Наверняка, вам хотя бы раз доводилось слышать страшилки о том, как устроена в Скандинавии система ювенальной юстиции. Вот, например, норвежская служба помощи и поддержки детям и подросткам Барневарн (Barnevern). Особенно рискуют попасть в ее жернова мигранты. В Норвегии им придется менять свои образовательные подходы, ведь даже за простой шлепок по мягкому месту ребенку можно получить массу неприятностей. И обеспечит их именно Барневарн, которая, слово цербер, стоит на страже детства.
"Мама не сделала омлет, который понравился сыну, резала хлеб слишком толстыми кусками", "Девочка с удовольствием смотрит на незнакомцев и улыбается им, а значит, она не привязана к матери", "Родители слишком низкого роста, и девочка с годами начнет стесняться их". Это далеко не всё безумные причины, по которым из норвежских семей изымает детей могущественная и ужасная служба опеки.
Но как социальная служба узнаёт об угрозах безопасности, особенно внутри семьи? Оказывается, существует весьма продвинутая система сигналов со стороны общества: соседи, воспитатели в детском саду, одноклассники, учителя, семейный врач и вообще кто угодно. Телефон Барневарн дети учат наизусть, как телефоны полиции, "скорой помощи", пожарных. А медики и педагоги, устраиваясь на работу, подписывают обязательство сообщать в Барневарн о любых признаках насилия над ребёнком.
В драматическом триллере Натальи Назаровой "Плакать нельзя" не сказано, в какой стран скандинавского полуострова происходят события. Однако он, несмотря на это, очень непростой для просмотра с психологической точки зрения.
Русская женщина Татьяна, которую очень органично представила актриса Светлана Чуйкина (помните, сериал "Нина"), знакомится с журналистом Ингваром, который приехал в командировку в Россию. У них возникает взаимное чувство, и он приглашает её вместе с сыном Колей переехать к нему.
Вот так она попадает в скандинавскую сказку - прекрасный дом в величественном лесу, любимый и любящий муж военный журналист, нашедший общий язык с пасынком, которого талантливо сыграл юный актер Владимир Левченко. Женщина живёт счастливо в двух лет до тех пор, пока муж не попадает в плен в зоне боевых действий в Сирии. От переживаний она становится раздражительной, выпивает лишний бокал вина и срывается на сыне из-за невыученных уроков и даёт ему подзатыльник. Коля, разозлившись на мать и решив её проучить, в школе рассказывает учительнице про этот инцидент. И вот тут-то маховик ювенальной юстиции начинает набирать обороты. Колю прямо из школы увозят в интернат.
Мать в шоке, Коля тоже - он хотел только напугать маму, но никак не ожидал таких серьезных последствий. Параллельно этим события приходит известие о том, что муж Татьяны казнен боевиками. У женщины происходит серьезный нервный срыв и её помещают на лечение в психоневрологический диспансер.
Со слов сотрудников Службы защиты детства, ей предстоит очень долгое лечение и восстановление, и только после этого комиссия примет решение, возвращать ей ребенка или нет. Немного подлечившись и придя в норму, Татьяне разрешают посетить учреждение, в котором содержится сын и ей даже разрешают свидание с ним, предупредив строго-настрого, что говорить нужно о нейтральном, избегая неприятных тем и само собой "плакать нельзя".
Он пытается бороться с системой, однако, адвокат разводит руками, консульство обещает помочь, но бездействует, знакомые и бывшие друзья отвернулись. Глубоко вникать в ситуацию у большинства из них нет ни времени, ни желания...
Актриса сыграла так пронзительно, настолько прониклась ролью матери у которой отобрали сына, что, глядя на её трагедию, чувствуешь внутреннюю боль, слёзы наворачиваются и хочется верить, что всё будет хорошо. Забывалось, что смотришь фильм, ведь на экране не было наигранности, фальши. Зато была безысходностью и невероятной силы эмоции, но... "плакать нельзя".
Эти слова ей постоянно повторяет сотрудница Центра, где живёт сын героини и ещё несколько детей, изъятых у других несчастных родителей. Кстати, весь ужас превентивной юстиции воплощен в роли Хильды - представительницы закона, жесткой и бескомпромиссной женщины, с однозначным решением - забрать ребёнка и не возвращать. Отменная игра актрисы оставляет горькое послевкусие понимания безысходности ситуации, что у родителей просто нет шансов их вернуть...
Великолепные и величественные северные пейзажи фильма, но с этаким оттенком тоски, грусти и безысходности. Это пугает и притягивает одновременно. В кадре часто видно лёд, плавающий в ледяных водах моря. Выглядит грандиозно в масштабе, но и пугающе одновременно. Холодная страна, кругом снега, одиночество, ледяной воздух и такое же ледяное отношение окружающих. Это как некий символизм. Много льдинок в море и им никуда не деться из этого моря, как и главной героине не найти выхода, если бы не ее новый знакомый.
В минуту отчаяния она встречает Алексея (Иван Янковский), странного русского парня, работающего водителем на рыбном производстве, который обещает ей помочь выкрасть сына за небольшое вознаграждение.
Дальнейшие события разворачиваются с такой скоростью, что нисколько не зависят от Татьяны, она невольно становится соучастницей преступления и, словно в замедленной съёмке, наблюдает за происходящим со стороны. Но всё, чего она хочет - это вернуть себе сына...