Погода у нас на юге нелётная, вот и пришлось вынужденно сидеть дома. Ашопаделать? Давно хотелось поглядеть широко и настойчиво рекламируемый фильм "Кракен", чего греха таить - люблю всякие страшилки, щекочущие нервишки, но только недолго, недолго. Приготовлена миска черешни, уютный плед, ожидание чего-то такого... ну, приступим к просмотру.
По сюжету субмарина "Атаман Ермак", где командир - старший из братьев, внезапно пропадает с радаров, вместе, кстати, с оружием, которое, по выражению командующего ВМФ в пафосном исполнении Сергея Гармаша, "ни в коем случае не должно попасть в чужие руки". И дальше всё, как в лучших американских боевиках. Снаряжается другая подлодка "специального назначения", командиром на которой тот самый "младшенький" в исполнении вездесущего Александра Петрова (куда ж без него?). На лодку поднимается ещё один адмирал - Алексей Гуськов, который приставлен, чтобы "приглядывать за командиром, как бы чего не выкинул". Нормально, да?
Перед спасательной лодкой стоит задача найти лодку-потеряшку и не допустить, как дважды повторил адмирал (видимо для не очень понятливых подчиненных), чтобы новое секретное оружие не попало в руки врага. В это же время из-за геологических исследований на полярной станции в северных водах пробуждается гигантское чудовище, кракен, способное сливаться с подводной тьмой, обладающее высоким интеллектом и - о, чудо, который прекрасно себя чувствует на огромной глубине.
Правда, самого кракена нам так и не показали целой тушкой, скорее тень, чем персонаж. В кадре он появляется редко, морское чудище, которое толком и не показали: кусочек щупальца, полглаза, три ряда присосок - дальше придумывайте сами, кто во что горазд. Графика, конечно, смешная, на уровне ученика 2-б класса.
Российский блокбастер с названием в честь нереально гигантского осьминога смотрится как неуклюжая попытка совместить боевик о противостоянии с монстром и военно-социальную драму о сложных отношениях двух братьев-подводников. По словам младшего, старший брат постоянно "ставил палки в колёса", пока младший учился на подводника. Странные отношения братьев, не находите?
Вообще, весь фильм мне напомнил такую своеобразную окрошку: чего там только не намесили! Но поверх всего наложена масса разных историй, порой совершенно ненужных и неуместных. Подводный хоррор регулярно превращается в камерный фильм-катастрофу: команда вынуждена тушить пожар на борту, причём, огонь в отсеке бушует так, словно рядом открытое оконце с доступом кислорода. Потом возникает драма о благородстве: назревает важный вопрос - стоит ли продолжать поиски, если есть вероятность, что команда "Атамана Ермака" погибла, или стоит спасаться самим. И как вишенка на торте - намек на любовную историю: в сюжет вводят пару ученых-геологов из международной экспедиции, действия которых, кажется, и пробудили кракена. Симпатичная девушка-учёный, которую играет Диана Пожарская, влюбляется в Петрова-Воронина. Они очень романтично встречаются глазами, она провожает его взглядом, а он, как настоящий суровый офицер-подводник, не может себе позволить никакой слабости в виде улыбки или поцелуя. Так и осталось тайной, для какой цели была введена эта история, ведь в конце они так и не поженились и даже не поцеловались.
Ещё одна тайна, но уже глобальнее - к какой же категории отнести это киночудо. По-моему, проблема в том, что авторы сами так и не определились с жанром фильма или же переборщили с идеями, чтобы зритель не заскучал. Но получилось с точностью до наоборот.
Представляю, с какими чувствами могли смотреть этот шедевральный фильм наши моряки-подводники. Настоящие которые. Не верю, чтоб командир и адмирал переругались на борту как две тётки на базаре, офицеры истерили, как девицы на смотринах, а по подводной атомной лодке расхаживали иностранцы и раздавали советы.
Да-да, именно так и было по сюжету. Те самые учёные, по ошибке разбудившие кракена, были взяты на борт секретной субмарины и делились советами, потому что "я тоже четыре года служил на подводной лодке".
Не знаю уж, кто в итоге оказался виноват в создании неуклюжего фильма - сценарист, написавший непродуманный сценарий, режиссёр, не сумевший сделать из этого сценария что-то удобоваримое, актёры, играющие скучно и вяло, или я со своим слишком требовательным ожиданием не отпускающего до финальных тиров судорожного напряжения. И да, я, конечно, далеко не Станиславский, даже близко не приходилось постоять. Но - НЕ ВЕРЮ. Эти слова прошли красной строкой через весь просмотр фильма.
Итак, актёрский состав, конечно, сильный. Петров, Добронравов-младший, Пожарская, Гармаш, Гуськов... Но и на этом всё. Когда актёр продолжает "ехать" на былой известности, получается манная каша вместо динамичной игры. В фильме так и получилось. Гармаш и Гуськов сыграли адмиралов, но как-то неправдоподобно что ли. Вялые, безынициативные, они продолжали твердить слова по роли, но не было жизни и огня в этих ролях.
Неужели, режиссёр всего этого не видел? Ведь он обязан выжать из актёров все соки, зажечь искру, что там ещё? но добиться настоящести в кадре. Не добился, не зажёг...
Не верю в назначение молодого офицера Петрова командиром подводной лодки. Не верю, что только он способен спасти другую подлодку с новейшим оборудованием на борту, не верю, что вообще хочет спасти брата, который является командиром той, второй лодки. Всё, как он играл, говорил, действовал, думал, смотрел, командовал - не смогло меня заставить поверить в то, что он командир подводной лодки.
Не верю я и в фантастические способности подводной лодки, глубина погружения которой больше 1000 метров, и которая таскает на себе спасательный аппарат. Лодки этого типа не могут таскать у себя на палубе спасательные аппараты, они предназначены для охоты за подлодками противника и выполнение таких задач не в их компетенции. А уж пролом льда с батискафом на борту это нонсенс, расплющило бы и батискаф и повредило бы корпус самого корабля. Но до сих пор я не могу забыть выдвижные ножки, как у табуретки, для посадки на грунт у спасательной лодки, которой командовал Петров. Товарищ режиссёр, такое понятие, как военные консультанты вам вообще знакомо?
В общем, дорогие мои мальчики и девочки, фильм плох настолько, насколько его только сумели сделать плохим. А нам, зрителям, пора учиться фильтровать хорошие фильмы от... нехороших.
Но черешня была вкусна!