Найти в Дзене
Кремлёвка

Велимир Хлебников: между мифом и реальностью

Велимир Хлебников (настоящее имя Виктор Владимирович Хлебников) – один из крупнейших русских поэтов-авангардистов – родился 9 ноября 1885 г. В 1898 г. будущий поэт с семьей переехал в Казань, где он поступил в 3-ю казанскую гимназию. В старших классах молодой человек начал сочинять стихи. В 1903 г. Хлебников поступил на физико-математический факультет Казанского университета. Виктор Владимирович начал ездить в экспедиции, вступил в общество естествоиспытателей, делал орнитологические записи. К 1904 г. относятся первые известные литературные опыты автора. Он попытался опубликовать пьесу «Елена Гордячкина», послав ее в издательство «Знание» Максиму Горькому, но успеха не добился. С 1908 г. Велимир Хлебников налаживает связи с представителями русского символизма Алексеем Ремизовым и Сергеем Городецким, посещает поэтические вечера. Хлебников начинает интересоваться славянской языческой традицией и народным русским языком, что нашло свое отражение во многих произведениях Хлебникова того пер

Велимир Хлебников (настоящее имя Виктор Владимирович Хлебников) – один из крупнейших русских поэтов-авангардистов – родился 9 ноября 1885 г.

Велимир Хлебников. Около 1913 г.
Велимир Хлебников. Около 1913 г.

В 1898 г. будущий поэт с семьей переехал в Казань, где он поступил в 3-ю казанскую гимназию. В старших классах молодой человек начал сочинять стихи. В 1903 г. Хлебников поступил на физико-математический факультет Казанского университета. Виктор Владимирович начал ездить в экспедиции, вступил в общество естествоиспытателей, делал орнитологические записи.

К 1904 г. относятся первые известные литературные опыты автора. Он попытался опубликовать пьесу «Елена Гордячкина», послав ее в издательство «Знание» Максиму Горькому, но успеха не добился.

С 1908 г. Велимир Хлебников налаживает связи с представителями русского символизма Алексеем Ремизовым и Сергеем Городецким, посещает поэтические вечера. Хлебников начинает интересоваться славянской языческой традицией и народным русским языком, что нашло свое отражение во многих произведениях Хлебникова того периода. В частности, в пьесе «Снежимочка» в числе действующих лиц оказывается целый пантеон выдуманных Хлебниковым языческих божеств, таких как Снезини, Смехини, Березомир, Древолюд и другие.

В сентябре 1908 г. поэт познакомился с авангардистом Василием Каменским, бывшим в то время заместителем главного редактора литературного журнала «Весна». Своим литературным дебютом Хлебников был обязан именно «Весне», в которой в октябре того же года было опубликовано стихотворение в прозе «Искушение грешника».

В 1910 г. Каменский, Бурлюк и Хлебников организуют группу – «будетляне» (от слова «будет») и преступили к созданию сборника «Садок судей», который был опубликован в апреле 1910 г.

1912 г. ознаменовался для Хлебникова изданием первой книги «Учитель и ученик», в которой были изложены представления поэта о «законах времени». В этом же году был опубликован впоследствии ставший знаменитым сборник футуристов «Пощечина общественному вкусу», значительная часть которого состояла из стихов Велимира Хлебникова.

В декабре 1913 г. вышел первый авторский сборник Велимира Хлебникова «Ряв!», изданный при участии Алексея Крученых. Это событие стало частью бурной литературной эпохи, когда футуристы, включая Хлебникова, Маяковского, Бурлюка и Крученых, провозглашали радикальный разрыв с классической традицией, призывая «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с парохода современности».

Весной 1916 г. Хлебников был мобилизован на военную службу и отправлен в Астрахань. В этот период он создал множество антивоенных стихов, позже объединенных в поэму «Война в мышеловке».

В начале 1920-х гг. Хлебников отправился в Иран, где создал цикл стихов и начал поэму «Труба Гульмуллы», завершенную в конце 1921 г. Однако уже в мае 1922 г. проявились симптомы малярии. Планы поехать в Астрахань пришлось отложить, и художник Петр Митурич (будущий муж сестры Хлебникова) предложил ему отдохнуть в деревне Санталово Новгородской губернии. Там Хлебников некоторое время работал учителем, но вскоре его состояние резко ухудшилось. Удаленность от крупных городов лишала его возможности получить квалифицированную помощь.

Последние месяцы жизни Велимира Хлебникова, проведенные в новгородской глубинке, стали символическим завершением его страннического пути. Далекий от шумных литературных кругов, больной, он оставался верен себе — поэту, для которого не существовало границ между бытом и творчеством, между реальностью и мифом. Ненадолго помещенный в больницу в поселке Крестцы, он был выписан как безнадежный больной. 28 июня 1922 г. в деревне Санталово Хлебников скончался.

Поэт вошел в историю литературы как один из самых радикальных новаторов слова, чьи эксперименты предвосхитили многие черты современной поэзии. Его идеи оказали влияние не только на русский авангард, но и на мировую культуру.

«Заклятие смехом»

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи! 1908 г.

Ознакомиться с творчеством и биографией Велимира Хлебникова вы можете в Новгородской областной библиотеке (Великий Новгород, Кремль, 4).
Более подробная статья размещена на сайте нашего проекта
"Литературная карта Новгородской области".

Автопортрет авангардиста
Автопортрет авангардиста