В прошлый раз я вскользь упомянул об академических концертных залах столицы и о том, что некоторое время увлекался этим, не без помощи моралистов. Сегодня же начну говорить о тех, куда я так или иначе заходил и где слушал в основном инструментальную музыку (впрочем, пару раз слушал и оперы в концертном исполнении, не постановками, для этого, как вы знаете, существуют другие площадки).
Концертный зал им. П. И. Чайковского
Адрес: Триумфальная площадь, 4.
Я начинаю с 5-го по молодости академического концертного зала столицы (моложе него Рахманиновский зал консерватории, где раньше юрфак МГУ был, а по соседству — мой истфак, а также Дом музыки на Космодамианской набережной, о котором расскажу позже, "Филармония-2" на Мичуринском проспекте и концертный зал "Зарядье", о котором далее). И самого первого академического концертного зала Москвы, в который я зашёл. Это случилось в июне 2016 года. Здесь сыграли свою роль, помимо моралистов, сообщения об очередях сначала в Третьяковку на Крымском Валу (помните эти эпичные столпотворения, хлынувшие на выставку Серова, вплоть до того, что выставку несколько раз продлевали, а для последующих ввели посещение по сеансам?), а затем — и о начавшихся "солд-аутах" уже в адрес абонементов филармонии? ("Солд-аут" (англ. sold out) — ситуация в товарном бизнесе или услугах, оказываемых по билетам, когда всё раскупили.) На этой волне я взял абонемент в филармонию под названием "Истории с оркестром", где рассказывал и дирижировал всем Владимир Юровский. Ещё этот поход ознаменовался тем, что впервые я посмотрел немой фильм под аккомпанемент — "Новый Вавилон", про Парижскую Коммуну (потом ещё текст про неё был в истфаковском учебнике Е. А. Бонди по английскому, но не судите Бонди — он это в советские годы писал, а в раннесоветские годы день Парижской Коммуны, 18 марта, отмечали как выходной).
К слову, о демонстрации фильма — здание изначально должно было стать театром, пусть и не кино-, а обычным, Всеволода Мейерхольда. И здание было запроектировано именно под него. Даже одно время театр действительно работал здесь, а потом началась реконструкция, дабы получить самый большой драматический театр столицы. Другой вопрос, что в 1938 г. театр Мейерхольда был ликвидирован, а спустя 2 года был расстрелян и сам Мейерхольд (до открытия концертного зала на месте его театра он не дожил). Следы первоначального проекта остались в виде эллипсообразного зала и организации освещения изнутри, а также планировки зрительного зала.
Говорят ещё, что в зале где-то есть советский герб, изначально с 16 колосьями, потом с 15, когда Карело-Финская ССР вновь стала Карельской АССР в составе РСФСР. Что-то я герба не увидел. А, может быть, не там искал?…
Сюда я активно ходил на самые разные вещи по декабрь 2017 г. — из Измайлова сюда добираться было довольно удобно. И на "Девять веков органа" — был такой фестиваль, — и на концертные исполнения опер, и на оркестровые программы… А вот из Свиблова сюда добираться совершенно сложно, но тут, наверное, сказалось то, что Кольцевая линия метро в этом районе проходит не по Садовому кольцу (само Садовое кольцо, к слову, здесь проходит в тоннеле), а севернее, охватывая Белорусский вокзал к северу отсюда. Поэтому я сюда позже практически и не приезжал. Один раз я приехал так рано, что смог посидеть во "встроенном" в КЗ кафе "Чайковский", но оно довольно дорого по расценкам…
Как добраться?
Южный вестибюль "Маяковской" (станция так называется, потому что в 1930-е гг. Триумфальная площадь носила имя В. В. Маяковского), как я уже писал, выходит в почти то же здание, где находится вход в концертный зал. Помните, что из-за не самых широких платформ при выходе из последней двери последнего вагона будут сложности!…
Раз Садовое, то где-то рядом найдёте остановку автобуса Б или чего-то по Тверской улице. Почему автобус Б остановится рядом? Причину писал ранее: Садовое кольцо идёт в тоннеле.
Большой зал Консерватории им. П. И. Чайковского
Адрес: Средний Кисловский переулок, 4, фасад выходит на Большую Никитскую улицу.
Из залов, с которыми я взаимодействовал в Москве, этот 2-ой по старшинству из всех и был открыт ещё в 1901 году! И его внутренности оформлены довольно помпезно и красиво!… Больше в столице я такого оформления не встречал.
И вмещает довольно много — 1737 зрителей (раньше, правда, вмещал и того больше, 2486). Сам зал тоже довольно интересной сделан. Партер так и находится на низких уровнях, а вот разница между ним и 1-ым рядом амфитеатра настолько существенна, что это принципиально разные этажи, и даже не один, а мама при мне, объясняя своему ребёнку, что там сверху, назвала это балконом, хотя на балкон это даже не тянет.
Ещё зал интересен своим довольно помпезным оформлением, известным ещё и тем, что внутри самого Большого зала по обе стороны развешены портреты самых разных великих композиторов России и мира. Правда, перед входом находятся ещё портреты Гайдна и Мендельсона — их, а также портреты Глюка и Генделя (эти утрачены) в 1953 г. заменили на портреты соотечественников уже наших, Римского-Корсакова, Даргомыжского, Мусоргского, а также "сына братского польского народа" Шопена, и сделали это всё советские художники, остальные портреты выполнены художников Бодаревским по заказу дирижёра самого первого концерта в этом зале Сафонова.
Как в этот зал попал, так в него часто и ходил на самое разное вплоть до 2018 года, пока мог. Помимо консерватории, здесь часть концертов проводит и филармония, не в зале им. Чайковского, ей принадлежащем. Тут и логистика удобнее — рядом же Красная площадь и Александровский сад…
Как добраться?
Рядом по 2 станции Сокольнической и Арбатско-Покровской линий метро — "Охотный Ряд" и "Библиотека им. Ленина" у одной и "Площадь Революции" и "Арбатская" у другой (в последнем случае выход в восточный вестибюль, не на Арбаты), в основном пользовался "Библиотекой". Соответственно, можно также пользоваться "Театральной", "Александровским садом" и "Боровицкой".
P. S.
Большой зал — не единственный у консерватории в этой округе, тут целый комплекс зданий и залов. Но из них я был лишь Большом зале, а также в Рахманиновском, самом камерном из всех (дело было в рамках "Ночи музыки"). Хотя и он оформлен довольно богато, по крайней мере, сам зал. Есть ещё Малый зал, по вместимости промежуточный между Большим и Рахманиновским залам, частая площадка для разного рода отчётных концертов, но меня туда так ни разу и не занесло. Musica Integral и та давала финальный концерт в Большом зале.
Дом Союзов
Адрес: ул. Большая Дмитровка, 1/30.
Это старейший из всех концертных залов столицы, с более чем двухвековой историей! Я побывал там в 2016 г. на юбилее радио "Орфей", там было дано 3 концерта, из них я был лишь на 2, "Территорию мюзикла" не оценил. Кто-нибудь объяснит, что мюзиклы забыли на радио классической музыки? Сверх того, там есть и специалисты по этой теме…
Изначально это была городская усадьба князя В. В. Долгорукого-Крымского, в 1780-1782 гг. он был московским главнокомандующим. После его кончины дом выкупило Московское благородное общество, оно же — Благородное собрание. И многие годы, в 1784-1917 гг., этот дом был известен именно как Благородное собрание. Жилой дом под балы и собрания перестроили по проекту известного московского архитектора того времени М. Ф. Казакова. 1-й этаж стал хозяйственным, 2-ой заняли залы-гостиные, а место двора занял Большой зал Благородного собрания. В результате пожара 1812 года дому сильно досталось, но ученик Казакова Бакарев здание восстановил. С тех пор в здании стали активно проводиться самые разные мероприятия, в том числе концерты музыки, да. Александр II свою речь, посвящённую нужности подготовке к отмене крепостного права, в 1856 г. произнёс перед московским дворянством именно здесь. В 1903-1908 гг. здание перестроено по модным веяниям того времени — был добавлен 3-й этаж.
В годы Первой мировой войны здесь давали только благотворительные концерты, половина дома вообще ушла под лазарет, хотя только что были балы в честь 300-летия дома Романовых… А сразу после революции Московский военно-революционный комитет (Московский ВРК) реквизировал это место и дал ему то имя, под которым мы его знаем сегодня, — Дом Союзов. А главный зал стал называться Колонным, переименованы и другие залы. И это был один из ключевых залов столицы и страны Советов: здесь много раз выступал Ленин, а затем и другие советские лидеры, проводились съезды самых разных организаций (для этого, когда освоили радио, зал радиофицировали), концерты самого разного. И, думаю, можете вспомнить церемонии прощания советских лидеров, если таковые застали. Так вот, Дом Союзов входил в эти похоронные ритуалы: первой частью этого ритуала, впервые применённого на похоронах многолетнего председателя Президиума Верховного Совета СССР, "всесоюзного старосты" М. И. Калинина, затем использовавшегося на похоронах Сталина, Суслова, Брежнева, Андропова и Черненко: здесь в течении нескольких дней гроб с телом покойного был выставлен на всеобщее обозрение, дабы все могли попрощаться с покойным. Отсюда же начинался маршрут, по которому гроб на лафете везли на Красную площадь, к Мавзолею Ленина. К слову, прощание с самим Лениным тоже было здесь, в Колонном зале Дома Союзов — подобная церемония прощания, именно в этом месте, считалась самой престижной локацией для подобного (2-ым по престижу местом для церемонии прощания был Центральный дом Советской Армии).
Ну и в 1935 г. здесь стали проводить новогодние ёлки, и именно здесь в новогодний "обиход" ввели Снегурочку в том качестве. как мы её знаем.
В новейшей же истории я практически не слышал, чтобы Дом Союзов использовали, или же не обращал внимание на это. Единственный раз, когда я туда попал, были концерты "Территория классики" и "Хит-парад классической музыки", проводившиеся к 25-летию радио "Орфей", и там было сказано, что с этого могла бы возродиться роль Дома Союзов в жизни столицы. Увы, я что-то о громких мероприятиях там не слышал.
Как добраться?
Через дорогу от Дома Союзов стоит общий наземный вестибюль "Охотного Ряда" и "Театральной". "Площадью Революции", конечно, можно пользоваться, но выйти всё равно надо будет через северный выход "Театральной".
Я побывал во многих залах столицы, так что в следующий раз выложу ещё несколько концертных залов столицы — их просто много!…