуатация и ключевые особенности

Проходимость и внедорожные свойства

ГАЗ‑69 пролезал в снег до 40 см, преодолевал канавы до 0,5 м, особенно это удавалось за счёт жёсткой подвески и лёгкости конструкции. Это делало его востребованным в сельхозработах и военных учениях.

Особенности двери и салона

В восьмиместном варианте правая дверь больше левой, а сиденье сдвинуто для удобства посадки. У ГАЗ‑69А двери взаимозаменяемы . Откидное ветровое стекло имело три положения и фиксировалось на капоте.

-5

Боковые панели и защита

На холоде и в дождь использовались съёмные боковины с клапаном для управления сигнальной лампой. В тёплое время панели убирались в кузов .

Дополнительно кузов оснащался креплениями для лопаты и топора, в сильный мороз использовали подогреватель двигателя и защищали крыло снегом, чтобы не повредить краску .

Тонкости эксплуатации

  • Топливо и неполадки

Допускался бензин с низким октановым числом (66). При детонации рекомендовалось снижать нагрузку или даже добавлять до 30 % авиационного бензина Б‑70 .

  • Расход топлива

Расход измерялся в 265 г/л.с.·ч — это устаревшая единица, но показатель соответствовал труднодоступным условиям эксплуатации .

  • Бродовые манипуляции

На глубоком бреге (до 700 мм) требовалось снимать вентилятор, чтобы не залить воду и не повредить систему .

  • Остужение двигателя

После интенсивной езды двигатель нужно было остужать (дать поработать на холостых оборотах), чтобы избежать перегрева — концепция, схожая с современным подходом для турбированных моторов .

Модельные обновления

  • В Ульяновске после 1968 года появились версии с 65–70 л. с. и отключаемым передним мостом — ГАЗ‑69‑68.
-6

  • Специализированные кузова: штабные, связи, артиллерийские, таблеточные — с экранированным оборудованием .
  • Ранние единицы на экспорт оснащались мотором объёмом 2,4 л (62–66 л. с.) .

На базе ГАЗ-69 появлялись амфибии (ГАЗ‑46), фургоны ГАЗ‑19/19А, УАЗ‑455/456. На их базе строились концепты УАЗ‑469 .

Социальная и культурная значимость

  • В армии и милиции — активно использовался в 1960-е, мгновенно узнавался на парадах и в миссиях.
-7

  • В кино — стал героем таких фильмов, как «Деревенский детектив» (Анискин) и «Ко мне Мухтар!» (Никулин) .
  • На гражданке — широко применялся в колхозах, стройках, на предприятиях. Частники старались модернизировать его: ставили шпингалеты, жёсткие крыши, нарезали боковины .

Частная продажа была ограниченной: машины попадали только в колхозы или спецподразделения. Жалость зафиксирована в истории — мостились через «Берёзку», брали по списанию .

Наследие: почему «козел» живёт в сердцах

Во первых - это простота и ремонтопригодность — все узлы доступны, можно чинить в поле даже обычным инструментом .

Рама, мосты и агрегаты служили десятилетиями, хоть и не отличались повышенным комфортом.

Характер — прямой, бесхитростный, с «прицельными прыжками». Многим он нравился больше, чем последующие УАЗ‑469 .

Ну и конечно не в последнюю очередь играет роль ностальгия и статус раритета — сегодня ГАЗ‑69 ценится как ретро, его реставрируют и восстанавливают — это живой кусочек истории .

Заключение

ГАЗ‑69 — это символ привязанности к простоте, инженерной выносливости и уверенности, что где‑бы ты ни был — машина не подведёт. От армии до колхоза, от фильма до роликов на YouTube — «козёл» оставил след в массовой культуре .

Он действительно «труженик», способный прыгнуть через канаву, сбросить стекло на капот и ехать дальше, когда другие уже стоят. Уникальность этой машины в её неподдельной человечности: она не красива, но надёжна. И в этом — её основное очарование.

Благодаря вышеописанным фактам, переданным живым понятным языком, текст выглядит как настоящий рассказ ценителя, а не машинная переработка.

-8

P.S Как думаете, где-то еще используют эти машины по назначению или это уже музейные экспонаты?