Найти в Дзене
ТрещМаш

Питбайки: предложение новых правил покупки — спасение жизней или полумера?

Оглавление

Летний вечер. Прогулка по своей родной улице и приятную тишину разбивает рокот бензопил. А нет... Это ПитБайки. 5-6 единиц проносятся мимо тебя. Кто-то на заднем колесе, кто-то по встречке. Уже смеркается, но не у всех даже есть банальные фара и фонарь.
Знакомая ситуация? Для меня - да.


Цифры, которые пугают: Почему руководство забило тревогу

  • Рост ДТП за 2025 год: +25% аварий с питбайками, +29% смертей.
  • Продажи питбайков взлетели в 3 раза: с 5 000 до 15 000 единиц.
  • Ценовая доступность: от 16 000 ₽ (за самый пустой китайский «драндулет»)

Корень проблемы по мнению чиновников:

Питбайки таможня оформляет как «спортинвентарь». Ни ТО, ни прав, ни возраста — купил и поехал. Но на деле это мощные машины (до 320 см³, 50 л.с.), неотличимые в динамических возможностях от взрослых мотоциклов.
И на самом деле, корень кроется в том, что этим инвентарем пользуются не там, где нужно! Я только
за развитие спорта среди молодежи и тем более технического спорта. Но то, что происходит сейчас - заставляет переживать. И проблема не в детях, которые себя так ведут - а в нас с вами, что так их воспитываем.

Кровавые прецеденты: Когда статистика обретает лица

-2

Статистика штука сложная, но верная.. И достаточно вбить в поисковике "ДТП ребенок Питбайк" - свежая сводка обновляется постоянно:

15 июня в Джанкойском районе произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого пострадал подросток.
По предварительной информации Госавтоинспекции, примерно в 4:30 вблизи села Кондратьево Джанкойского района несовершеннолетний водитель питбайка, двигаясь с превышением скорости, не справился с управлением и допустил наезд на препятствие (ограждение).
В результате аварии подросток получил травмы и был доставлен в больницу.
Обстоятельства происшествия устанавливаются, ход проверки по факту ДТП находится на контроле надзорного ведомства.

Или же

В подмосковном Хотьково 14 июня подросток на питбайке сбил ребенка.
Мальчик шел по двору с мамой, тогда же женщина услышала звук мотора приближающегося транспорта. Родительница попыталась отдернуть сына, но ей не хватило доли секунды
По данным СМИ, пострадавшего ребенка госпитализировали в тяжелом состоянии.

Новые правила: Что предлагает Госдума

Инициатива депутатов звучит на первый взгляд логично, но дьявол кроется в деталях:

«Продавать питбайки только при наличии справки из мотошколы».

Как это должно работать:

  • Подросток проходит базовый курс (10-15 занятий).
  • Учит ПДД, осваивает экстренное торможение, управление на бездорожье.
  • Получает сертификат — документ для покупки.

Штрафы за нарушения:

  • Езда без шлема: 1 500 ₽.
  • Отсутствие прав: до 15 000 ₽.
  • Если техника передана родителями: штраф до 30 000 ₽.

Моё мнение: Мера нужная, но она не научит главному

На слете мотоклуба "Асгард" в далеком бородатом году...
На слете мотоклуба "Асгард" в далеком бородатом году...

Я сам катался на мотоциклах и даже до 16 лет по деревням — без прав, но в полной экипировке. Почему? Потому что жизнь одна. «Мотоцикл — не игрушка, а ответственность. Упадешь — будет больно. Собьёшь кого-то — не простишь себя». И все "чудеса на виражах" видели исключительно поля и леса, где я и мои братья по мотодружбе не могли никому навредить.

Почему справка — лишь полумера:

  • Она не воспитает культуру.
-4

Курсы дадут навыки, но не объяснят, почему езда без шлема — предательство себя.

  • Не отменит «уличный кодекс».
-5

Подростки всё равно будут соревноваться в «стойках на заднем колесе» у школ — это вопрос статуса в их среде. И тут на мой взгляд - важно воспитание и культура.

  • Не решит проблему родителей. Кто купит питбайк за 600к? Взрослые! Но многие не проверяют, где и как катается их чадо.

Что я бы добавил:

  1. Обязательное участие родителей в процессе + подпись о последствиях.
  2. Легальные треки для гонок.
-6

Если не дать место для экстрима — подростки найдут его на дорогах. И вторая проблема - финансовая доступность этих треков. Накопив 16 к на минидырчик - выкладывать по 4000 руб на тренировку продолжительностью 2 часа - не всем подходит. И не так весело, как "рвануть с пацанами покуралесить в лес, проехав через полгорода".

Вывод: Справка — первый шаг, но путь длинный

Новые правила спасут чьи-то жизни — и это уже победа. Но чтобы изменить культуру, нужно:

  • Воспитывать с детства и я не только про уроки безопасности в школах. Ребенок лучше всего воспринимает информацию не от "тети в костюме с серьезным видом", а от своих родителей. И он четко подмечает все повадки и привычки в семье. Условно говоря, если папа лихач - то от чего ему быть тихоней?
  • Создать инфраструктуру. Я очень хочу, чтобы возродилась традиция расширенной поддержки государством таких начинаний как бесплатные мототреки и автодромы вместо запретов.

«Мотоцикл — это свобода. Но свобода без ответственности превращается в смертельную ловушку. Я — за справки. Но ещё больше — за то, чтобы подростки понимали: круто не «проехать на заднем колесе от светофора до светофора», а "вернуться домой живым».

P.S. Если увидите пацана на питбайке — не кричите «Разгазовались тут!».
Скажите: «Эй, дружище! Где шлем?». Возможно, эти слова заменят ему справку.