- Уважаемые друзья- подписчики! 17 июня 1911 г. родился известный русский писатель, драматург, лауреат Сталинской премии (1947), участник Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы Виктор Платонович Некрасов.
- -Мрамор! Я-Гранит! Как слышишь? Мрамор! Мрамор!
- Рецензия на повесть "В окопах Сталинграда" писателя-фронтовика Андрея Платонова.
Уважаемые друзья- подписчики! 17 июня 1911 г. родился известный русский писатель, драматург, лауреат Сталинской премии (1947), участник Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы Виктор Платонович Некрасов.
Каждый советский писатель готов все свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины!
С самого начала Великой Отечественной войны писатели и поэты остро ощущали свою ответственность за судьбу Родины. Они неустанно передавали сообщения о страданиях и героизме простых солдат, многие сами становились военными корреспондентами.
Девизом для многих военных корреспондентов стали слова В. Гроссмана: «Никто из нас не имеет права писать о Сталинградской битве, если не побывает в городе сам. Нет морального права рассказывать о боях, которых ты не видел».
-Мрамор! Я-Гранит! Как слышишь? Мрамор! Мрамор!
Ярким образом героической повести явилась повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» (1946). Летом 1945 года В. Некрасов написал отдельные главы, которые не вошли в окончательный вариант повести.
Из рукописи романа (повести) В.П. Некрасова «Сталинград». 1946 г.
Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 618. Оп. 13. Д. 634. Л. 1а, 1, 15–17, 138–140.
Подлинник. Машинописный текст [с редакторской правкой].
В своей автобиографии В. Некрасов указывает: «С 24 августа 1941 года служил в действующей армии – командиром взвода, полковым инженером, заместителем командира батальона по строевой части до июня 1944 года. Был дважды тяжело ранен, получил инвалидность, демобилизован».
- — М. : Советский писатель, 1947 (журнальное название «Сталинград» : роман // Знамя. — 1946. — № 8—9. — С. 3—82; № 10 — С. 38—146)
- Единственный раз отдельной книгой под названием «Сталинград»
повесть вышла в издательстве «Московский рабочий», М., 1946.
Рецензия на повесть "В окопах Сталинграда" писателя-фронтовика Андрея Платонова.
Турист с тросточкой
Есть люди, которые любят собирать будильники, разбирать замки, возиться с разными колесиками, винтиками, не расстаются с отвертками, стамесками, гаечными ключами. Мне все это было чуждо. Я любил путешествовать. И до сих пор мне кажется это самым интересным.
Эх, Сталинград, Сталинград... Как часто о нем вспоминаешь!
Об этом городе, стертом на твоих глазах с лица земли и все-таки оставшемся живым.
Как хочется посмотреть на него сейчас! Как радуешься каждому человеку, для которого такие слова, как Мамаев курган, Банный овраг, Соляная пристань,
не только слова, названия, а часть жизни, — может быть, самая значительная
часть ее. Виктор Некрасов, «В родном городе»
1942-1943
С началом Великой Отечественной войны Виктор Некрасов принимает решение уйти добровольцем на фронт. 24 августа 1941 года, отказавшись от брони, Виктор Некрасов был призван в армию в звании старшего лейтенанта, командиром запасного саперного взвода.
До февраля 1942 года он служил в запасном саперном батальоне, который дислоцировался в селе Пичуга, под Сталинградом. С 21 сентября 1942 года по 2 февраля 1943 года воевал в составе 284-й стрелковой дивизии 62-й армии Сталинградского фронта (командир дивизии Николай Филиппович Батюк).
В Сталинграде был принят кандидатом в члены ВКП(б).
«...КП находился здесь довольно долго — с августа сорок второго, когда немцы захватили водонапорные баки на вершине кургана, до конца ноября: с переходом в наступление нашу дивизию передислоцировали правее, к высотке Безымянной. В свое время я сюда довольно часто наведывался — батальоном командовал отчаянно смелый, лихой капитан Беньяш. Это был удивительно красивый, кудрявый, веселый парень, гроза немцев и окрестных санинструкторш. Это у него на КП, в этом самом подвале, устраивались концерты, и мы, штабные поверяющие, под любым предлогом приходили «поверять» именно этот батальон. В конце октября или начале ноября Беньяш погиб. Погиб по-глупому, от случайной мины, во дворе мясокомбината, где он назначил свидание одной из своих поклонниц. Мы долго оплакивали его. Похоронили на высоком волжском берегу, а когда в Сталинграде кончилась война, на могиле поставили памятник. Сделали его наши полковые саперы по моему эскизу. Это был первый памятник в Сталинграде. Он хорошо был виден с Волги. Сейчас его нет: он был деревянный...»
Отрывок из рассказа Виктора Некрасова " Случай на Мамаевом кургане" , 1965
Рецензия на художественную выставку, состоявшуюся в Киеве и приуроченную ко Дню Победы.
Война — тяжёлая, ужасная война победно завершилась. По берлинской аллее Победы маршируют победители под красными знаменами.
Тернистым и трудным был этот путь победы. Много мы выстрадали и пережили за эти годы — и тяжёлого и радостного. Сердце останавливается от грандиозности событий четырёх последних лет. Ещё целые века о них будут говорить, писать книги, картины, лепить образы героев. История Великой Отечественной войны — неисчерпаемый источник вдохновения для художников. Нам современникам и участникам войны, трудно ещё до конца осознать грандиозность уже минувших дней. Всё это ещё слишком близко, волнующе, свежо.
Но время зарисовок, набросков уже прошло. Пора эскизы превращать в полотна.
1946—1947 гг.
В 1947 году, Виктор Некрасов впервые после войны побывал на Мамаевом кургане, на месте кровопролитных боев.
1950 г.
Весной 1950 года, в качестве специального корреспондента «Литературной газеты», путешествуя по Волге, В. Некрасов снова побывал в Сталинграде, посетил памятные места, оставил воспоминания: «На месте руин мертвого города, вырос новый, живой. За годы разлуки не изменился только Мамаев курган, война не ушла".
Его заметка «Под Сталинградом» была опубликована в газете от 5 июля 1950 г., а статья «В Сталинграде» — в номере от 10 августа 1950 г.
Оказывается, только-только пролетишь Дон, как уже видно Сталинград. Сначала дым, затем трубы, а потом уже и сам город, длинной лентой растянувшийся вдоль Волги. Самолет летит прямо к Мамаеву кургану. Все ближе, ближе... Впервые я вижу его с такой высоты. Все больше с живота приходилось. Видим уже баки на самой макушке, овраги, железная дорога, петлей обвивающая подножье...
Как быстро летит самолет, хоть бы на минуту задержался. Ведь так интересно посмотреть с высоты, с которой бомбил нас когда-то фашистский «асс», на те места, где столько времени просидел и проползал. Но самолет уже свернул и летит вдоль города.
Я прилипаю к стеклу, стараюсь распознать знакомые места. Точно большая военная карта, распростерся внизу город. Вот завод «Метиз», вот нефтебаза с новенькими, взамен старых лопнувших от взрывов баками, овраг Долгий с характерной развилкой и дамба, которые наши саперы собирались когда-то взрывать. Площадь 9 января и на ней старая мельница...
Мы летим над центром города, над площадью Павших борцов — даже универмаг виден, в подвалах которого сдался Паулюс. А вот и элеватор — какой он маленький с воздуха! А вокруг дома. Бог ты мой, как много домов! Но самолет опять свернул вправо, к аэродрому, и все уплыло куда-то вниз. Через несколько минут мы приземлимся, через час я буду в городе. Чувствую, что волнуюсь.
2.
Остановка — Мясокомбинат. Соскакиваю с трамвая и сворачиваю налево, к Мамаеву кургану. Вот он — плоский и некрасивый, поросший редким кустарничком. Высота, господствующая над городом, ключевая позиция — видимость на десятки километров, на Сталинград, Тракторный, «Красный Октябрь» и за Волгу — до самого горизонта. Пять месяцев через самую вершину проходила линия фронта, пять месяцев пытались гитлеровцы спихнуть нас в Волгу и, если продвигались, то редко когда больше чем на пять—десять метров.
Самолет опять летит над Сталинградом. Только теперь город не слева, а справа, и смотрю на него другими глазами. Для меня теперь он не только воспоминание — ожившая военная карта со знакомыми местами боев. Для меня сейчас это город будущего.
Ясно вижу, как сквозь оставшиеся еще руины и кварталы новостроек пробивает себе путь могучий проспект Сталина, как принимает утерянную форму площаадь Павших борцов, как выросли и продолжают расти заводы и окружающие их поселки с красивыми, благоустроенными домами, широкими улицами, молодыми садами.
Мы отрываемся от города, сворачиваем к Дону. Видны еще трубы, затем только дым, сверкающая лента Волги. Город растаял в утренней дымке.
Прощай Сталинград! Прощай, город будущего! До следующей встречи.
1952 г.
В том же качестве, в 1952 году Виктор Некрасов снова был в Сталинграде. Его рассказ «В Сталинграде» был опубликован в «Литературной газете» от 21 июня 1952 г. и включен под названием «Через десять лет» в сборник рассказов «Вася Конаков». — М. : Воениздат, 1961.
Думаю, что не обижу сталинградцев, если скажу, что чувства их, людей, живущих в одном из самых, может быть, интересных городов земного шара, немного притупились. Сталинградцы любят свой город и гордятся им, как мало кто может и имеет право гордиться, и все же они привыкли к нему, привыкли к тому, что в нем происходит, и многое из того, что кажется им обыкновенным, чего они уже не замечают, замечаем мы, люди приезжие, замечаем и восхищаемся.
Если к тому же приезжий этот бывал здесь во время войны и видал то, что осталось от города в феврале сорок третьего года, то восприятие его — тут нет ничего удивительного — будет особенно остро, а чувствительность несколько повышена и, конечно же, он будет вспоминать. Пусть не осудит читатель его за это. Вспоминать всегда интереснее, чем слушать воспоминания, и удержаться от этого очень трудно.
1968 г.
В 1968 году Виктор Некрасов приезжал в Волгоград на 25-летие Сталинградской битвы.
Февраль 1971 г.
23 февраля Виктор Некрасов выступал в Волгограде в воинской части, а также перед работниками ГРЭС, посетил Мемориал на Мамаевом кургане.
Январь 1973 г.
За год до эмиграции Виктор Некрасов был приглашен в Волгоград на тридцатую годовщину Сталинградской битвы. Посетил Мемориал на Мамаевом кургане, выступал по Волгоградскому телевидению.
11.1.1973
Привет из Сталинграда!
Вот такое вот сейчас на том месте, где я когда-то воевал… А за спиной этой дамы с мечом студия телевидения, где мне пришлось сегодня выступать в связи с юбилеем. А завтра буду шляться по всем этим местам в одиночестве. Что-то вспомнится, когда отойду немного в сторону.
Целую Вика
У писателя была насыщенная программа:
- он побывал на Мамаевом кургане
- выступил в горкоме ВЛКСМ Волгограда
- получил приглашение встать в почетный караул на пост № 1 у Вечного огня города-героя Волгограда.
Но правда жизни- выше всех наград.
Вы и теперь- в окопах Сталинграда!
Наградные листы и военные награды Виктора Некрасова
Медаль «За отвагу».
Приказ Командующего 62-й армии
№ 97/Н от 19 февраля 1943 г.
За Сталинградскую битву Виктор Некрасов был представлен к ордену Красная Звезда, но награжден был медалью «За отвагу».
Медаль «За оборону Сталинграда»
Список участников обороны г. Сталинграда по 227 гв. стрелковому полку
для награждения медалью «За оборону Сталинграда»
Пока поставлю многоточие...
Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, история печати через историю страны!
Ситникова Татьяна Владимировна- кандидат филологических наук, Лектор ВОЗ, Действительный член Царицынского генеалогического общества, исследователь-краевед, экскурсовод
#Городская_печать#Царицын_Сталинград_Волгоград#