Найти в Дзене

Кулачные бои Санкт-Петербурга в начале 18 века.

Ганноверский посланник Х. Вебер рассказывает о том, как проходили знаменитые увеселения русских мужиков: "На ингрийской стороне есть большая свободная поросшая травой площадь, которая весьма могла бы быть пригодна под рынок. Здесь по воскресеньям и праздничным дням собираются крестьяне, ремесленники и другие простолюдины, особенно молодежь; напиваются допьяна в соседних кабаках, затем делятся на две партии и ради забавы бьются ужасным образом, так что на земле остаются кровь и волосы и многих уносят домой бездыханными. Во время потасовки они так страшно и дико вопят, что слышно с расстояния в четверть мили. Этот беспорядок не пресекается никакой полицией, поскольку люди таким образом в юные годы приучаются к бою и ударам и из них потом выходят хорошие солдаты?". Польский посланник в 1720 году уточняет еще одно место боев: "На одном поле, намеренно оставленном посреди города, стоит единственное здание, предназначенное для некоторых упражнений молодых людей. В первые дни июня по русскому
Аптекарский остров на "Плане крепости и местоположения Санкт-Петербурга". Гравюра на меди раскрашенная от руки.  Автор: берлинский гравер Георг Пауль Буш.
План отражает как фактическую, так и планируемую застройку.
Около 1721 года.
Аптекарский остров на "Плане крепости и местоположения Санкт-Петербурга". Гравюра на меди раскрашенная от руки. Автор: берлинский гравер Георг Пауль Буш. План отражает как фактическую, так и планируемую застройку. Около 1721 года.

Ганноверский посланник Х. Вебер рассказывает о том, как проходили знаменитые увеселения русских мужиков: "На ингрийской стороне есть большая свободная поросшая травой площадь, которая весьма могла бы быть пригодна под рынок. Здесь по воскресеньям и праздничным дням собираются крестьяне, ремесленники и другие простолюдины, особенно молодежь; напиваются допьяна в соседних кабаках, затем делятся на две партии и ради забавы бьются ужасным образом, так что на земле остаются кровь и волосы и многих уносят домой бездыханными. Во время потасовки они так страшно и дико вопят, что слышно с расстояния в четверть мили. Этот беспорядок не пресекается никакой полицией, поскольку люди таким образом в юные годы приучаются к бою и ударам и из них потом выходят хорошие солдаты?".

Польский посланник в 1720 году уточняет еще одно место боев: "На одном поле, намеренно оставленном посреди города, стоит единственное здание, предназначенное для некоторых упражнений молодых людей. В первые дни июня по русскому календарю там собралось тысяч семь парней; их угощали водкой и пивом, потом там же они бились на кулаках. Бьются за государево здоровье, а случается, кого и убьют".

Х. Марселиус. Адмиралтейский луг.1725 год. (Справа будущая Дворцовая площадь)
Х. Марселиус. Адмиралтейский луг.1725 год. (Справа будущая Дворцовая площадь)

Историки считают, что в последнем отрывке подразумевается место близ Морского рынка на Адмиралтейском лугу (сейчас это Александровский сад и будущая Дворцовая площадь).

О действиях полиции мы узнаем из доклада генерал-полицмейстера Антона Мануиловича Девиера в 1726 году. Он доложил государыне Екатерине I, что на Аптекарском острове бывают многолюдные кулачные бои, во время которых «многие, ножи выняв, за другими бойцами гоняются, а иные, в рукавицы положа ядры, и каменья, и кистени, бьют без милости смертными побоями, от которых боев есть и не без смертных убойств, которое убойство и в грех не вменяют, также и песком в глаза бросают».

Императрица, поняв, что подавить старую традицию невозможно, повелела: «Кто... впредь в таких кулачных боях для увеселения будет иметь желание, и им выбрать сотских, пятидесятских и десятских, зарегистрироваться в полицмейстерской канцелярии, а затем наблюдать за соблюдением правил кулачного боя».

Подписывайтесь на канал, следите и делитесь новостями.
Санкт-Петербург 18 века с культурологом