🔹 Подборка Повторяем математику 7 класс здесь
🤩 Поддержи меня лайком, комментарием или подпиской! 😇
Вот какие задания рассмотрим сегодня:
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
❓❓❓ Если возникают вопросы - пишите в комментариях - я всегда отвечаю 🤗🤗🤗
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Сегодня будут задания, в которых нужно выносить за скобку всего 1 раз.
В следующий раз будем изучать метод группировки с вынесением общих множителей за скобку.
〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰
В наших сегодняшних заданиях нужно будет раскладывать на множители. Я хочу, чтобы вы понимали, что есть несколько способов разложения на множители, и вынесение общего множителя за скобку - лишь один из них.
Способы разложения на множители:
1) вынести общий множитель за скобку - в 7 классе это точно нужно уметь (сегодня это и будем тренировать)
2) формулы сокращенного умножения - это проходят в 7 классе (это ОООчень нужно уметь! есть уже три занятия на эту тему в подборке "Повторяем математику 7 класс" https://dzen.ru/suite/9e6f9c62-b644-4c3b-979e-0283a34a129e?share_to=link)
3) формула разложения квадратного трехчлена (проходят позже 7 класса, сейчас не рассматриваем такой способ)
4) деление столбиком многочлена на двучлен (проходят гораздо позже 7 класса, тоже сейчас не рассматриваем)
Есть и другие способы, но я их вообще не рассматриваю в своих материалах. Считаю, что этих способов более чем достаточно.
🧐🧐🧐
Итак, на момент окончания 7 класса нужно уметь выносить за скобку общий множитель и раскладывать на множители с помощью формул сокращенного умножения.
🧐🧐🧐
Что от нас хотят в заданиях "Разложите на множители"
Задания могут звучать по-разному:
🔹 Разложите на множители
🔹 Разложите на множители многочлен
🔹 Представьте в виде произведения
🔹 Представьте в виде произведения двух многочленов
🔹 Вынесите за скобки общий множитель
🧐🧐🧐 Обращаю ваше внимание, что по сути это все одно и то же задание! Нам дается какое-то исходное выражение с итоговыми знаками действия "+" или "-", а мы должны получить итоговый знак действия "*":
🧐🧐🧐 Я хочу, чтобы вы понимали, что в школе задания "Разложите на множители" идут только пару уроков, пока вы проходите эту тему. НО на самом деле, в дальнейшем постоянно нужно будет раскладывать на множители, вынося за скобку общий множитель и используя формулы сокращенного умножения! При этом в формулировке задания ни слова не будет об этом сказано!!! Подразумевается, что вы сами понимаете, что именно надо делать 🤗
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
❓❓❓ Если возникают вопросы - пишите в комментариях - я всегда отвечаю 🤗🤗🤗
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
В каких заданиях в дальнейшем используется умение разложить на множители:
🔹 Преобразование и упрощение выражения, чтобы потом найти его значение:
🔹 Сокращение дробей:
🔹 Упрощение сложных функций для дальнейшего исследования и построения графика:
🔹 Решение уравнений:
🔹 Решение неравенств:
🔹 Приведение дробей к общему знаменателю:
Как видите, нигде не сказано, что нужно раскладывать на множители!
Эти примеры я брала из ВПР 7,8 класс; ОГЭ, ЕГЭ.
🤓🤓🤓 Навык разложения на множители - это ОООчень-очень нужный навык. Лучше сейчас его отработать, чтобы потом, при изучении дальнейшей программы, сразу понимать материал.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
❓❓❓ Если возникают вопросы - пишите в комментариях - я всегда отвечаю 🤗🤗🤗
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Когда можно выносить общий множитель за скобку?
У нас должен быть многочлен, который состоит из двух или более слагаемых. Причем у этих слагаемых должно быть что-то одинаковое в составе.
Рассмотрим многочлен из трех слагаемых: 5х, -5а, 5у.
У всех этих слагаемых есть что-то общее в составе - это число 5. Причем в составе каждого слагаемого 5 умножается на что-то:
в первом слагаемом 5х : 5 умножается на х;
во втором слагаемом -5а : 5 умножается на -а;
в третьем слагаемом 5у : 5 умножается на у.
А если 5 умножается на что-то, то эту пятерку можно назвать множителем.
А так как 5 есть в каждом слагаемом, то есть этот множитель одинаковый, то его и называют общий множитель.
Как выносить за скобку общий множитель?
Итак, в нашем случае общий множитель - это 5.
Теперь можно его (этот общий множитель) выносить за скобку:
⭐ нужно написать общий множитель один раз
⭐ тут же открыть скобку
⭐ расписать внутри скобок то, что осталось после вынесения
⭐ закрыть скобку.
Посмотрим на нашем простом примере:
Так как мы из каждого слагаемого убираем этот общий множитель за скобку, то в скобках расписываем то, что осталось от слагаемого:
в первом слагаемом 5х : 5 убрали - остался х;
во втором слагаемом -5а : 5 убрали - осталось -а, будьте внимательны, не теряйте минусы!
в третьем слагаемом 5у : 5 убрали - остался у со знаком плюс.
Таким образом, мы вынесли общий множитель за скобку. При этом получили разложенное на множители выражение: первый множитель - это 5, второй множитель - это наша скобка х-а+у.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
❓❓❓ Если возникают вопросы - пишите в комментариях - я всегда отвечаю 🤗🤗🤗
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Как проверить, правильно ли вынесли за скобку?
Очень хороший способ проверки при вынесении общего множителя за скобку - это раскрыть скобку обратно:
Тренировались раскрывать скобки тут:
Есть еще один способ - можно подставить числа вместо букв в исходное выражение и в ваш ответ:
😎😎😎 Лично мне больше нравится первый способ проверки - раскрыть скобки обратно. Тут и лишний раз тренируешь раскрытие скобок, и за знаками сразу же следишь! 😉😉😉
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
❓❓❓ Если возникают вопросы - пишите в комментариях - я всегда отвечаю 🤗🤗🤗
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Как НЕЛЬЗЯ выносить за скобку?
Вроде бы все в общих чертах понятно, когда, что и как выносить за скобку.
Но, тем не менее, есть такие ученики, которые пытаются "вынести за скобку", но на самом деле делают при этом ошибки.
Случай первый
Теряются знаки перед слагаемыми в скобках:
Поэтому я настоятельно рекомендую хотя бы в уме делать устную мини-проверку: раскройте скобки обратно - посмотрите, совпадет ли с исходным выражением?
Случай второй
Путаница с дробями - пытаются вынести множитель не из числителя, а из знаменателя:
Случай третий
Вынесение "общего множителя" из слагаемого, в котором нет этого общего множителя:
Случай четвертый
Допускается и такая ошибка: когда общий множитель совпадает с одним из слагаемых, тогда теряется внутри скобок единица, которая должна остаться!
Случай пятый
Случается даже такое... Пытаются "вынести общий множитель" из одночлена, а не из многочлена:
Суть вынесения общего множителя за скобки в том, чтобы вынести что-то одинаковое хотя бы из двух слагаемых!
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
❓❓❓ Если возникают вопросы - пишите в комментариях - я всегда отвечаю 🤗🤗🤗
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
🤓🤓🤓 Если вы вспомнили еще какие-то популярные ошибки при вынесении общего множителя за скобку - напишите, пожалуйста, в комментариях 👇👇👇
Мои обозначения
Как вы заметили, во всех примерах стараюсь одинаково выделять основные элементы для данной темы:
1) слагаемые - круглая скобка:
2) общий множитель - квадратная скобка:
3) серые стрелки - что остается от слагаемых после вынесения:
😎😎😎 А теперь самое время перейти к сегодняшним заданиям 💃💃💃
Задание 1. Вынесите общий множитель за скобку.
Проанализируем ситуацию: по заданию нужно было вынести общий множитель за скобку. Мы определили, что именно является общим множителем, вынесли за скобку, а в скобках расписали то, что осталось от слагаемых после вынесения.
В итоге мы получили разложение на множители: 7 и х-2.
А теперь проверка. Как я писала выше, можно двумя способами проверить, правильно ли вы вынесли за скобку. В сегодняшних заданиях я буду использовать первый способ проверки - раскрыть скобку обратно:
😎😎😎 Если вы хорошо усвоили данную тему, то решение должно выглядеть вот так:
То есть все рассуждения про то, что является общий множителем, что останется и т.д. происходят в уме.
Удобно расписывать еще вот так в более сложных примерах:
🤓🤓🤓 Этот пример расписала подробно, со следующего примера буду просто выделять круглой скобкой - слагаемые, квадратной скобкой - общий множитель, серыми стрелками - то, что остается от слагаемых и идет в скобки.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
❓❓❓ Если возникают вопросы - пишите в комментариях - я всегда отвечаю 🤗🤗🤗
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Задание 2. Вынесите общий множитель за скобку.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
❓❓❓ Если возникают вопросы - пишите в комментариях - я всегда отвечаю 🤗🤗🤗
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Задание 3. Разложите на множители.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
❓❓❓ Если возникают вопросы - пишите в комментариях - я всегда отвечаю 🤗🤗🤗
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Задание 4. Разложите на множители.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
❓❓❓ Если возникают вопросы - пишите в комментариях - я всегда отвечаю 🤗🤗🤗
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Задание 5. Разложите на множители.
Когда есть степени, например, квадраты, кубы, то помните, что часть из этой степени уходит за скобку, а часть остается!
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
❓❓❓ Если возникают вопросы - пишите в комментариях - я всегда отвечаю 🤗🤗🤗
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Задание 6. Разложите на множители.
🧐🧐🧐 Напоминаю! Старайтесь в уме тренировать поиск общего множителя! Стремитесь к тому, чтобы ваше решение выглядело так:
Если сейчас это кажется очень трудным, то это означает только одно - вам нужно еще потренироваться 🤗🤗🤗
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
❓❓❓ Если возникают вопросы - пишите в комментариях - я всегда отвечаю 🤗🤗🤗
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Задание 7. Разложите на множители.
Таких больших занятий по степеням для 7 класса у меня пока нет, но есть напоминалки по каждой из пяти формул:
Все напоминалки смотри здесь:
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
❓❓❓ Если возникают вопросы - пишите в комментариях - я всегда отвечаю 🤗🤗🤗
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Задание 8. Разложите на множители.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
❓❓❓ Если возникают вопросы - пишите в комментариях - я всегда отвечаю 🤗🤗🤗
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Задание 9. Разложите на множители.
🙄 Захотелось сразу раскрыть скобки? Если да, то помните - скобки не всегда надо сразу раскрывать! Представьте, что вы раскрыли скобки. Что получится? Получится многочлен из трех слагаемых. А по заданию нам что нужно? Нам нужно, наоборот, разложить на множители! Поэтому, прежде чем что-то делать - подумайте, приведет ли это вас к поставленной цели 🧐
Распишем подробно решение:
Сейчас итоговое действие - это умножение, значит, мы разложили на множители.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
❓❓❓ Если возникают вопросы - пишите в комментариях - я всегда отвечаю 🤗🤗🤗
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Задание 10. Разложите на множители.
В итоге получили произведение двух скобок - значит, разложили на множители.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
❓❓❓ Если возникают вопросы - пишите в комментариях - я всегда отвечаю 🤗🤗🤗
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Задание 11. Разложите на множители.
В итоге получили произведение двух скобок - значит, разложили на множители.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
❓❓❓ Если возникают вопросы - пишите в комментариях - я всегда отвечаю 🤗🤗🤗
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Задание 12. Разложите на множители.
В итоге получили произведение двух скобок - значит, разложили на множители.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
❓❓❓ Если возникают вопросы - пишите в комментариях - я всегда отвечаю 🤗🤗🤗
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Задание 13. Разложите на множители.
В итоге получили произведение двух скобок - значит, разложили на множители.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
❓❓❓ Если возникают вопросы - пишите в комментариях - я всегда отвечаю 🤗🤗🤗
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Задание 14. Разложите на множители.
В итоге получили произведение двух скобок - значит, разложили на множители.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
❓❓❓ Если возникают вопросы - пишите в комментариях - я всегда отвечаю 🤗🤗🤗
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Задание 15. Разложите на множители.
В моем телеграм-канале я выкладываю задачки с вариантами ответов, где можно проголосовать и сразу узнать какой правильный ответ. Данную задачку хотелось бы тоже показать в этом занятии.
Смотри все задачки в Подборке Задачки дня:
Реши сам - задания для тренировки:
Задания из учебника Алгебра 7 класс (Ю.Н. Макарычев, 2023г.)
Задания можно проверить в ответах учебника или на сайте ГДЗ (правда, там иногда бывают ошибки, будьте осторожны 🤫).
😎 Но лучше стремиться к независимости от ответов - делайте самостоятельно ПРОВЕРКУ - раскрывайте скобки обратно! Помните - на экзамене ответов не будет, и никто не сможет подсказать! 🧐
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
❓❓❓ Если возникают вопросы - пишите в комментариях - я всегда отвечаю 🤗🤗🤗
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜⚜
✅ Оглавление:
🔹 Подборка Повторяем математику 7 класс здесь
🧭 Путеводитель по каналу Подслушано по Математике здесь
📢 Телеграм-канал Подслушано по Математике здесь