Впервые опубликовано на сайте «Сапа»
О фильме «Балерина» говорят как о главном экшене лета в российском прокате. Тем более, что фильм вышел официально, а не в виде «предсеансового обслуживания», как было с голливудскими блокбастерами в последние годы.
«Балерину» ждали — каждый новый кадр, каждый трейлер изучали внимательно и придирчиво, еще раз пересматривали всю тетралогию «Джон Уик». Там, кстати, этот персонаж уже появлялся, только играла балерину другая актриса, не Ана де Армас, секс-символ и девушка Бонда. В итоге фильм вызывает как минимум удивление, а почему – об этом в колонке Александра Пасюгина специально для «Сапы».
«Я — маленькая балерина, всегда нема, всегда нема, и скажет больше пантомима, чем я сама», — пел Александр Вертинский. Если бы создатели экшена «Балерина» чуть внимательнее учили матчасть, они бы поставили эту песню в фильм и даже как-нибудь бы ее обыграли. А получилось так, что, вроде, очень много всего здесь для русского уха, но все как-то невпопад.
Снова и снова заводит героиня фильма музыкальную шкатулку с темой из «Лебединого озера», но единственный диалог в сценарии на этот счет ограничивается многозначительной в своем лаконизме фразой одного из собеседников девочки: «Чайковский», — задумчиво произносит он. Продолжения не будет. Правда, в какой-то момент героиня попадет на постановку «Лебединого озера», но на сцену ее не пустят. Все дело в том, что балерина из нее не вышла, и в названии фильма — горькая ирония.
Героиню «Балерины» зовут Ева. В начале фильма мы узнаем, что отец Евы был элитным киллером, попытался «завязать» и скрыться с дочерью, но его нашли и убили. Девочке удалось скрыться, и она почему-то оказалась не в приюте, а в преступном клане «Русска Рома», где детей с ранних лет готовят быть бойцами. Название клана отсылает к российским цыганам, но в фильме это никак не объясняется. Штаб-квартира у них замаскирована под театр, где на афише значится некий «Сериал Тарковского Андрей Рублев Троица», что бы это ни значило, а на сцене идет балет. Профессия балерины — прикрытие для девушек из клана.
Как уже было сказано, танцевать Ева не научилась, зато стала… кикиморой! Да, там так и говорят: «вы, девочки, должны стать кикиморами». Вероятно, над этой шуткой будут смеяться только в России, потому что в мифологии франшизы «Джон Уик» статус «кикиморы» означает, что женщина — тайный агент. Она любой ценой должна спасти жизнь тому, кого велели защищать. Тренировки устроены так: ты тащишь с собой подопечного, на тебя нападают со всех сторон, вы оба должны выжить. Ева стала кикиморой, но в ней оставалось желание отомстить за отца, поэтому она решила спустя много лет найти его убийц и как следует их наказать.
Что будет дальше, все прекрасно понимают — «Балерина» стала бы просто еще одним экшеном, где главная героиня грациозно «мочит» врагов направо и налево. И тогда нам пришлось бы сравнивать все это с «Пятым элементом», «Люси», «Ларой Крофт», «Черной вдовой» и миллионом других замечательных картин, где главное достоинство — это хореография экшена, в центре которого девушка в облегающем костюме. Но «Балерина» — спин-офф серии «Джон Уик», а это ко многому обязывает. Кроме того, Киану Ривз есть во всех рекламных материалах фильма, а это значит, что он появится в картине, и это точно нельзя считать спойлером.
Да, Джон Уик с позывным «Баба-яга» — еще один реверанс в сторону России, хотя и сам герой где-то упоминал, что у него белорусские корни. Как бы ни была мила мужской части аудитории Ана де Армас, которая играет кикимору Еву, все же зрители хотят поскорее увидеть Джона Уика, который вновь драматично ковыляет где-то, неприметный, как Штирлиц в буденовке и с парашютом. Джон Уик, о котором, как о быке в древнеегипетском стихотворении, можно сказать, что поступь его благородна, а помыслы — неведомы. Оставим это тайной, и так все знают, что парень не подведет, у него стойкие моральные принципы, а его рыцарские поступки фанаты с удовольствием вспоминают в забегаловках за кружкой пива.
Что касается собственно «кикиморы» Евы, то у нее с принципами как раз туго. Ей движет жажда мести, и только этим можно оправдать многие элементы сюжета. Например, «кикимор» тренируют так, чтобы они одинаково хорошо умели убивать и огнестрельным оружием, и любыми подручными предметами, чуть ли не зубочистками.
Но Ева чаще всего даже с убитых врагов предпочитает «пушки» не собирать, а драться врукопашную. Поскольку физически героина не очень развита, драки в какой-то момент зрителя начинают утомлять. Ева часто получает ранения, но она как будто не чувствует боли, словно накачена препаратами. Враги тоже дерутся странно: вместо того, чтобы наносить эффективные удары, они все время хватают девушку в объятия и швыряют на стол или на пол, она лягается, драка возобновляется…
В какой-то момент становится смешно, а потом понимаешь, что авторы действительно как будто слегка надсмехаются над происходящим. В кадре даже мелькает сцена из черно-белых слэпстик-комедий, где в лицо швыряют торты, поскальзываются на банановой кожуре и пинают друг друга по мягкому месту. «Балерина» в какой-то момент тоже скатывается в слэпстик. Доходит до абсурда, когда дерущиеся долго бросают друг в друга тарелки или когда Ева с несколькими дюжинами гранат устраивает из жертв фейерверки, сама оставаясь невредимыми.
«Балерина» — это все же комедия, в отличие от более мрачных фильмов о Джоне Уике. Российскому зрителю, по понятным причинам, смотреть это еще веселее, чем любому другому. И если настроиться на это, то все странности (а на самом деле недостатки) экшена окажутся простительны, можно даже получить определенное удовольствие от этого визуального аттракциона. Главное — не думать о Чайковском и Тарковском во время просмотра. Как уже было сказано, с балетом у Евы ничего не вышло.
* Мнение автора может не совпадать с позицией редакции