Найти в Дзене
Книжный ментор

Будьте готовы, Ваше Высочество: книга про “Артек” и мечту советских детей

Для советских детей "Артек" был не просто лагерем у тёплого моря — это было приглашением в мир, где мечты сбываются, а приключения ждут на каждом шагу. А после книги Кассиля "Будьте готовы, Ваше Высочество” всем советским детям захотелось оказаться среди легендарных артековцев. По-настоящему мечтать об "Артеке" я стала после этой книги: Лев Кассиль, "Будьте готовы, ваше высочество". И не знаю, что было сильнее — желание однажды поехать в этот замечательный лагерь или мечта о прекрасном принце. Писателю удалось соединить в своей повести и то, и другое. Но попасть в этот лагерь в мое советское детство было не так-то просто. Это надо было каким-то образом заслужить своей активностью, разными успехами и достижениями. Ну и... чтобы кто-то за тебя где-то похлопотал. Принц в книге Кассиля был из выдуманной страны Джунгахоры. Но, оказывается, в мыслях автор держал Таиланд и Лаос, совместив детали этих двух стран. А принц был на самом деле. В 1962 году писатель побывал в "Артеке". Как раз в т

Для советских детей "Артек" был не просто лагерем у тёплого моря — это было приглашением в мир, где мечты сбываются, а приключения ждут на каждом шагу. А после книги Кассиля "Будьте готовы, Ваше Высочество” всем советским детям захотелось оказаться среди легендарных артековцев.

Лев Кассиль ."Будьте готовы, ваше высочество! Про мечту всех советских детей
Лев Кассиль ."Будьте готовы, ваше высочество! Про мечту всех советских детей

Про прекрасного принца

По-настоящему мечтать об "Артеке" я стала после этой книги: Лев Кассиль, "Будьте готовы, ваше высочество". И не знаю, что было сильнее — желание однажды поехать в этот замечательный лагерь или мечта о прекрасном принце.

Писателю удалось соединить в своей повести и то, и другое. Но попасть в этот лагерь в мое советское детство было не так-то просто. Это надо было каким-то образом заслужить своей активностью, разными успехами и достижениями. Ну и... чтобы кто-то за тебя где-то похлопотал.

Принц в книге Кассиля был из выдуманной страны Джунгахоры. Но, оказывается, в мыслях автор держал Таиланд и Лаос, совместив детали этих двух стран.

А принц был на самом деле. В 1962 году писатель побывал в "Артеке". Как раз в то время, когда там отдыхал настоящий принц Суфанувонг — восьмой сын легендарного красного принца Суфанувонга из Королевства Лаос. Ставший прототипом героя повести Льва Кассиля.

Красный принц Суфанувонг — лаосский принц, политический и государственный деятель. Родился 13 июля 1909 года в Луангпхабанге, умер 9 января 1995 года во Вьентьяне.

Артековцы

Пожалуй, в то, советское, время, мы все в душе были артековцами. Хотя о самом лагере знали не так много: кадры кинохроники, фотографии в "Пионерской правде". Рассказы счастливчиков, вернувшихся со смены в этом прекрасном лагере.

История "Артека"

Началось всё задолго до привычных ныне фанфар и почётных караулов. Представь себе: 5 ноября 1924 года, полный зал московских пионеров, весёлый гам, ленточки, барабаны… И вдруг объявляют – совсем скоро появится необычный детский лагерь у самого берега моря! Открытие готовили не абы кто: Российское общество Красного Креста, комсомольцы – ещё не совсем ВЛКСМ – да Центральное Бюро юных пионеров. Руководил процессом уверенно, будто дирижёр оркестром, некий З. П. Соловьёв. Кстати, он — первый директор «Артека» по некоторым хроникам. Хотя всё же почти сразу «руль» лагеря взял Ф. Ф. Шишмарёв.

Волшебный день настал

  • 16 июня 1925 года: на склоне у моря выросли четыре шатра из брезента, и вот – первые 80 счастливчиков из Москвы, Иваново-Вознесенска и Крыма примчались на смену мечты! Какой там уют? Палатки, костёры… дух приключения и, конечно, море – тёплое, манящее.
  • 1926-й – Артеком рулит Сергей Марго. Вдруг: гости из Германии! Первая зарубежная делегация, экзотика того времени.

Всё было по-простому: палатки на ветру… Но через два года появляются на берегу фанерные домики – словно грибы после дождя. А в 1930-х Артек перестраивается по-серьёзному: в верхнем парке – зимний корпус, малыш военного стиля. С этого момента лагерь работает круглогодично! С приездами и провожаниями, без пауз на дождь или снег.

  • 1936-й – лучшие из лучших. Смена для пионеров-орденоносцев! Каждый герой, каждый — пример для других. А через год, в самый разгар Испанской гражданской войны, Артек принимает ребят из далёкой и страдающей Испании.

До войны Артек принял примерно 35 тысяч детей. Много это или мало? Для тех лет – невообразимое число.

Вторая мировая перевернула всё вверх дном. Артек эвакуировали – сначала в Москву, потом в Сталинград, из него в санаторий «Серебряные пруды», а финальная точка – живописная Белокуриха в предгорьях Алтая. Вот там местные сибирские школьники вместе с «детьми войны» продолжали традиции лагеря.

  • Освобождение Крыма — и немедленно восстановление Артека ускоряется. Август 1944 года – первая послевоенная смена радуется солнцу и морю. Территорию расширяют, открытие новых корпусов идёт одно за другим. Даже участники Ялтинской конференции 9 февраля 1945 года удостоились артековского приветствия!
  • 1947-й: 4 тысячи детских голосов, среди них лишь 50 чужеземцев – польских и чехословацких. Родина гордится каждым из них: они учат русский, верят в страну, шлют тёплые письма советским друзьям, выражая восхищение.
  • С 1958 года – новая эпоха! Лагерь переходит под контроль ЦК ВЛКСМ, становится МЕЖДУНАРОДНЫМ. Здесь звучат десятки языков, каждое лето цветёт новыми знакомствами.
  • А в 60-х – революция: архитектор А. Т. Полянский взялся за обновление. К концу десятилетия Артек стал настоящим городом для детей: 150 зданий, медицинские центры, школа, своя киностудия, бассейны, стадион для 7000 человек — фантастика, да и только! Уникальность? Артек работал круглый год! Даже зимой здесь шёл урок… а потом кто-то обязательно убегал к морю.

Менялись и имена: в 30-х лагерь носил имя Соловьёва, в 1940-м стал Артеком имени Молотова, потом — в 1957-м — имени Ленина. Знак «Артека» был почти как звезда на небе — мечта любого школьника.

Достать путёвку в Артек — всё равно что найти золотой ключик от всех тайн детства.

И кто-то этот ключик получал!

В лучшие годы — 27 тысяч счастливых детей ежегодно!

С 1925 по 1969 — 300 тысяч ребят, 13 тысяч из разных стран.

И где-то в этом потоке счастливого смеха, волн, костров… — кто знает, может быть, был и ты?

...Мне не посчастливилось. Увы!